Введение
Отсутствие вспомогательных репродуктивных технологий до начала прошлого века ставило знак равенства между эрекцией и способностью к деторождению. Однако в настоящее время взгляд на эректильную дисфункцию (ЭД) изменился, и эректильная составляющая рассматривается отдельно как один из основных элементов качества жизни мужчины.
Результаты многоцентрового эпидемиологического исследования свидетельствуют о высокой (до 89,9%) встречаемости ЭД [1]. Распространенность ЭД обусловлена и охватом большего количества населения узкими специалистами, и внедрением современных методик обследования.
Среди специфических тестов, используемых в диагностике ЭД (исключая лабораторную диагностику гипогонадизма, сахарного диабета, гиперхолестеринемии и др.), можно выделить фармакологическое индуцирование эрекции (при приеме ингибиторов фосфодиэстеразы пятого типа, простагландина Е1) с оценкой сосудистого компонента при помощи ультразвука, кавернозометрии/кавернозографии, мониторинг индуцированных и спонтанных эрекций (с использованием приборов Neva, Snap-Gauge, RigiScan), а также различные комбинации этих методов [2].
Препаратами первой линии лечения ЭД остаются ингибиторы фосфодиэстеразы пятого типа. Однако они обладают побочными эффектами, что ограничивает их применение [3, 4]. Всемирная организация здравоохранения подчеркивает важность использования препаратов из растительного сырья, учитывая их невысокую стоимость, эффективность и хорошую переносимость (они редко вызывают побочные реакции) [5]. Указанные достоинства, возможность длительного приема с минимальным врачебным контролем, а также многовековой опыт фитотерапии определяют тот факт, что пациенты предпочитают нетоксичные препараты растительного происхождения. Далее в статье будут рассмотрены точки приложения биологически активных веществ, выделенных из эврикомы длиннолистной и травы эпимедиума – наиболее часто используемых компонентов фитопрепаратов, которые назначаются при ЭД [6].
Исторический анализ формирования основных принципов диагностики эректильной дисфункции
Первое упоминание о необходимости обследования мужчин встречается в так называемом Декрете Грациана «Concordia discordantium canonum» (1140) – первом общем своде канонического права католической церкви. Его действие не только регулировало жизнь священнослужителей, но и распространялось на многие стороны жизни мирян и меньшинств, не принадлежащих к христианской общине.
В трактате «Chirurgia Magna» (1363), который хранится в Ватиканской апостольской библиотеке, хирург G. de Chauliac впервые описал диагностические критерии ЭД как необходимую составляющую процесса расторжения брака. Следование заповеди Господа «плодиться и размножаться» (Бытие 1:28) отразилось на том, что уже к эпохе раннего Средневековья церковь стала первым центром по выявлению ЭД, поскольку неспособность к проведению полового акта позволяла признать брак недействительным. Утверждалось, что «…даже евнух может жениться при условии сохранения способности к эрекции». Церковь могла одобрить повторный брак даже для женщин, но не для мужчины-импотента [7]. Мониторинг индуцированной эрекции осуществлялся визуальным путем во время процедуры, носящей название «Congress». Половые партнеры «возлежали вместе по нескольку дней» в присутствии «замужней матроны, привыкшей к подобным вещам… которая должна предлагать [партнерам]… специи и травы, растирать их маслами...» После наблюдения за эрекцией и попытками коитуса матрона сообщала церковнослужителю об увиденном [8]. Оценка сосудистых реакций проводилась с помощью «испытания холодной водой», позволяющего оценить, насколько сжимались вены на мошонке и половом члене. Исследование проводили в настолько холодной воде и так долго, что половой член обследуемого становился «…такого же размера, как у двухлетнего мальчика» [9].
Фармакологическое индуцирование эрекции достаточно подробно описал Constantinus Africanus в трактате «Viaticum» в главе «De Coiti» («О совокуплении»). В этой работе перечислены активные, с точки средневекового мировоззрения, лекарственные средства для индуцирования эрекции: мозги тридцати самцов воробьев, околопочечный жир забитого козла и мед. Следует отметить, что эти средства были нацелены не на достижение удовольствия, а на возможность деторождения и продолжения рода.
Папа римский Иоанн ХХI (1210–1277) в сочинении «Practica medicinae, quae thesaurus pauperum nuncupatur» привел 34 рецепта афродизиаков и 56 вызывающих эрекцию составов, которые использовались в качестве фармакологических активных средств, и «если [с ними] невозможно было произвести соитие, значит, вина принадлежит мужчине».
Таким образом, именно церковь заложила основные принципы диагностики ЭД, которые с течением времени были усовершенствованы.
Биохимическое обоснование применения фитотерапии при эректильной дисфункции
Как указывалось ранее, одно из перспективных направлений лечения ЭД – длительная безопасная фитотерапия комплексными препаратами, в состав которых входят экстракты эврикомы длиннолистной и травы эпимедиума. Анализ доступных современных литературных источников позволил определить их точки приложения и механизм действия.
Эврикома длиннолистная (Eurycoma longifolia) – растение из семейства симарубовых. Экстракт корня эврикомы много веков используется в традиционной медицине Востока для повышения полового влечения и как естественная альтернатива гормональной заместительной терапии [10]. В 2014 и 2017 гг. специалисты осуществили систематический обзор более 300 рандомизированных исследований, убедительно доказавших эффективность применения корня эврикомы в лечении ЭД [11, 12]. Выделяют следующие составляющие корня эврикомы: фенольные соединения (эврикоманоны, эврикоманол, эврикомалактон), алкалоиды и дубильные вещества.
Трава эпимедиума (горянки) (Herba Epimedii) также часто используется в традиционной восточной медицине, занимая ведущее место в государственной фармакопее Китая [13]. На сегодняшний день из растений этого рода выделено и идентифицировано более 60 флавоноидов, в большинстве представленных пренилированными гликозидами кемпферола. Помимо флавоноидов биологическая активность травы эпимедиума обусловлена полисахаридами, витамином С и галактуроновой кислотой [14]. В исследованиях in vitro и in vivo продемонстрирована эффективность травы эпимедиума, главным образом одного из его компонентов – икариина, при окислительном стрессе. Антиоксидантные свойства травы эпимедиума связаны, во-первых, с тем, что флавоноиды нейтрализуют свободные радикалы, отдавая им электроны, а во-вторых, с тем, что вследствие индуцирования активности каталазы и глутатионпероксидазы токсичные радикалы и перекиси трансформируются в нейтральные метаболиты [15].
Икариин – наиболее изученный флавоноид в составе травы эпимедиума. Биологическая активность икариина обусловлена его способностью высвобождать оксид азота (NO) эндотелием сосудов, что доказано в эксперименте. У крыс с индуцированным диабетом снизилось внутрикавернозное давление и уменьшилось соотношение «гладкая мускулатура/коллаген» в гладкомышечных клетках полового члена. Введение икариина способствовало восстановлению гемодинамики, нормализации гладкой мускулатуры и поддерживало экспрессию NO-синтазы [16]. В других экспериментах икариин ингибировал активность фосфодиэстеразы пятого типа и повышал уровень циклического гуанозинмонофосфата в гладкомышечных клетках пещеристых тел [17]. При моделировании ЭД путем перевязки внутренней половой артерии при применении икариина (5 и 10 мг/кг/сут) зарегистрировано повышение давления в пещеристых телах с одновременным восстановлением экспрессии NO [18]. В последующих исследованиях установлен дозозависимый эффект и концентрации, при которых икариин и другие флавоноиды ингибируют ферменты, ответственные за развитие ЭД: фосфодиэстеразу пятого типа, аргиназу и ангиотензинпревращающий фермент [15, 19–22].
Перспективы фитотерапии у больных ЭД изучались нами на примере биологически активной добавки Виалиссил [23]. В ее состав входят экстракт эврикомы длиннолистной, экстракт эпимедиума, цинк, токоферол, йохимбин, икариин, экстракт пальмы сабаль, селен. Противопоказаниями к назначению комплекса являются индивидуальная непереносимость компонентов, нарушения ритма сердечной деятельности, выраженный атеросклероз и др. На фоне приема добавки у пациентов с ЭД произошло снижение выраженности общей симптоматики, зарегистрированное при помощи Опросника по симптомам старения мужчины, в основном за счет сексологической составляющей. Улучшение эрекции подтверждено при использовании Международного индекса эректильной функции. В среднем прирост баллов после курса применения комплекса составил 6 ± 1,2. Субъективные данные исследования подтверждены лабораторными показателями. Через месяц приема добавки в составе комплексной терапии у пациентов с андрогенным дефицитом повысился биологически доступный тестостерон (индекс свободных андрогенов вырос с 24,3 ± 1,3 до 52 ± 5,1%) за счет снижения уровня глобулина, связывающего половые гормоны. В опубликованных работах мы не нашли данных, свидетельствующих о подобном механизме действия фитопрепаратов, что определяет перспективность дальнейших исследований. Побочных эффектов при приеме биологически активной добавки за время наблюдения не отмечено.
Заключение
Применение фитопрепаратов позволяет проводить лечение ЭД в течение длительного времени, избегая полипрагмазии и побочных эффектов, характерных для синтезированных лекарственных средств.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.