Протеогликаны – сложные структурные белки, которые являются компонентами клеточной мембраны и формируют внеклеточный матрикс. Протеогликаны участвуют в регуляции клеточных процессов, активации межклеточного взаимодействия, а также передаче информации от матрикса в клетку и обратно, обеспечивая диалог между клеткой и внешней средой. Фолликулярные протеогликаны представляют собой ключевые вещества в жизни волосяного фолликула и выполняют важные функции, такие как формирование структуры, регуляция циклических механизмов развития волосяного фолликула, контроль взаимодействия мезенхимы и эпителия с целью модуляции морфогенеза в цикле роста волос, обеспечивая нормальный баланс сигнальных молекул. Таким образом, фолликулярные протеогликаны выполняют ведущие функции в развитии волосяного фолликула. Ключевыми фолликулярными протеогликанами являются версикан, декорин и синдекан. Версикан экспрессируется в дермальных сосочках и проксимальных частях оболочки соединительной ткани. Декорин идентифицируется в дермальном сосочке и зоне bulge. В свою очередь, синдекан-1 специфичен для эпителиальных частей волосяного фолликула, наружных и внутренних корневых оболочек1, 2.
Версикан проявляется в зрелых волосяных фолликулах с максимальной экспрессией в фазе анагена, уменьшением в катагеновой и исчезновением в телогеновой фазе. При этом его присутствие в зоне bulge постоянно. Интересно, что у пациентов старше 50 лет экспрессия версикана уменьшается, что предполагает связь этого протеогликана с развитием сенильной алопеции, обусловленной возрастными изменениями3. Кроме того, экспрессия версикана значительно снижена в пушковых волосах при развитии андрогенной алопеции вследствие действия андрогенов4.
В исследованиях in vivo и in vitro продемонстрирована ключевая роль версикана в индуцировании роста волос. Установлено, что версикан является важным звеном для передачи сигнала от клеток дермального сосочка к стволовым клеткам фолликула и инициирования регенерации волос5.
Декорин – богатый лейцином протеогликан, который экспрессируется в основном в волосяном фолликуле и сальной железе. Он поддерживает фазу анагена и способствует миграции кератиноцитов при росте волос. Повышенная экспрессия декорина активирует сигнальный путь анагена, Wnt-сигнальный путь, стимулируя рост волос. Также декорин блокирует действие различных эпидермальных факторов роста, характеризующихся отрицательным воздействием на волосяной фолликул. Так, он блокирует TFG-бета-1, который помимо ингибирования роста волоса стимулирует местный синтез андрогенов и развитие фиброза6, а также угнетает трансмембранный рецептор EGF, участвующий в реализации андрогенетической алопеции7.
В свою очередь синдеканы – трансмембранные протеогликаны, состоящие из эктодомена, трансмембранной зоны и внутриклеточной части. Они регулируют сигналы адгезии, миграции и роста с помощью растворимых лигандов внеклеточного матрикса, в частности таких как Wnt, Shh, TFG-бета, FGF, EGF. Синдекан-1 регулирует циклические процессы в волосяных фолликулах. В фазе анагена синдекан-1 обнаруживается в эпителиальном отделе наружного корневого влагалища и сосочке. В фазе телогена его количество постепенно снижается.
Нарушенный метаболизм ключевых специфических протеогликанов и снижение их уровня приводят к дисбалансу фаз цикла волос. В связи с этим при различных видах алопеции возникает необходимость применения биологически активной протеогликановой заместительной терапии, являющейся источником специфических протеогликанов, участвующих в оптимизации жизненного цикла волосяных фолликулов. Сегодня в нашей стране в качестве заместительной протеогликановой терапии у пациентов с алопециями различной этиологии успешно применяется продукт нового поколения Нуркрин® с уникальным протеогликановым комплексом MARILEX®. Нуркрин® рекомендован в качестве заместительной протеогликановой терапии как мужчинам, так и женщинам. Рекомендуемая схема приема – по одной таблетке два раза в день в течение четырех – шести месяцев. В состав продукта Нуркрин® входят запатентованный комплекс MARILEX®, содержащий специфические протеогликаны – версикан, декорин и синдекан, витамин С (экстракт ацеролы), биотин. Состав продукта Нуркрин® для мужчин и женщин имеет некоторые различия, в частности, для мужчин дополнительно добавлен пажитник сенной. Докладчик подчеркнула, что важным условием при назначении продукта Нуркрин® является отсутствие у пациента аллергии на морепродукты, поскольку комплекс MARILEX® представляет собой фракционированный экстракт из морских рыб.
В последние годы накоплены данные о биодоступности протеогликанов при пероральном применении. В ряде исследований показано, что протеогликаны с высокой молекулярной массой при пероральном введении могут абсорбироваться в кишечнике и системно распределяться в периферические ткани. В толстом кишечнике протеогликаны разрушаются до дисахаридов микрофлорой. Меньшая фракция абсорбируется в тонком кишечнике посредством эндоцитоза, остальная – в виде продуктов разложения в ободочной и слепой кишках. Итак, протеогликаны являются биодоступными, всасываются и определяются количественно в системном кровотоке после приема внутрь.
При андрогенетической алопеции происходят патоморфологические изменения, приводящие к миниатюризации и нарушению цикла роста волосяного фолликула, сокращению фазы анагена, увеличению продолжительности фазы покоя (кеногена). При агрессивно протекающих формах андрогенетической алопеции могут развиваться перифолликулярное микровоспаление и фиброз. Заместительная терапия протеогликанами у пациентов с андрогенетической алопецией позволяет противодействовать уменьшению размеров и атрофии волосяных фолликулов, способствует инициации, регуляции и пролонгированию фазы анагена. При агрессивном течении заболевания декорин реализует антифиброзную функцию вследствие способности в естественных условиях ингибировать TGF-бета – белок, ответственный за патологическое рубцевание и фиброз.
В настоящее время в исследованиях изучена эффективность сочетания PRP-терапии (обогащенной тромбоцитами плазмы) с применением протеогликанов и их роли в процессе регенерации. По данным зарубежных исследователей, результаты конфокальной микроскопии подтвердили способность PRP-терапии и декорина стимулировать образование миофибрилл. Установлено, что PRP-терапия подавляет способствующие фиброзу цитокины, увеличивает жизнеспособность, пролиферацию и дифференцировку клеток. При сочетании декорина и PRP-терапии выявлены дополнительные синергетические эффекты, в частности увеличение способности к регенерации. Эти данные свидетельствуют о том, что PRP-терапия может предотвращать фиброз и стимулировать регенерацию, особенно в сочетании с ингибитором TGF-бета декорином8.
А.Г. Гаджигороева привела примеры применения продукта Нуркрин® в комплексном лечении пациентов с андрогенетической алопецией в реальной клинической практике. Молодой пациент с начальной стадией андрогенетической алопеции получал комплексное лечение стемоксидином 5% в форме лосьона наружно в сочетании с PRP-терапией и приемом продукта Нуркрин® по одной таблетке два раза в день. Комплексная терапия продемонстрировала свою эффективность: у пациента увеличилась плотность роста волос, остановилось выпадение и возобновился рост волос.
Другой пациент, 28 лет, с андрогенетической алопецией по мужскому типу получал комплексную терапию топическим миноксидилом 5% в комбинации с продуктом Нуркрин® по одной таблетке два раза в день в течение четырех месяцев. По результатам фототрихограммы, плотность роста волос увеличилась с 245 до 270 ед/см2. Важно, что при этом снизился процент веллусных волос – с 20 до 13%.
Пациентка, 33 года, с выраженной формой андрогенетической алопеции по женскому типу получала комплексную терапию – топический миноксидил 5% один раз в день в сочетании со стимуляцией роста волос стромально-васкулярной фракцией однократно и продуктом Нуркрин® по одной таблетке два раза в день в течение четырех месяцев. На фоне комплексной терапии у пациентки отмечено уменьшение выпадения и возобновление роста волос.
Таким образом, комбинированная терапия алопеций с применением различных медикаментозных подходов и косметических процедур в сочетании с заместительной терапией протеогликанами повышает эффективность проводимой терапии вследствие разных механизмов действия.
Данные клинической практики свидетельствуют, что заместительная протеогликановая терапия продуктом Нуркрин® является эффективным методом лечения сенильной алопеции. Как известно, признаки старения волос становятся заметными с 30–35-летнего возраста. Уменьшаются количество волос, размер волосяного фолликула и диаметр стержня, снижается скорость роста пигментированных волос, а седые волосы начинают расти быстрее. В этот период увеличивается продолжительность кеногена, изменяется структура волос – они становятся безжизненными, сухими, а некоторые похожи на проволоку. Сенильная алопеция прогрессирует с наступлением менопаузы у женщин, поскольку снижение уровня эстрогенов в организме ассоциировано со снижением производства протеогликанов.
С возрастом изменяется синтез протеогликанов в волосяном фолликуле – уменьшаются их количество и качество. Данные исследований показали, что снижение производства декорина нарушает поддержку стволовых клеток и может быть причиной возрастной потери волос. Получены данные, что заместительная терапия протеогликанами, в частности версиканом и декорином, уменьшала старение капилляров, обусловленное внешними и внутренними механизмами9, 10.
На сегодняшний день нет единых стандартов лечения сенильной алопеции в клинической практике. Выбор терапии остается на усмотрение лечащего врача и основан на его практическом опыте. К наиболее распространенным методам лечения пациентов с сенильной алопецией относят применение наружных стимуляторов роста волос, процедуры, стимулирующие регенерацию волос, и терапию протеогликанами. Также в лечении таких пациентов можно использовать антиандрогены и заместительную гормональную терапию.
По данным докладчика, у пациентки 68 лет с сенильной алопецией к терапии топическим миноксидилом 5%, который она получала более двух лет, добавили продукт Нуркрин® по одной таблетке в день в течение четырех месяцев. Согласно данным фототрихограммы, количество волос в теменной и затылочной зонах увеличилось с 181 до 223 ед/см2 и с 177 до 198 ед/см2 соответственно. На фоне комплексной терапии с применением продукта Нуркрин® было отмечено увеличение плотности роста волос.
Также Нуркрин® позволяет проводить заместительную терапию протеогликанами у пациентов с телогеновой алопецией. По данным исследований, декорин и версикан обладают выраженной анаген-индуцирующей активностью7.
Декорин показывает способность блокировать наступление катагена11.
Уникальные свойства протеогликанов, входящих в состав продукта Нуркрин®, обеспечивают его эффективность в отношении увеличения процента волос в стадии анагена и способствуют нормализации роста волос у пациентов с телогеновой алопецией. У пациентки 25 лет с жалобами на выпадение волос в течение пяти лет после четырех месяцев комплексного лечения PRP-терапией и продуктом Нуркрин® (одна таблетка два раза в день) наблюдалась положительная динамика: улучшение плотности волос, выраженное снижение темпов выпадения волос. По данным фототрихограммы, количество волос увеличилось с 290 до 307 ед/см2, а показатели телогена – с 20 до 10,2%. Кроме того, пациентка отмечала нормализацию состояния волос.
Еще одним актуальным вопросом является применение заместительной протеогликановой терапии в лечении постковидной алопеции. В последних исследованиях подтверждена роль протеогликанов в выживании клеток в условиях гипоксии. Относительная гипоксия и микрососудистая недостаточность являются патогенетическими звеньями ряда алопеций (постковидной, андрогенетической, ишемической). В условиях гипоксии замедляется рост волос, происходит истончение стержней, уменьшение процентного соотношения анагена12. В связи с этим применение протеогликанов рассматривается как потенциальная терапевтическая стратегия для пациентов с постковидной потерей волос.
Как отметила А.Г. Гаджигороева, на сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт успешного использования продукта Нуркрин® в комплексной терапии острой постковидной алопеции. Она представила результаты лечения пациентки с острой постковидной потерей волос. Пациентка получала в составе комплексной терапии лечение продуктом Нуркрин® по одной таблетке два раза в день в течение четырех месяцев в комбинации с PRP-терапией и миноксидилом 5% в форме лосьона наружно в течение трех месяцев. Курс комплексной терапии способствовал улучшению состояния волос пациентки – увеличению плотности роста волос и уменьшению их выпадения.
Подводя итог, А.Г. Гаджигороева подчеркнула, что продукт Нуркрин® с запатентованным комплексом МARILEX® – эффективное и безопасное средство нового поколения для восстановления естественного цикла роста волос. Преимуществом данного продукта является уникальный состав, содержащий компоненты природного происхождения. Использование продукта Нуркрин® с запатентованным комплексом МARILEX® в качестве заместительной протеогликановой терапии способствует увеличению количества волос, нормализации их структуры, продлевает фазу анагена, увеличивая жизненный цикл волосяного фолликула. Данные клинических исследований и реальной клинической практики подтверждают эффективность применения продукта Нуркрин® для лечения самых различных типов алопеции: андрогенетической алопеции (мужской и женский тип), хронического телогенового выпадения волос, сенильной и острой постковидной алопеций.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.