количество статей
6822
Загрузка...
Исследования

Результаты применения препарата Cонизин при гиперплазии простаты

Рапопорт Л.М. (д.м.н., проф.),
Цариченко Д.Г. (д.м.н.),
Стойлов С.В. (к.м.н.)
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, клиника урологии им. Р.М. Фронштейна
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Урология и Нефрология" №4
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
В статье приведены результаты обследования и лечения мужчин, страдающих доброкачественной гиперплазией предстательной железы. В качестве терапии 50 пациентов получали препарат Сонизин (0,4 мг) в течение 6–19 месяцев. 

В результате лечения улучшились параметры мочеиспускания, повысилось качество жизни. Прием Сонизина позволил снизить риск острой ишурии и в ряде случаев подготовить больных к трансуретральной резекции простаты. 
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гиперплазия простаты, простата, заболевания предстательной железы, предстательная железа, урология, андрология
В статье приведены результаты обследования и лечения мужчин, страдающих доброкачественной гиперплазией предстательной железы. В качестве терапии 50 пациентов получали препарат Сонизин (0,4 мг) в течение 6–19 месяцев. 

В результате лечения улучшились параметры мочеиспускания, повысилось качество жизни. Прием Сонизина позволил снизить риск острой ишурии и в ряде случаев подготовить больных к трансуретральной резекции простаты. 
Таблица 1. Результаты проведенной терапии
Таблица 1. Результаты проведенной терапии
Таблица 2. Частота побочных реакций при лечении различными α-АБ у пациентов, %
Таблица 2. Частота побочных реакций при лечении различными α-АБ у пациентов, %
Введение

Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ) – заболевание, наиболее часто встречающееся у мужчин пожилого и старческого возраста [9]. При аутопсии морфологические признаки гиперплазии простаты выявляются более чем у 40% мужчин в возрасте 40–50 лет и более чем у 90% мужчин в возрасте 80 лет [4, 15]. Считается, что большинство мужчин старше 50 лет имеют те или иные симптомы ДГПЖ [13]. Социальная значимость и актуальность проблемы ДГПЖ подтверждается демографическими исследованиями ВОЗ, которые свидетельствуют о значительно м увеличении количества людей старше 60 лет среди населения планеты. 

Наиболее частыми осложнениями ДГПЖ являются инфекции мочевых путей, острая и хроническая задержка мочеиспускания, формирование камней в мочевом пузыре, развитие хронической почечной недостаточности [14]. Острая ишурия наблюдается у больных ДГПЖ без лечения с частотой от 0,4 до 6% и зачастую возникает у пациентов преклонного возраста с тяжелым интеркуррентным фоном [2, 9]. При наличии интеркуррентных заболеваний своевременное выполнение операции, направленной на восстановление мочеиспускания, не представляется возможным из-за риска развития осложнений, связанных с декомпенсацией сердечно-легочной, пищеварительной, эндокринной и нервной систем больного. Зачастую деривация мочи у этих пациентов осуществляется посредством надлобкового мочепузырного свища [6]. Эпизоды острой ишурии с последующей катетеризацией мочевого пузыря, а возможно, и цистостомией, безусловно, снижают работоспособность пациентов и нередко приводят к их инвалидизации. 

Цистостомия у больных гиперплазией простаты, показаниями к которой помимо острой ишурии являются острый простатит, хроническая задержка мочеиспускания с нарушением функции почек, обусловленной ретенцией мочи, нередко становится причиной с циальной дезадаптации [20]. Основные проявления ДГПЖ можно разделить на две группы симптомов: ирритативные (учащенные, повелительные позывы к мочеиспусканию, ночная поллакиурия) и обструктивные (слабая струя мочи, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, необходимость натуживания при мочеиспускании). Описанная клиническая картина с нарушением пассажа мочи понижним мочевыводящим путям снижает показатели качества жизни пациентов с ДГПЖ (IPSS и QoL) [3]. 

Каковы же патогенетические аспекты медикаментозной терапии доброкачественной гиперплазии простаты? В исследованиях было установлено, что адренорецепторы подтипа α1А в значительном количестве присутствуют в предстательной железе и составляют более 70% всех ее α1-адренорецепторов [10]. Считается, что именно эти рецепторы преимущественно ответственны за сокращение гладкомышечных элементов предстательной железы и оказывают существенное влияние на развитие динамической обструкции при гиперплазии простаты. В противоположность этому, 60–70% рецепторов подтипа α1D верифицируются в уретре, стенке мочевого пузыря и нижних отделах мочеточников. Одновременно предполагают, что подтип α1В участвует в сокращении гладкомышечных элементов стенок основных артерий человека и отвечает за регуляцию артериального давления и возникновение побочных реакций при применении α1-адреноблокаторов (α1-АБ). 

Клинический эффект α1-АБ зависит от избирательности действия на различные подтипы рецепторов. Блокада α1А-адренорецепторов приводит к снижению тонуса гладкомышечных структур шейки мочевого пузыря и предстательной железы, что, в свою очередь, проявляется уменьшением уретрального сопротивления и, как следствие, выраженности инфравезикальной обструкции (фаза опорожнения мочевого пузыря). Блокада α1А- и α1D-адренорецепторов в мочевом пузыре ингибирует сокращение мышечных элементов детрузора, что приводит к уменьшению его чувствительности и снижению выраженности симптомов фазы накопления (ирритативных). Установлено, что дисфункция мочевого пузыря при аденоме предстательной железы во многом связана с развитием гипоксии детрузора, сопровождающейся изменениями на ультраструктурном уровне. По мнению О.Б. Лорана и Е.Л. Вишневского [5], применение α1-АБ не только снижает тонус гладкомышечных элементов шейки мочевого пузыря, предстательной железы и простатического отдела уретры, но и способствует лучшей оксигенации детрузора за счет вазодилатации пузырных артерий, оказывая позитивное влияние на обменные процессы в стенке мочевого пузыря. 

Как эффективные препараты для лечения ДГПЖ α1-АБ применяются на протяжении последних 40 лет. В 2000 г. Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) был одобрен уроселективный α1-адреноблокатор – тамсулозин [18]. Исследованиями MTOPS [17] определена роль α1-АБ в лечении ДГПЖ – они способствуют уменьшению дизурии, снижают риск развития острой задержки мочеиспускания. Таким образом, в настоящее время комбинированная терапия α1-АБ считается первой линией лечения мужчин с умеренными симптомами ДГПЖ [19]. 


Цель исследования

Основной задачей нашего исследования была оценка эффективности терапии α1-АБ, возможностей уменьшения риска острой ишурии и использования препаратов в качестве предоперационной подготовки. Предполагалось, что применение α1-АБ улучшает функциональное состояние мочевого пузыря и тем самым позволяет выиграть время, необходимое для проведения терапии, направленной на подготовку больного к ТУР доброкачественной гиперплазии простаты, предупреждает развитие острой задержки мочеиспускания. 


Материалы и методы

В клинике урологии им. Р.М. Фронштейна Первого МГМУ им. И.М. Сеченова в период с сентября 2008 по май 2011 г. проводилась оценка клинической эффективности и безопасности применения препарата тамсулозин. В основную группу вошли 50 мужчин в возрасте от 54 до 80 лет, которым проводилась терапия препаратом Сонизин 0,4 мг 1 раз в день в течение 6–19 месяцев. В контрольную группу были включены 13 пациентов в возрасте от 64 до 76 лет, которые не получали лечения из-за невозможности применения α1-АБ в связи с хронической сердечной недостаточностью. Возможность назначения α1-АБ исходя из соматического статуса согласовывалась с терапевтом. Из исследования были исключены больные с подозрением на рак простаты (повышенный уровень ПСА), высоким риском развития острой задержки мочеиспускания (эпизоды острой задержки мочеиспускания в анамнезе, Qmax < 5 мл/сек, более 100 мл остаточной мочи), камнями мочевого пузыря и объемом простаты более 100 см3. Изучалась динамика на основании показателей объема предстательной железы, урофлоуметрии, ПСА, баллов по шкале IPSS. 


Результаты исследования 

В основной группе через 6 месяцев от начала лечения суммарный балл симптомов по шкале IPSS снизился на 6,2 ± 0,9 (p < 0,05). Максимальная скорость мочеиспускания в среднем увеличилась до 11,5 ± 2,4 мл/сек. В контрольной группе отмечен незначительный рост суммарного балла симптомов по шкале IPSS на 1,3 ± 1,2 (различия статистически недостоверны) и ухудшение параметров мочеиспускания до 7,4 ± 1,5 мл/сек (различия статистически недостоверны). Размеры предстательной железы не изменились в обеих группах (табл. 1). У 1 пациента (2%) основной группы возникла задержка мочеиспускания. В контрольной группе у 2 больных (15,4%) развилась острая ишурия, потребовавшая катетеризации и назначения антибактериальной и противовоспалительной терапии, после чего мочеиспускание восстановилось. Однако спустя некоторое время у одного из этих пациентов повторились задержки мочеиспускания, и была установлена цистостома. В основной группе 6 больным (12%) спустя 6 месяцев консервативной терапии после стабилизации соматического статуса и по желанию пациентов была выполнена ТУР гиперплазии простаты с последующим восстановлением адекватного мочеиспускания. За время приема препаратов значимых нежелательных реакций, в том числе снижения гемодинамических показателей, не возникло (табл. 2) [8]. 

Наблюдаемые побочные явления чаще были связаны с системным влиянием тамсулозина на тонус сосудистой стенки (ощущение общей слабости, головокружения, сердцебиения, головной боли и заложенности носа). Это не потребовало отмены препарата и дополнительных консультаций специалистов – эффекты были кратковременными и выявлялись лишь при активном расспросе больных. Возникшая у 8 больных (16%) ретроградная эякуляция, на наш взгляд, является не побочным эффектом, а следствием медикаментозно индуцированного снижения тонуса гладкомышечных волокон шейки мочевого пузыря и области сфинктера мочеиспускательного канала. Пациенты были заблаговременно предупреждены о возможности такого изменения и испытывали лишь косметический дискомфорт, исчезнувший спустя неделю после отмены препарата. 


Обсуждение результатов 

Терапия с применением селективного α1-АБ тамсулозина (Сонизин) продемонстрировала высокую эффективность у пациентов с ДГПЖ: было установлено достоверное улучшение параметров мочеиспускания (увеличение максимальной скорости мочеиспускания достоверно выше, чем в контрольной группе) и качества жизни. При этом не наблюдалось каких-либо значимых нежелательных реакций, в том числе нарушения гемодинамических показателей. Отмечено, что тамсулозин уменьшает обструкцию нижних мочевых путей, cнижаeт риск острой задержки мочеиспускания и не влияет на уровень ПСА. 


Заключение

Сонизин удобен в применении (отсутствие необходимости подбора дозировки, прием один раз в сутки), что обеспечивает высокую комплаентность, и безопасен при использовании у пожилых пациентов, поэтому может назначаться после консультации терапевта. Основной побочный эффект, вызываемый препаратом, – ретроградная эякуляция, возникающая вследствие воздействия на α1-адренорецепторы шейки мочевого пузыря и расслабления ее замыкательного аппарата. Применение Сонизина возможно перед ТУР предстательной железы, поскольку обеспечивает время для улучшения соматического статуса пациента. 
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гиперплазия простаты, простата, заболевания предстательной железы, предстательная железа, урология, андрология
1. Аляев Ю.Г., Рапопорт Л.М., Цариченко Д.Г. и др. Изменения сосудов предстательной железы под действием аналогов LHRH // Врач. 2010. № 1. С. 68–70.
2. Аляев Ю.Г., Рапопорт Л.М., Цариченко Д.Г., Демидко Ю.Л. Применение альфа-адреноблокаторов в урологической практике // Новая аптека. 2009. № 12. С. 94–95.
3. Аляев Ю.Г., Рапопорт Л.М., Цариченко Д.Г., Демидко Ю.Л. Консервативное лечение аденомы простаты // Новая аптека. 2010. № 3. Ч. 1. С. 26–28.
4. Гориловский Л.М. Эпидемиология, факторы риска развития и биологическое течение доброкачественной гиперплазии предстательной железы // Доброкачественная гиперплазия предстательной железы / Под ред. акад. РАМН, проф. Н.А. Лопаткина. М., 1999. С. 12–20.
5. Лоран О.Б., Вишневский Е.Л., Вишневский А.Е. Лечение расстройств мочеиспускания у больных доброкачественной гиперплазией простаты альфа-адреноблокаторами. М., 1998. С. 124.
6. Лопаткин Н.А. Введение // Доброкачественная гиперплазия предстательной железы / Под ред. акад. РАМН, проф. Н.А. Лопаткина. М., 1999. С. 5–8.
7. Рапопорт Л.М., Цариченко Д.Г., Рапопорт Ю.Л. и др. Комбинированная медикаментозная подготовка к транс- уретральной резекции простаты при ее гиперплазии // Андрология и генитальная хирургия. 2009. № 4. С. 23–25.
8. Сивков А.В., Аполихин О.И. Альфа-1-адреноблокаторы в терапии доброкачественной гиперплазии предстательной железы // Consilium Medicum. 2002. Т.4. № 7. С. 381–384.
9. Boile P., Maisonneuve P., Napalcov P. Prostate diseases beyond the year 2000: present and Future burden of prostate disease // Textbook of behigh prostate hyperplasia. 1995. Р. 543–563.
10. Caine M., Pfau A., Perlsberg S. The use of alpha-adrenergic blockers in benign prostatic obstrucion // Br. J. Urol. 1976. Vol. 48. P. 255–263.
11. Christensen М., Bendix Hoime J., Rasmussen P. et al. Doxazosin treatment in patients with prostatic obstruction // Scand. J. Urol. Nephrol. 1993. Vol. 27. P. 39–44.
12. Jardin A.A. General practitioner multicenter study: fosfomycin trometamol single dose versus pipemidic acid multiple dose // Infection. 1990. Vol. 18 (2). P. 89–93.
13. Jonler M., Riehmann M., Brinkmann R., Bruskewitz R.C. Benign prostatic hyperplasia // Endocrinol. Metab. Clin. North Am. 1994. Vol. 23 (4). Р. 795–807.
14. Kaefer M., Barnewolt C., Retik A.B., Peters C.A. The sonographic diagnosis of infravesical obstruction in children: evaluation of bladder wall thickness indexed to bladder filling // J. Urol. 1997. Vol. 157 (3). P. 989–991.
15. Kortmann B.B.M., Floratos D.L. et al. Urodynemic effects of alpha-adrenoceptors blockers: a review of clinical trials // Urology. 2003. Vol. 62 (1). Р. 1–9.
16. Lepor H., Auerbach S., Puras-Baez A. et al. A randomized, placebo-cntrolled multicenter study of the efficacy and safety of terazosin in the treatment of benign prostatic hyperplasia // J. Urol. 1992. Vol. 148. P. 1467.
17. McConnell J.D., Roehrborn C.G., Bautista O.M. et al. The long-term effect of doxazosin, finasteride, and combination therapy on the clinical progression of benign prostatic hyperplasia // The New England Jornal of Medicine. 2003. Vol. 349. P. 2387–2398.
18. Mohanty N.K. Uday Pratap Singh et al. A comparative study of fixed dose of Tamsulosin with finasteride vs Tamsulosin with dutasteride in the management of benign prostatic hyperplasia // Indian Journal of Urology. 2006. Vol. 22. P. 130–134.
19. Roehrborn C.G. Combination medical therapy for lower urinary tract symptoms and benign prostatic hyperplasia // Rev. Urol. 2005. Vol. 7 (8). P. 43–51.
20. Sassine A.M., Schulman C.C. Intraurethral catheter in high-risk patients with urinary retention: 3 years of experience // Eur. Urol. 1994. Vol. 25 (2). Р. 131–134.
ИНСТРУМЕНТЫ