29 сентября для кардиологов – день особенный, в некотором смысле профессиональный праздник. Всемирный день сердца (а именно так он обозначен в календаре) отмечается в разных странах уже более 10 лет, и все это время сердечно-сосудистые заболевания остаются едва ли не самой актуальной проблемой здравоохранения, как отечественного, так и зарубежного.
Недаром в этом году Всемирный день сердца прошел под девизом «Один мир, один дом, одно сердце». Но можно ли сказать, что перед кардиологами, работающими в России, и перед их иностранными коллегами стоят одни и те же проблемы? Существует ли национальная специфика сердечно-сосудистых заболеваний?
Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали в выступлениях признанных мэтров российской кардиологии: директора Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, президента общественной организации «Лига здоровья нации», академика РАМН Л.А. БОКЕРИЯ и генерального директора ФГУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс», академика РАН и РАМН Е.И. ЧАЗОВА.
Академик Е.И. Чазов
Академик Л.А. Бокерия
Как известно, в последние годы медицина как наука продвинулась далеко вперед: появились методики, позволяющие помочь тем пациентам, которые ранее считались безнадежными. Однако и больные, и врачи, и организаторы здравоохранения понимают, что само по себе существование новых методов диагностики и лечения мало что дает рядовому больному: медицинская помощь должна быть не только современной, но и доступной. И в этом смысле отечественное здравоохранение находится лишь в середине пути. По словам Л.А. Бокерии, за последние 15 лет в России была проделана огромная работа по модернизации службы кардиологической помощи населению. Если в 1996 г. хирурги в нашей стране провели около 6 тысяч операций на открытом сердце, то в 2010 г. эта цифра составила уже 42 тысячи. Развивается и такое актуальное направление, как эндоваскулярная хирургия: стентирование перестало быть хирургическим вмешательством, выполняющимся «от случая к случаю», в прошлом году в России было проведено около 80 тысяч таких операций. Конечно, эти результаты можно назвать впечатляющими, однако «целевых значений» данные показатели пока не достигли: ежегодно в стране должна проводиться 1 тысяча операций на открытом сердце на миллион населения, то есть на 100 тысяч больше, чем делается сейчас.
Е.И. Чазов охарактеризовал недавнее прошлое российской медицины (и страны вообще) несколько жестче, сказав, что «нация находилась на грани выживания». В середине девяностых годов смертность от сердечно-сосудистых заболеваний достигла небывалых высот: резкая смена социально-экономических условий не могла не отразиться на показателях медицинской статистики. В то же время была фактически разрушена созданная в СССР система здравоохранения вообще и кардиологическая служба в частности. К счастью, в последующие годы ситуация стала улучшаться, особенно заметно на нее повлияло введение федеральных программ в области здравоохранения, проекты которых были высоко оценены первыми лицами государства.
Конечно, далеко не все проблемы российского здравоохранения, возникшие в 1990-е, сейчас решены, однако не следует считать российскую медицину отсталой и неспособной предоставить своим гражданам те же методы лечения, которые предлагают западные клиники.
По мнению Л.А. Бокерии, русская медицинская школа обладает всеми необходимыми знаниями и навыками для проведения операций на том же уровне, что и в развитых странах, наши ведущие кардиологические центры в некоторых аспектах превосходят лучшие клиники США. Однако в российской медицине отсутствуют единые стандарты: если в Америке операции в клиниках, находящихся в подчинении крупного центра, абсолютно идентичны тем, что проводятся в самом центре, то на территории нашей страны такого единообразия до сих пор не наблюдается. Одни проводят операции, руководствуясь наставлениями собственных учителей, другие – опираясь на знания, почерпнутые из книг или из общения с коллегами, словом, чуть ли не в каждой клинике существует какой-то свой «стандарт» проведения хирургических операций, что совершенно неприемлемо для западных врачей.
Российская медицина, и кардиохирургия в частности, нуждается в скорейшем создании единых нормативов, которыми врачи могли бы руководствоваться, оперируя того или иного больного. К счастью, первые шаги в этом направлении уже делаются.
Е.И. Чазов, в свою очередь, полагает, что существующая система оказания специализированной кардиологической помощи населению нуждается в дальнейшей модернизации, для чего, по мнению академика, необходимо решить четыре основных задачи. Во-первых, отечественному здравоохранению необходимы мероприятия, направленные на повышение эффективности работы первичного звена: улучшение качества диагностики, большее количество профилактических программ, введение диспансеризаций в повседневную клиническую практику. Эффективная работа на уровне районной поликлиники, по словам Е.И. Чазова, способна снизить смертность на 50%. Второй задачей, которую необходимо решить, является создание новых сосудистых центров, дневных стационаров и других специализированных ЛПУ, в которых бы широко использовались высокотехнологичные методы диагностики и лечения. В-третьих, нужны новые организационные подходы и, наконец, в-четвертых, в клиническую практику должны внедряться новые методы лечения, которые, в свою очередь, требуют создания новых образовательных методик, разработки новых подходов к повышению квалификации врачей.
По мнению академика Бокерии, одной из важных проблем отечественной кардиологии является отсутствие у наших граждан представлений о реальных возможностях современной медицины в том, что касается увеличения продолжительности жизни и улучшения ее качества. Значение медицины в восстановлении и поддержании здоровья человека преуменьшается, люди просто не обращаются за медицинской помощью, поскольку не считают, что врач способен реально помочь больному. В итоге многие возможности отечественного здравоохранения остаются нереализованными. При этом Л.А. Бокерия считает вполне реальным увеличение средней продолжительности жизни в России до 75 лет, разумеется, при условии, что люди будут ответственно подходить к своему здоровью и своевременно обращаться к специалистам, а решение проблемы врожденных пороков сердца увеличит эту цифру еще на 3–4 года.
В целом академик Бокерия оптимистичен в своих прогнозах: по его словам, при сохранении нынешних темпов развития здравоохранения, наша страна уже в этом десятилетии будет соответствовать европейским стандартам в том, что касается качества жизни и ее продолжительности. Однако это возможно лишь в том случае, если врачи первичного звена здравоохранения, на плечах которых целиком лежит ответственность за эффективность профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, будут получать адекватную денежную компенсацию за свой труд.