Введение
В переходном менопаузальном периоде у женщин на первый план выступают процессы дизадаптации [1]. Нарушения работы биологических часов организма значимо влияют на здоровье и качество жизни [2]. Роль биологических часов в организме женщины играют супрахиазматические ядра гипоталамуса, осуществляющие не только центральную, но и периферическую регуляцию биоритмов в различных органах и тканях [3]. Циркадный ритм претерпевает существенные изменения в критические периоды жизни женщины: пубертатном, репродуктивном и переходном менопаузальном [4].
В основе развития сочетанных менопаузальных расстройств могут лежать нарушения центральной регуляции, которые вполне укладываются в концепцию десинхронизации биологических ритмов в момент адаптации к новым условиям эстрогенного дефицита [5].
Ночные приливы и гипергидроз – значимые факторы нарушения циркадного цикла «сон – бодрствование». По мере снижения уровня эстрогенов происходит перестройка ритмов секреции нейроактивных субстанций, к клиническим проявлениям которой относятся не только вазомоторные симптомы, но и лабильность настроения и гипертензия [6].
Переходный менопаузальный период – новый этап в жизни женщины, время синхронизированной перестройки регуляторных систем организма. Проявления климактерического синдрома условно делятся на ранние, средневременные и поздние. Раньше других развиваются вазомоторные расстройства, которые доминируют в течение года после наступления менопаузы и в среднем наблюдаются до пяти лет [7].
Менопаузальная гормональная терапия – несомненный метод выбора коррекции климактерических расстройств. Однако часто в связи с наличием противопоказаний или негативным отношением пациентки к гормональным методам лечения приходится искать альтернативные методы, которые позволяют достичь положительного терапевтического и профилактического эффекта без риска развития патологии репродуктивных органов и с минимальными побочными эффектами. Альтернативные методы обладают сходным с гормональной терапией механизмом действия, но не вызывают нежелательных явлений (пролиферативной активности в миометрии, эндометрии, молочной железе, повышения риска тромбозов и т.д.) [8–10]. Как правило, выбор склоняется в пользу натуральных продуктов – фитоэстрогенов и фитогормонов [11, 12].
Комбинированные лекарственные препараты
В качестве стартовой терапии климактерического синдрома может использоваться комбинированный препарат Климактоплан Н, в состав которого входят стандартизованные компоненты: экстракты цимицифуги кистевидной (Cimicifuga racemosa), сепии (Sepia officinalis), сангвинарии (Sanguinaria сanadensis) и игнации (Strychnus ignatii). Оптимальная комбинация ингредиентов обеспечивает синергический эффект в лечении соматических и психических расстройств переходного менопаузального синдрома. Кроме того, применение комбинированных препаратов способствует не только улучшению качества жизни женщин, но и снижению риска кардиометаболических заболеваний [12, 13].
Cimicifuga racemosa сертифицирована в Германии для лечения нейровегетативных симптомов климактерического синдрома [2]. Эффективно устраняет комплекс вегетативных расстройств климактерического периода (приливы, потливость, эмоциональную лабильность и др.). Выступает как селективный модулятор эстрогенных альфа- и бета-рецепторов. При взаимодействии с генами, регулируемыми эстрогенами, оказывает селективное эстрогенмодулирующее влияние на определенные органы, избирательно снижая концентрацию лютеинизирующего гормона в крови. Действует как частичный агонист серотониновых рецепторов, которые вовлечены в процессы терморегуляции. Активация этих рецепторов ведет к увеличению адаптационного резерва терморегуляторной зоны коры, способствуя снижению частоты и интенсивности приливов. Влияние на ГАМК-рецепторы способствует купированию климактерических и менопаузальных симптомов. Улучшение регуляции других видов рецепторов при приливах снижает болевые ощущения и нормализует эмоциональный фон. Благодаря противовоспалительному действию экстракт Cimicifuga racemosa уменьшает боль в мышцах и суставах у женщин в переходном менопаузальном периоде [3, 12, 13]. Деоксиактеин в составе экстракта Cimicifuga racemosa способствует профилактике повреждений бета-клеток поджелудочной железы и стимулирует улучшение метаболизма сахаров [12, 14]. Стандартизованный экстракт Cimicifuga racemosa может способствовать предотвращению постменопаузального остеопороза, оказывать остеопротективное действие [12]. Важное фармакологическое действие экстракта Cimicifuga racemosa – противоопухолевый эффект за счет увеличения уровней проапоптотических белков [4, 12].
Фармакологические свойства экстракта Cimicifuga racemosa дополняются антиоксидантным, радиопротективным, адаптогенным, геропротективным эффектом меланина в составе экстракта Sepia officinalis. Меланин – антиоксидант, замедляет процесс старения кожи и, в частности, отложение в коже пигментных пятен липофусцина, особенно на открытых участках на лице и кистях рук [5, 15, 16]. Устраняет повышенную потливость и головную боль, снимает депрессию, раздражительность, апатию, безразличие.
Экстракт Sanguinaria сanadensis содержит различные алкалоиды, адекватные дозы которых проявляют тонизирующий, болеутоляющий, противовоспалительный и антибактериальный эффект [5, 15, 16], в том числе способствуя разрушению бактериальных пленок на поверхности зубной эмали [5, 15, 16]. Оказывает слабый противовирусный эффект по отношению к папилломавирусной инфекции. Нормализует сосудистый тонус, устраняет головную боль, мигрень, приливы жара, усиленное сердцебиение.
Игнация влияет на психоэмоциональный статус пациенток, помогая избавиться от депрессии, раздражительности, циклических колебаний настроения, чувства неуверенности в себе. Кроме того, воздействует на проявления дерматозов, крапивницы, вызванных психоэмоциональными факторами.
Цель исследования
Оценить эффективность коррекции комбинированным лекарственным препаратом Климактоплан Н психоэмоциональных расстройств и невротических синдромов у женщин с климактерическим синдромом средней степени тяжести.
Материал и методы
В клиническое исследование были включены 20 пациенток в переходном менопаузальном периоде (от 48 до 50 лет).
Критерии включения:
Критерии исключения:
Обследование включало общепринятые клинические, лабораторные, инструментальные, ультразвуковые методы. Симптомы климактерического синдрома и диагностическое тестирование послужили основанием для назначения лечения комбинированным лекарственным препаратом (две таблетки три раза в день) в течение двух месяцев.
Оценка психоэмоционального состояния проводилась по опроснику Е. Александровича, который позволяет количественно определить степень выраженности невротических синдромов. Всего опросник содержит 138 утверждений, которые касаются недомоганий и трудностей, часто встречающихся при неврозах. Утверждения сгруппированы по 13 подшкалам – формам невротических расстройств. Пациенту предлагается определить степень, в какой то или иное недомогание его беспокоит: «не было такого» – 0 баллов, «было, но лишь незначительно тяготило» – 4 балла, «было средней тяжести» – 5 баллов, «было и очень тяготило» – 7 баллов. Пациентки проходили тестирование до и через два месяца после монотерапии комбинированным гомеопатическим препаратом. Подсчитывались суммы баллов по подшкалам и общая сумма баллов.
Модифицированный менопаузальный индекс в среднем составил 35–58 баллов, что соответствовало средней степени тяжести климактерического синдрома. Пациенток беспокоили приливы жара 15–20 раз в сутки, ночной гипергидроз, головные боли, мышечные боли, бессонница, снижение трудоспособности, сердцебиение, раздражительность, прибавка массы тела.
Результаты
На фоне проводимого лечения был отмечен положительный эффект, который выражался в значительном уменьшении количества и выраженности приливов и гипергидроза, нормализации настроения и повышении жизненного тонуса, улучшении работоспособности, нормализации сна. Нужно отметить, что в процессе лечения женщинам рекомендовались дозированные физические нагрузки, соблюдение диеты, отказ от курения. Таким образом, положительный эффект – результат комплексных мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Получено статистически значимое (p < 0,01) достоверное снижение модифицированного менопаузального индекса с 53,48 ± 1,80 (исходно) до 35,4 ± 1,8 балла (после лечения). Значительного изменения массы тела не произошло. Однако обнаружена тенденция к ее снижению: средняя масса тела до начала терапии 82,8 ± 0,8 кг, после – 80,6 ± 0,8 кг (p > 0,05). Всем пациенткам проводили ультразвуковое исследование органов малого таза. В процессе наблюдения не отмечено увеличение М-эхо (толщина эндометрия до и после приема препарата 4,5 ± 0,8 и 4,8 ± 1,5 мм соответственно). Ни одна пациентка не отметила патологического кровотечения. Серьезных нежелательных явлений выявлено не было.
По результатам психологического тестирования по Е. Александровичу наблюдалось достоверное уменьшение показателя в 1,6 раза (таблица).
Анализируя эффективность использования в коррекции климактерических расстройств комбинированного лекарственного препарата, необходимо подчеркнуть его положительное влияние на психоэмоциональные и нейровегетативные симптомы. У всех пациенток уменьшились количество и интенсивность приливов, снизилась раздражительность, улучшилось качество сна (раннее засыпание, урежение эпизодов ночных пробуждений), исчезла ночная потливость. При оценке качества жизни все пациентки отметили удовлетворенность физическим здоровьем и психоэмоциональный комфорт.
Заключение
Исследованный комбинированный лекарственный препарат можно использовать в качестве стартовой терапии климактерического синдрома, а после необходимого обследования перейти на менопаузальную гормональную терапию. Кроме того, препарат можно назначать после отмены менопаузальной гормональной терапии в качестве поддержки, а также совместно с менопаузальной гормональной терапией в качестве сопровождения.
Представляется целесообразным следующий дифференцированный подход к терапии климактерического синдрома в переходном менопаузальном периоде. Стартовая негормональная терапия подразумевает необходимость купирования симптомов климактерического синдрома независимо от степени тяжести сразу при первом обращении пациентки. Все драматические события в организме женщины в переходном менопаузальном периоде происходят в первые годы синхронизированной перестройки. Именно поэтому важно своевременно поддержать организм в этом периоде.
При легкой степени тяжести климактерического синдрома (модифицированный менопаузальный индекс < 11 баллов) негормональную лекарственную терапию необходимо проводить в течение года и более.
При средней и тяжелой степени тяжести климактерического синдрома (модифицированный менопаузальный индекс 12–33 балла) на время обследования показана негормональная терапия. После обследования и консультирования пациентки по поводу преимуществ и рисков менопаузальной гормональной терапии решается вопрос о переходе на гормональные препараты.
Соотношение «польза – риск» менопаузальной гормональной терапии меняется с возрастом женщины, что в большей степени связано с физиологией старения, а не с менопаузальной гормональной терапией. При превалировании моносимптомов (приливов, гипергидроза, нарушений цикла сна – бодрствования) на фоне менопаузальной гормональной терапии допустимо применение и негормональных средств.
В постменопаузальном периоде возможен переход на негормональную поддерживающую терапию.
Таким образом, персонализация, индивидуальный подход и подробная консультация в переходный менопаузальный период – главные составляющие программы здоровья женщины после 40 лет.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.