Крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла», у которой 1,86 тыс. точек, может закрыть почти половину своих объектов. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». А небольшие региональные фармацевтические ритейлеры могут совсем уйти с рынка. Это произойдет при принятии закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарств.
«Ригла» (входит в ГК «Протек») может закрыть почти половину своих аптек, заявил гендиректор сети Александр Филиппов на недавнем заседании «Деловой России», на котором обсуждался законопроект Минпромторга о продаже безрецептурных лекарств в магазинах. «Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла… Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию»,— приводятся слова топ-менеджера в протоколе заседания (копия есть у “Ъ”). Он пояснил “Ъ”, что судьба этих 743 точек будет зависеть от того, какую долю в продажах они потеряют при принятии законопроекта. В первую очередь, по его словам, пострадают 250 объектов в малых городах.
Сейчас у «Риглы», по собственным данным, почти 1,86 тыс. точек в 47 регионах России под брендами «Ригла», «Будь здоров!» и «Живика». По данным отраслевого издания Vademecum, «Ригла» — крупнейшая аптечная сеть с оборотом 26,5 млрд руб. в 2016 году.
Более половины объектов «Неофарма» (462 аптеки «Неофарм» и «Столички») тоже располагаются в непосредственной близости от продуктовых магазинов и, соответственно, могут оказаться под угрозой закрытия, сообщил “Ъ” гендиректор сети Евгений Нифантьев.
«В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят»,— уверен он. По его словам, выручка таких аптек и так невысока, потому любое ее снижение окажется критичным. Риск закрытия аптек действительно существует, особенно в экономически депрессивных городах с небольшим количеством населения, подтверждает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. По его прогнозам, большинство небольших региональных сетей однозначно закроются.
Идея продажи безрецептурных лекарств в магазинах обсуждается в правительстве с 2014 года: инициатором выступил вице-премьер Игорь Шувалов. Соответствующий законопроект в конце 2017 года разработал Минпромторг. В пояснительной записке к документу указано, что реализация в магазинах лекарств, отпускаемых без рецепта, простимулирует развитие конкуренции и приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. Публичное обсуждение законопроекта завершилось 17 января, против него проголосовало 99,55% экспертов, следует из протокола заседания в «Деловой России».
Участников аптечного рынка возмущает, что по законопроекту продуктовые магазины смогут оформлять лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, тогда как аптечные сети обязаны получить ее для каждой точки, жалуется господин Нифантьев. При этом, добавляет он, аптеки не просят смягчить для них лицензионные требования, так как это может отразиться на эффективности и безопасности лекарств.
Против принятия законопроекта также выступает Минздрав. Там поясняют, что проблемы доступности лекарств населению сейчас нет, а способность магазинов обеспечить надлежащие условия хранения и отпуска лекарств вызывает сомнение. В Минпромторге придерживается противоположного мнения.
В Федеральной антимонопольной службе также убеждены, что продажа лекарств в магазинах будет способствовать снижению цен на отдельные препараты. Участники совещания в «Деловой России» с этим не согласны: по их данным, сейчас соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в аптеках составляет 51% к 49%. Если же безрецептурные лекарства станут доступны в продуктовых магазинах, то аптекам, чтобы компенсировать снижение продаж, придется поднять цены на рецептурные. По оценке участников рынка, рост их стоимости может составить 11–16%. В этом случае покупатели будут вынуждены переплатить в год от 51,5 млрд до 74,9 млрд руб.
Источник: Коммерсант