количество статей
6682
Загрузка...

Эксперты дали разъяснение по новым полисам ОМС

www.remedium.ru | 11.11.2013
За полисами обязательного медицинского страхования нового образца выстраиваются очереди. Эксперты уверяют, что ажиотаж ничем не оправдан. 

С 1 мая 2011 года на территории РФ введен в обращение новый полис обязательного медицинского страхования (ОМС) единого образца. Заместитель председателя Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Юрий Нечепоренко подчеркнул, что основная цель введения нового полиса - исключить отказы гражданам в получении медицинской помощи за пределами того субъекта РФ, где человек застрахован. По данным ФФОМС сегодня около 50% жителей стали обладателями нового документа, который дает право получать медпомощь на территории всей страны.

В последнее время участились жалобы на то, что в медицинских страховых компаниях за полисами нового образца выстраиваются очереди. В обществе распространяются слухи, что с 1-ого января 2014 года по старому полису ОМС будет невозможно получить бесплатную медицинскую помощь. Однако никаких причин спешить с заменой старого полиса на новый у россиян нет. По полису старого образца можно получить точно такие же услуги, на территории всей России. Все полисы ОМС выданные до 2011 года являются действующими. «Замена полисов ОМС старого образца на полисы единого образца происходит поэтапно, никаких ограничений по срокам замены нет», - заверил Юрий Нечепоренко. Они действительны во всех субъектах РФ. А замена будет осуществляться и 2014, и в 2015 году. И медицинские учреждения обязаны принять пациента по полису прежнего образца и оказать ему медпомощь в полном объеме по полису ОМС.

Однако некоторые медучреждения по-своему трактуют ситуацию с заменой полисов и отказывают пациентам в приеме по старым полисам без всяких оснований. Это подтвердили и представители страховых компаний. По словам Олега Иванова, заместителя генерального директора страховой компании «РЕСО-Мед» страховщики сталкиваются не только со случаями отказа в медпомощи по полисам старого образца, но также со случаями, когда обмен искусственно стимулируется - людей прямо из регистратуры поликлиники принудительно направляют за получением полиса нового образца, что является противозаконным. «Человека, по сути дела, дезинформируют, что он будет ограничен в правах или, что еще страшнее, человек реально в этих правах ограничивается», - вторит коллеге Сергей Плехов, заместитель гендиректора страховой компании «СОГАЗ-Мед». Страховщики призывают граждан совместно бороться с такой ситуацией. «В случае нарушения прав, не надо бояться обращаться с заявлением в страховую компанию. Мы работаем на общую задачу повышения качества медицинского обслуживания, и если права граждан нарушаются, а мы молчим об этом, то мы не даем посыла системе ОМС навести порядок», -заявляет Плехов.

Как подчеркнула заместитель гендиректора страховой компании «МАКС-М» Татьяна Куликова, у всех крупных страховщиков есть бесплатные круглосуточные горячие линии и консультативные диспетчерские службы, которые нацелены на то, чтобы подобные вопросы решались в оперативном порядке. «В том случае, если поступит официальная жалоба, подписанная пациентом, о неправомерном отказе в оказании медпомощи, мы можем проводить экспертизу данного случая и по итогам ее проведения предъявлять к медицинским организациям штрафные санкции, которые предусмотрены нашим договором» - отметила эксперт.

Генеральный директор компании «Ингосстрах-М» Наталья Курбатова отметила, что порядок выдачи полиса остается прежним: «Гражданин обращается в страховую компанию, ему предлагают оформить заявление. Если гражданин не имеет возможности самостоятельно обратиться к страховщику, он может оформить доверенность родственникам или любым лицам, которым он доверяет. Нотариального заверения такой доверенности не требуется», - отметила Курбатова.

Сегодня можно существенно сократить время ожидания выдачи нового полиса единого образца, утверждают страховщики. На сайтах страховых компаний и в пунктах выдачи полисов ОМС публикуются графики загруженности пунктов выдачи. Можно выбрать любое удобное время, когда очередей нет.

Между тем, замена старых полисов на новые, вызванная вступившим в силу в 2011 году Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ», коснулись не только замены старых полисов на новые образцы. Появились принципиально новые возможности для улучшения организации медицинской помощи. Система ОМС сегодня ориентирована на пациента. Граждане получили возможность свободного выбора страховой медицинской организации. Правом выбора и замены страховщика можно воспользоваться один раз в течение года. Закон предоставляет пациенту и право выбора медицинской организации из числа тех лечебных учреждений, которые работают в системе ОМС. При этом обслуживать таких пациентов выгодно.

«Система выстроена так, что деньги следуют за пациентом, - говорит Сергей Плехов. - А пациенты голосуют ногами, если им что-то не нравится - они уходят. Если раньше были случаи, когда от пациентов чуть ли не отбивались, то сегодня и страховые компании, и медучреждения заинтересованы, чтобы к ним обращалось как можно больше людей, следовательно создается конкурентная среда и есть возможность и желание улучшать свою работу: страховщикам и медикам - делать услуги легкодоступными и качественными. И те организации, которые не думают об этом сегодня, те проиграют завтра».

Неудивительно, что сегодня страховые медицинские организации стремятся заинтересовать граждан. Например, как рассказала Наталья Курбатова, в регионах сейчас активно развивается служба страховых представителей. Представители страховых компаний находятся непосредственно в лечебных учреждениях. «Наши застрахованные не обязаны иметь специфических познаний в области страхования и ОМС, в частности, - говорит эксперт. - Им необходимо разъяснять права, консультировать, направлять. И мы видим, что количество обращений за консультацией, по мере развития этой службы увеличивается».

О привлекательности работы в системе ОМС свидетельствует и тот факт, что уже сегодня количество частных учреждений среди всех медучреждений России, вошедших в систему ОМС, составляет 17,5%. И частников, подающих заявки на право работы в системе ОМС, становится все больше. При этом, по словам Татьяны Куликовой, по отдельным субъектам РФ этот показатель еще выше. Например, в Санкт-Петербурге около 30% частных лечебных учреждений работают в системе ОМС.

По словам Сергея Плехова, страховые компании регулярно проводят опросы клиентов о качестве медицинских услуг в системе ОМС. И как отметил эксперт, удовлетворенность населения качеством оказания медпомощи растет. Сегодня, по данным его компании, она достигает цифры около 50-60%. Чтобы населению было проще выбирать, и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами ОМС на сайтах публикуются рейтинги страховых медицинских организаций.

Например, можно посмотреть численность застрахованного населения, наличие пунктов выдачи полисов ОМС, количество врачей-экспертов в каждой из страховых организаций и прочее. Также оценивается то, как именно страховые организации контролируют качество медицинской помощи. Эти данные открыты и, опираясь на них, граждане смогут определить предпочтительную для себя страховую компанию.

«Каждый гражданин, имеющий право на получение медицинских услуг в сфере ОМС, может не торопясь, в удобное для него время определиться с выбором страховой медицинской организации, и после подачи в нее соответствующего заявления получить новый полис ОМС единого образца»,- уточнил Юрий Нечепоренко.

Сегодня новый полис можно получить в трех видах - бумажном, в виде пластиковой карты или оформить полис, входящий в состав универсальной электронной карты. Какой именно документ получать - решать потребителю. И спешить с выбором необязательно, уверяют и представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования и страховые компании -- весь объем бесплатной медицинской помощи по полису ОМС старого образца будет действовать в полном объеме вплоть до его замены на документ нового образца.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФФОМС, ОМС, полис, здравоохранение