Государственным медицинским учреждениям России в скором времени могут запретить закупку иностранного оборудования на бюджетные средства.
Министерство промышленности и торговли (Минпром) РФ подготовило и передало соответствующий документ «в целях защиты внутреннего рынка РФ» вице-премьеру Дмитрию Рогозину в качестве ответа на возможные санкции со стороны Евросоюза и США. Эксперты выступают резко против подобных мер, так как это может крайне негативно сказаться на состоянии всей медицинской системы страны.
Проект постановления Правительства РФ «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях защиты внутреннего рынка РФ» был разработан в соответствии с поручением Президента РФ от 06 декабря 2012 года. Документ предлагает установить запрет на покупку медицинских изделий, которые произвели в какой-либо стране, за исключением членов Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан).
«Принятие проекта ориентировано на создание условий для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ российских компаний на внутреннем рынке», – говорится в пояснительной записке к документу.
Со списком продукции, попадающей под запрет, можно ознакомиться на едином портале, где проект выложен для общественного обсуждения. В перечень попали медицинские товары от антисептических салфеток и хирургических игл до устройств для переливания крови, инкубаторов интенсивной терапии новорожденных, рентгеновских аппаратов и маммографов.
Общественное обсуждение документа продлился до 21 марта, в силу он может вступить уже 1 апреля.
«Аналогичное медицинское оборудование в нашей стране не выпускается. Если оно не будет куплено, значит, пациенты будут погибать» (Павел Трахтман).
По данным Росстата, которые приводит Слон.Ru, в первые два месяца 2014 года в нашей стране было произведено медицинских изделий на 3,5 млрд рублей. Всего за год в России производится таких товаров на 30–33 млрд рублей, при этом только государство закупает в год медизделий примерно на 130 млрд рублей.
Заведующий отделением переливания крови ФНКЦ ДГОИ Павел Трахтман в интервью телеканалу «Дождь» заявил, что в настоящее время в России не выпускается вообще никакого медицинского оборудования, соответствующего современным медицинским стандартам. «Нет его. Если что-то и выпускается, то это опять-таки лицензионная сборка, как автомобили Ford, – говорит эксперт. – И я вас уверяю, что количество этого оборудования существенно меньше 10%. Номенклатурой используется. Любое медицинское оборудование имеет определенный срок службы. Обычно это 5-7 лет. Аналогичное медицинское оборудование в нашей стране не выпускается. Если оно не будет куплено, значит, пациенты будут погибать».
Ассоциация международных производителей медицинских изделий (IMEDA) считает, что предлагаемые Минпромторгом строгие запретительные меры «поставят под угрозу всю систему оказания медицинской помощи в стране».
У себя на сайте представители организации опубликовали официальное письмо на имя зампредседателя Правительства РФ Аркадия Дворковича с копией министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой, министру экономического развития РФ Андрею Белоусову, руководителю Федеральной антимонопольной службы России Игорю Артемьеву с предложением пересмотреть методологию разрабатываемого постановления Правительства РФ.
«Предлагаемый документ ограничит конкуренцию на рынке медицинских госзакупок, а также повлечет снижение качества, повышение (в том числе необоснованное) цен, картельные договоренности монополистов рынка, снижение уровня сервиса и поддержки пользователей» (заявление IMEDA).
Ассоциация IMEDA отмечает, что предлагаемый документ ограничит конкуренцию на рынке медицинских госзакупок, а также повлечет снижение качества, повышение (в том числе необоснованное) цен, картельные договоренности монополистов рынка, снижение уровня сервиса и поддержки пользователей. Помимо этого, реализация постановления негативно отразится на потенциальных и уже действующих зарубежных инвесторах, которые будут вынуждены приостановить все проекты локализации, переноса технологий и открытия локальных производственных площадок в связи с высокими рисками невозврата инвестиций.
«Документ призван поддержать российскую промышленность, однако в его обосновании нет информации о соответствии данной инициативы задачам российского здравоохранения и необходимости обеспечения доступности эффективных и безопасных медицинских технологий и изделий для российских пациентов», – отмечают в Ассоциации IMEDA.
Эксперты уверены, что экономическое обоснование проекта, а также меры и методы, предложенные в проекте Постановления, приведут к обратному от заявленного в финансово-экономическом обосновании эффекту. По мнению Ассоциации, для достижение поставленных целей «необходимо сфокусировать усилия всех участников рынка и регуляторов на разработке мер стимулирующего (мотивационного), а не запретительного характера, таких как методы налогового стимулирования, ценовые преференции, создание благоприятных условий для переноса инновационных технологий в условиях защиты прав интеллектуальной собственности и открытой конкуренции».
«Однако приоритетом в при рассмотрении мер, необходимых для ускорения развития российской медицинской промышленности, по мнению IMEDA, должны оставаться прежде всего интересы российских пациентов и медицинских работников, которым от российской промышленности нужны современные, качественные и безопасные медицинские изделия», – резюмируют специалисты.
С позицией IMEDA солидарен президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Он считает, что в сфере охраны здоровья недопустимо думать о выгодах для рынка прежде, чем о приоритетах пациента. «Пока экспертное сообщество не убеждено в том, что Россия способна обеспечить пациентов всем необходимым в области медицинских изделий, проведение таких проектов постановление не может не пугать, – говорит он. – В идеале такое постановление должно начинаться словами «Мы принимаем такие санкции, потому что мы гарантируем повсеместный доступ ко всему необходимому оборудовании». А оно начинается совершенно с других слов. Там говорится, что мы должны защитить внутренний рынок, а не пациента. Они забывают, что охрана здоровья — штука тонкая и рынками не измеряется».
«Никто не спорит, что надо развивать отечественную продукцию, но ведь не за счет убийства людей!» (А. Саверский).
Эксперт отмечает, что в постановлении никак не отражено реальное состояние медицинской сферы в стране, в частности, неоднородность уровня оснащенности больниц оборудованием в различных регионах. Он так же, как и представители IMEDA, опасается того, что постановление Минпромторга уничтожит конкуренцию на рынке медицинских товаров.
«Мы получим российских монополистов, которые начнут диктовать всем нам, чем лечиться, а государству – цены, по которым оно все это будет закупать. Я бы посоветовал чиновникам, которые принимают решения, пересесть на наши «Жигули» и почувствовать разницу между теми автомобилями, на которых они ездят сейчас, и нашими российскими – это примерно та разница, которую они предлагают почувствовать нашему пациенту в случае реализации постановления», – подчеркивает Саверский.
Глава Лиги защитников пациентов выразил надежду, что постановление не будет одобрено из-за резко отрицательно мнения экспертного сообщества. «Никто не спорит, что надо развивать отечественную продукцию, но ведь не за счет убийства людей, – уверен Саверский. Нужны налоговые преференции, длинные кредиты, тогда будет понятная госполитика. А запретить проще всего, много ума на это не надо».