Об этом свидетельствуют результаты журналистского расследования проекта ProPublica.
В аналитическом материале указывается, что в 2012 году Eli Lilly выделила на гонорары медработникам за выступления на конференциях 21,6 млн долларов вместо 47,9 млн долларов в 2011 году. В свою очередь компания Pfizer сократила расходы на спикеров на 62% - с 22 млн до 8,3 млн долларов. Третий крупный игрок фармрынка – Novartis – в 2012 году потратил на указанные цели 14,8 млн долларов вместо 24,8 млн годом ранее.
Эта тенденция журналистами объясняется повышенным вниманием к маркетинговым расходам компаний со стороны регуляторных органов, научных сообществ и общественности. Немаловажную роль в сокращении расходов на продвижение продукции играет закон о раскрытии информации о размере годовых выплат врачам производителями медицинского оборудования и ЛС. Согласно правилам Physician Payment Sunshine Act, данные о выплатах за последние пять месяцев прошлого года должны быть опубликованы уже в этом сентябре.
У самих производителей другое объяснение для сложившейся ситуации: истечение сроков патентов у препаратов, и, как следствие, снижение прибыли. Так, Lilly столкнулась в 2011 году с завершение патентной защиты антипсихотика Зипрекса, а в конце 2013 году патент истек у антидепрессанта Цимбалт.
Под давлением общественности, некоторые компании решили пересмотреть маркетинговые программы. К примеру, GlaxoSmithKline в декабре объявила о прекращении прямых выплат медицинским работникам за посещение специализированных конференций и выступления с лекциями.