Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) направила в Министерство здравоохранения Российской Федерации предупреждение о необходимости устранения признаков необоснованного препятствования осуществлению деятельности фармкомпаний (п. 2 ч. 1 ст. 15 Закон о защите конкуренции).
В конце 2016 года ФАС установила, что Минздрав России необоснованно отказался исполнять пункт 6(1) Правил ведения реестра цен на лекарства). В частности, фармпроизводителю было отказано во внесении изменений в реестровую запись о государственной регистрации предельной отпускной цены лекарственного препарата при изменении его комплектности (при условии отсутствия изменения количества лекарственного препарата во вторичной (потребительской) упаковке).
Антимонопольной службой выявлено, что Минздрав России действует избирательно, принимая разные решения по аналогичным заявлениям. В феврале 2016 года ФАС выносила ведомству схожее предупреждение.
«Нарушаемая Минздравом России норма направлена на снижение избыточных административных барьеров, сокращение сроков ввода в обращение лекарственных препаратов, а также на предотвращение необоснованного роста цен на препараты, цены на которые уже были зарегистрированы», – уточнил начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев.
Министерству здравоохранения РФ надлежит исполнить предупреждение ФАС России в срок до 13 января 2017 года, рассмотрев все соответствующие заявления и внеся изменения в реестровые записи о ценах на препараты в соответствии с пунктом 6 Правил ведения реестра цен на лекарства.
В конце 2016 года российская фармацевтическая отрасль достигла серьезного уровня импортозамещения и показала свою состоятельность на фармацевтическом рынке.
По словам вице-премьера Ольги Голодец, доля отечественных препаратов на российском рынке за последний год выросла до 76%.
По ее словам, российские власти постоянно «мониторят лекарства самого дешевого сегмента – до 50 рублей, и на сегодняшний день мы на уровне правительства приняли решение их не индексировать, потому что они есть в наличии».
«Мы постоянно работаем и с производителями – когда мы отслеживаем дешевый ценовой сегмент, постоянно работаем с Минпромторгом, потому что они часто выходят с инициативами по повышению цены… Как только мы видим, что есть угроза тому или иному наименованию, мы сразу начинаем говорить о субсидиях, тут же обращаемся к производителям», – рассказала Голодец.
Как сообщил в середине декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, отечественные производители удовлетворяют 65–70% внутреннего спроса на лекарства и 77% спроса на важнейшие и жизненно необходимые препараты (ЖНВЛП).
Справка
1. Федеральным органам исполнительной власти <…> запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции <…>, в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
2. Правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865