Депутат Госдумы Вадим Соловьев подготовил обращения на имя главы МВД России Владимира Колокольцева и генерального прокурора Юрия Чайки, в которых указывает на несовершенство работы правоохранительных органов с клиниками пластической хирургии.
Законодатель призывает к установлению взаимодействия между клиниками и правоохранительными органами в плане информирования медиками правоохранителей о совершаемых пластических операциях на лице, которые могут использовать и преступники, чтобы скрываться от розыска. Для оптимизации работы депутат по итогам консультаций с правоохранителями подготовит поправки в закон «О персональных данных» и ряд других нормативных актов, который обяжет частные и государственные клиники информировать полицию о гражданах, изменивших свое лицо с помощью хирургического вмешательства.
Эта инициатива возникла после поимки московской полицией 57-летнего преступника, который находился в федеральном розыске за мошенничество. Уроженец Чечни по поддельным документам получил в одном из российских банков кредит в 89 млн рублей, после чего сделал пластическую операцию и около года скрывался от полиции.
— Мы подготовили письма в МВД и Генпрокуратуру с просьбой учесть необходимость предоставления данных о пластических операциях в соответствующие органы. У нас врачи обязаны по закону сообщать об огнестрельных ранениях. Я не думаю, что составит много труда законодательно утвердить положение о том, что полиция должна оперативно получать информацию и о людях, которые меняют свое лицо, — сказал Соловьев. — Таким образом мы сможем ввести дополнительный рычаг по выявлению преступников такого масштаба, как в нашумевшем случае с уроженцем Чечни, укравшим 89 млн рублей, даже если преступники последуют его примеру по трансформации лица.
При этом парламентарий заметил, что это законодательное изменение никак не повлияет на права граждан и врачебную тайну. Для информации по пластическим операциям законодатель предлагает создать специальную базу МВД, данные из которой будут закрытыми, не подлежащими публикации где-либо.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов рассказал «Известиям», что идеи об учете правоохранительными органами подобных операций и ранее возникали в стенах парламента.
— Уже давно ведутся дискуссии о создании нормативно-правового акта о пластической хирургии, в один из разделов которого предполагается выделить информационные данные по таким операциям, которые будут подлежать учету в интересах правоохранительных органов, — поделился Костунов. — Здесь важно учитывать, что у соответствующих органов должна быть возможность идентифицировать человека вне зависимости от того, насколько кардинально и по какой причине он изменил свою внешность.
В МВД «Известиям» сообщили, что официального ответа на этот вопрос у ведомства нет, но собеседник издания подчеркнул, что в министерстве неоднократно поднимался данный вопрос.
Доктор медицинских наук и пластический хирург Дмитрий Давыдов заметил, что на сегодняшний день не существует четких указаний властей о сообщении конфиденциальной информации такого рода в правоохранительные органы.
— Мне кажется, в нашей стране случаи, когда преступники таким образом заметают свои следы, пока редки. Принято различать две группы операций на лице: омолаживающие и трансформирующие. В первом случае смена документов необязательна. Во втором — человек вынужден менять паспорт, где в качестве причины замены документа указывается пластическая операция, — рассказал хирург. — При трансформации лица работа с пациентом проводится еще на этапе планирования самой операции. С ним работают психологи, в некоторых случаях надо прибегать и к помощи психиатров. Но в любом случае мы стараемся изучать своих пациентов еще до их попадания на операционный стол, а также понять причины их решения.
Задержанный в столице мошенник, сделавший себе пластическую операцию и изменивший внешность, имел на руках и поддельные документы на чужое имя.