Для медицинских учебных заведений Минздравом подготовлены проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов, сопряженные с профессиональными стандартами оказания медицинской помощи, что подразумевает изменение учебных программ, оснащения и инфраструктуры образовательных учреждений всех уровней. Стандарт готовился рабочими группами, специально созданными советом ректоров медицинских вузов, был им одобрен и представлен в Минобрнауки.
Сейчас создаются учебно-методические комиссии, ответственные за подготовку типовых программ и планов обучения по всем дисциплинам. Стандарт установит планку качества подготовки специалиста. Предполагается, что за каждым регионом будет закреплён вуз, для каждого образовательного учреждения будет формироваться государственное задание. Ответственность за медицинские кадры региона будут нести власть, управление здравоохранением и руководители ответственных медицинских вузов и ссузов.
Поможет в этом кадровый регистр, формирование которого завершается, он подскажет пути оптимизации и позволит долгосрочное планирование кадровой политики. В настоящее время на одного врача приходятся 2 медсестры, тогда как оптимально 3-5 медсестёр. Врачей на душу населения больше, чем в развитых странах, внутри системы оказания медицинской помощи существует диспропорция: в стационарах переизбыток врачебных кадров достигает 100 тысяч, нехватка в амбулаторно-поликлиническом звене превышает 60 тысяч.
Базовая подготовка студентов первых курсов обеспечит достаточный «общекультурный» и «общенаучный» уровень, вариативность учебных программ позволит хорошо ознакомиться с будущей профессией. При осознании неправильности собственного профориентационного выбора, будет дана возможность перейти, не потеряв ни одного года обучения, на 3-й курс близкого по профилю вуза. Но начиная с 3-го курса, вариативность программы обучения студента-медика будет только 10-15%, что позволит ему стать полноценным фельдшером. В подготовке врача среднее медицинское образование не расценивается в качестве первой образовательной ступени, так как оно осуществляется по другой логистике и имеет иную идеологическую, психологическую и интеллектуальную направленность.
Каждый студент вуза должен получить знания, умения и навыки, которые по окончании и без интернатуры позволят работать в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Шестой курс будет тренинговым, когда под курацией преподавателей и старших врачей студенты будут отрабатывать навыки, необходимые для самостоятельной работы по окончании вуза. Диплом о высшем образовании должен подразумевать получение «пакетной» лицензии, содержащей перечень медицинских услуг, к осуществлению которых может быть допущен выпускник.
Диплом даст право сразу начать практическую деятельность, но только в амбулаторно-поликлиническом звене. Ординатура будет развиваться, изменится её продолжительность: терапевтическим специальностям будут учить два года, хирургическим - 3-5 лет. Первая ординатура останется бесплатной, но для единичных выпускников с неординарными способностями к учёбе и научно-исследовательской работе. Предполагается, что в ординатуру будут брать молодых докторов после 2-3-летней отработки в первичном звене.
Система непрерывного образования врача позволит постоянное обновление знаний, умений и навыков. Участие в профильных научных конференциях и семинарах, доклады, статьи принесут кредитные баллы, зачитываемые при индивидуальном лицензировании. Каждый специалист может продолжать обучение в своей области или смежных областях, добавляя к базисным лицензиям, полученным по окончании вуза и ординатуры, дополнительные лицензии на осуществление новых видов деятельности.
Открываются просторы для бесконечного профессионального образования и совершенствования, попробуй не взять.