Фишка нынешнего состава Министерства здравоохранения – всеобщая диспансеризация буксует: на 1 октября обследовано только 10 миллионов взрослых и 6,7 миллионов детей. «Темпы прохождения диспансеризации различны в разных регионах, так как на это также влияет разъяснительная и информационная работа с населением: это и обзвоны, и подворовые обходы, и почта, и привлечение региональных СМИ», - сетует заместитель министра, обворожительная Татьяна Яковлева.
Государственные люди верят, что диспансеризация может снизить смертность от хронических неинфекционных заболеваний и, вообще, «увеличивает темпы снижения смертности населения на 30%». Анкета ГНИЦ профилактической медицины выявила, что 79% охваченных мероприятием граждан не сомневаются в его полезности, 67% порадовала организация диспансеризации, 88% намерены выполнять рекомендации врача и 93% впредь готовы вести здоровый образ жизни.
Как доложил недавно главный специалист страны по профилактической медицине Сергей Бойцов, в каждой тысяче сограждан артериальная гипертензия была выявлена у 42.04 человек, эндокринные и нарушение питания - у 38.09, ИБС - у 13.3, злокачественные новообразования - у 1.57. Скрининг не задался. Тем не менее, пятую часть обследованных определили под диспансерное наблюдение, которое, по реальному счёту, осуществлять некому и некогда.
Если из обозначенных подлежащими обязательному годовому охвату диспансеризации 23 миллионов граждан, под диспансерное наблюдение возьмут пятую часть – 4,6 млн., то наши участковые могут ставить в кабинетах раскладушки, а медсёстры вживлять в ладошку телефон, чтобы беспрерывными звонками «доставать» манкирующих очередным диспансерным осмотром. Не легче будет участковым педиатрам, потому как только 25% детей полностью здоровы, а 52% относятся ко II группе здоровья, их надо лечить.
В первые дни октября министерские чиновники активно участвовали в публичных мероприятиях, озвучивавших реализацию диспансеризации. Передовиков процесса очень немного, а отстающие «по процентам» должны за оставшиеся три месяца выйти на обозначенные рубежи. К примеру, сотрудникам амбулаторного звена Ставропольского и Красноярского края, Дагестана, Мордовии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Чувашии и далее по списку областей, надо сделать ровно половину.
Скоростной режим при тотальном кадровом дефиците не предполагает тщательности, но с этим поборются. Министр «без портфеля», в прошлом преподаватель математики Михаил Абызов предложил анкетировать проходящих диспансеризацию на предмет удовлетворённости. Минздрав взял под козырёк. «Объективное мнение граждан о всеобщем обследовании» позволит выявить докторов, недобросовестно и поверхностно относящихся к «генеральной линии» Минздрава, расплата стандартна – оставить почти без зарплаты.
Докторам, объективно оценивающим плоды тотального и обязательного профилактического осмотра, полезно заняться аутотренингом, на худой конец, потребовать от руководства гипнотизёра, который поможет отрешиться от объективной реальности и целесообразности, и, не выключая клиническое мышление, роботизированно приступить к осуществлению ностальгических воспоминаний нынешнего министра о диспансеризации советского периода. Иначе быть доктору стрелочником. Нет, не быть, уже назначен стрелочником.