Бесконтрольное обжорство и сопутствующее ему ожирение могут возникать из-за того, что наш иммунитет прикрывает антителами от своевременного уничтожения гормон голода и тем самым заставляет нас есть больше, чем нужно.
Наше пищевое поведение (голод, аппетит и прочее) управляется гипоталамусом — особой структурой мозга, в которую стекаются данные о том, сколько человеку надо (питательных веществ), сколько он уже получил, какие остались резервы и т. д. Обычно эта система весьма функциональна, и любой избыток веса своевременно ликвидируется: нам просто даётся команда меньше есть, и запасённый избыток мало-помалу рассасывается.
Но бывает так, что система даёт сбой, и человек начинает есть больше, гораздо больше, чем нужно. Итог — ожирение. Очевидно, в этом случае мозг не понимает сигналов, подаваемых желудком.
Общение же гипоталамуса с желудком происходит с помощью гормона грелина, который в желудке и синтезируется. Уровень гормона поднимается перед приёмом пищи и падает после еды; он сигнализирует, когда надо поесть и когда пора выходить из-за стола. Логично было бы предположить, что у людей с ожирением уровень грелина постоянно повышен. Однако, как ни парадоксально, это не так: у страдающих ожирением грелин часто либо в норме, либо вообще понижен!
Желание съесть ещё кусочек может возникать из-за неправильно работающего иммунитета. (Фото HBSS)
Разгадать эту загадку удалось Сергею Фетисову из Национального института здравоохранения и медицинских исследований Франции (INSERM) и его коллегам из Кагосимского университета (Япония): оказалось, что в крови ожиревших плавает много антител к грелину, которые защищают его от разрушения. Кроме того, эти антитела имеют повышенное сродство к гормону, куда более высокое, чем у здоровых людей. Грелин, схваченный такими иммуноглобулинами, живёт много дольше, и, следовательно, даже если его будет мало, он всё равно будет довольно долго действовать на мозг, уверяя его в том, что надо съесть ещё что-нибудь.
Исследователи попробовали вводить мышам грелин и разные варианты антител к нему. Выяснилось, что в сочетании с антителами от ожиревших пациентов этот гормон заставлял животных есть гораздо больше, нежели в случае просто гормона или гормона вместе с обычными антителами к нему, полученными от здоровых людей.
То есть получается, что ожирение может развиваться из-за неправильно работающего иммунитета. Теперь осталось понять, что заставляет иммунную систему прикрывать грелин от своевременного уничтожения и можно ли с этим что-то сделать. Возможно, лекарство, ослабляющее выработку неправильных антигрелиновых антител, освободит многих людей от проклятия постоянного обжорства.
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.