Согласно данным ВОЗ, головная боль – самое распространенное неврологическое расстройство.
Почти половина населения планеты жалуется на нее хотя бы раз в год. Одной из самых распространенных причин мучительных головных болей является мигрень. Около 12% населения Западного полушария испытывают регулярные приступы мигрени, которые почти всегда влияют на трудоспособность, а в 30% случаев требуют от страдающего полного покоя и постельного режима. Причины заболевания кроются глубоко в центральной нервной системе, и до конца не изучены.
Несмотря на то, что популяционные исследования внесли значительный вклад в понимание мигрени, в подавляющем большинстве случаев они основаны на ретроспективных исследованиях самочувствия пациентов. Как следствие, в таких исследованиях неизбежны ошибки, связанные с воспоминанием и предвзятость опрошенных.
Чрезвычайно трудно проводить традиционные исследования, в которым пациенты испытывают приступ мигрени в момент опроса. Однако современные технологии позволяют подобраться ближе в решению проблемы. Группа ученых под руководством Александре Да Силва (Alexandre F DaSilva, DDS, DMedSc) из стоматологической школы Университета Мичигана решила изучить жалобы на мигрень в твиттере.
Квалифицированная команда проанализировала твиты, содержащие слово «мигрень». Всего набралось 21741 сообщение в течение одной недели. Из них лишь 64,52% принадлежали реальным людям, характеризующим собственный приступ в режиме онлайн. Остальные были отнесены к рекламе, перепостам, обсуждениям проблем третьих лиц и метафорам. Женщины жаловались на мигрень в три раза чаще, чем мужчины (73,47% против 17,4%).
Как оказалось, мигрень немедленно приводила к ухудшению настроения, производительности на рабочем месте, в общественной жизни либо влияла на учебу. Самым распространенным дескриптором состояния было слово «ужасный» (14,6%) либо известное разговорное выражение на букву «F» (5,3%). Пик жалоб приходился на буднее утро с максимумом в понедельник в 10 часов.
По мнению авторов, твиттер оказался важным источником эпидемиологической информации. Полученные данные согласуются с известными эпидемиологическими исследованиями, но лишены фактора памяти. Лингвистический анализ высказываний о мигрени неожиданно выявил необходимость вносить уточнения в существующие варианты опросов, так как предоставленные ответы гораздо более гетерогенны, и выражены в разговорной форме, более точно определяющей мысли и отношения людей в момент приступа, чем шаблонные фразы в традиционных анкетах.
В общем, люди довольно охотно делятся в сети своими переживаниями, и с учетом ряда оговорок это можно считать источником ценной информации о здоровье населения и экономическом эффекте заболеваний.