В работе круглого стола приняли участие эксперты, вовлеченные в решение проблемы вирусного гепатита в Российской Федерации и ведущие пациентские сообщества.
Основными целями мероприятия стали: разработка рекомендаций органам законодательной и исполнительной власти всех уровней по созданию национальной стратегии и федеральной программы элиминации вирусных гепатитов в Российской Федерации в соответствии с целями ВОЗ, а также обоснование создания дорожной карты.
Согласно официальным данным за 2018 год, представленным на круглом столе, в Российской Федерации сохраняется высокий уровень заболеваемости хроническим гепатитом С (ХГС): зарегистрировано 48 052 впервые выявленных случаев ХГС, что составляет 32,7 на 100 тыс. населения. По расчетным данным, в 2015 г. от цирроза печени, как исхода ХГС, умерло 14 792 чел., а от гепатоцеллюлярной карциномы – 1 635 чел. При этом в сравнении с другими социально-значимыми заболеваниями, включенными в Постановление Правительства РФ № 715 от «01» декабря 2004 г. (ВИЧ-инфекция и туберкулёз), мероприятия, направленные на контроль распространения и снижения социально-экономического бремени от вирусных гепатитов явно недостаточны.
Участники круглого стола подчеркнули, что вирусные гепатиты в Российской Федерации занимают одно из ведущих мест в инфекционной патологии человека вследствие высокой распространённости и заболеваемости, а также высокой частоты развития хронических форм.
«В нашей стране вирусные гепатиты B и C являются широко распространенными социально значимыми инфекциями, и ранняя диагностика, современная терапия хронических гепатитов B и C является наиболее перспективными мерами снижения смертности от таких последствий как цирроз печени, рак печени. И поэтому сегодня мы можем говорить о том, что нашей стране необходима стратегия по элиминации вирусных гепатитов», — отметила в приветственном слове главный внештатный специалист по инфекционным болезням Министерства здравоохранения РФ профессор Елена Юрьевна Малинникова.
Большой проблемой в реализации стратегии элиминации вирусного гепатита является финансирование. Вопросы разработки, расширения и повышения доступности медицинской помощи в реализации стратегии – это краеугольный камень и очень важный вопрос.
«Вирусные гепатиты – понятие совершенно неоднородное. Гепатит B и C – это с клинической точки зрения совершенно разные вещи. Вирусный гепатит C –классический пример хронического инфекционного полностью курабельного заболевания. Вирусный гепатит B –фактически пожизненная история [лечения] для пациента. Поэтому и источник финансового обеспечения для лечения этих пациентов должен быть другой, не средства базовой программы ОМС», — подчеркнул в своем выступлении профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета РНИМУ им.Н.И.Пирогова, директор Федерального государственного автономного учреждения «Лечебно-реабилитационный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н. Никитин Игорь Геннадиевич.
Говорить об элиминации гепатита С в мире и в Российской Федерации в частности стало возможным благодаря появлению высокоэффективных лекарственных препаратов прямого противовирусного действия, что в корне изменило парадигму лечения гепатита С.
Однако, как отмечают участники круглого стола, для подавляющего большинства пациентов в нашей стране такие препараты до сих пор недоступны.ВРоссиидо сих пор, спустя 3 года после подписания Глобальной стратегии, отсутствует какой-либо план по снижению заболеваемости вирусным гепатитом С.
Резолюция:
1. Создать единую государственную систему персонализированного учета лиц с гепатитами В и С, с целью стандартизации статистических данных, реализации онлайн-мониторинга, планирования своевременного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, а также контроля эффективности лечения.
2. Усовершенствовать нормативно-правовую базу обеспечения лечебного процесса, пересмотреть стандарт оказания медицинской помощи больным хроническими вирусными гепатитами В и С в соответствии с действующими клиническими рекомендациями, общемировыми стандартами и нормами.
3. Провести анализ эффективности и достаточности лечебно-диагностических мер, реализуемых в субъектах РФ в рамках региональных программ по предотвращению и борьбе с социально-значимыми и особо опасными заболеваниями.
4. Ввести нормативное регулирование минимального объема медицинской помощи по профилю «инфекционные болезни» при формировании субъектами РФ территориальных программ государственных гарантий.
5. В рамках программы государственных гарантий разработать и внедрить отдельный тариф на исследование для пациентов с подозрением/диагнозом ХГС.
6. Включить скрининговый тест на антитела к вирусу гепатита С в программу диспансерного наблюдения взрослого и детского населения.
7. Пересмотреть федеральную Программу Государственных Гарантий оказания медицинской помощи в части доступности проведения безинтерфероновой терапии пациентам с любым генотипом вируса ХГС. Рассмотреть возможность создания справочника схем лекарственной терапии ХГС (на примере онкологии), отнесенных к соответствующим КСГ.
8. Рассмотреть возможность обеспечения пациентов диагностикой и лечением в амбулаторном режиме и создание подпрограммы по лечению гепатитов или в рамках принятия отдельной Федеральной программы по борьбе с гепатитами.
9. Совершенствовать подготовку квалифицированных кадров инфекционной службы. Развивать систему стажировок и обучения на рабочем месте. Включить данный блок в программу повышения квалификации НМО врачей неинфекционных специальностей.
10. Разработать и запустить федеральную информационную кампанию по профилактике, диагностике и лечению вирусных гепатитов, направленную на повышение осведомленности населения о заболевании и снижение уровня стигматизации.
11. Инициировать создание Рабочей группы для разработки Стратегии по элиминации вирусных гепатитов, а также дорожной карты, и определить учреждение, курирующее деятельность Рабочей группы.
Эксперты считают, что расширение доступа пациентов с ХГС к диагностике и эффективной терапии является важнейшей задачей системы здравоохранения Российской Федерации, в том числе в контексте выполнения указов Президента РФ по достижению к 2024 г. средней продолжительности жизни 78 лет, а также снижения онкологической смертности.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.