Стационары проверят, а пациентов попросят сообщать о таких случаях на «горячую линию» департамента здравоохранения
Мэрия будет бороться с приписками лекарств в больницах. Об этом «Известиям» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников. Ситуация, когда пациенту выписывают те или иные лекарства, но не применяют в лечении, была зафиксирована в одной из больниц города. По словам экспертов, проблема существует во многих стационарах столицы.
По словам заммэра, проверить — использовались ли препараты, зафиксированные в истории болезни, при лечении пациента на самом деле или нет, достаточно сложно, и проверки возможны либо с помощью «тайных пациентов», либо в случае конкретных жалоб больных.
Если возникает ситуация, когда в выписном эпикризе значится набор лекарств, которыми пациента на самом деле не лечили, это значит, что препараты списывались под больного, а на самом деле их воровали, — отметил Печатников. — Каждую такую ситуацию необходимо тщательно проверять, потому что если это не ошибка пациента или врача, заполнявшего документы, это преступление. Мы призываем всех, кто сталкивается с такими фактами, обращаться на «горячую линию» департамента здравоохранения или на городской портал gorod.mos.ru, где можно оставить свою жалобу. По каждому случаю будет проводится расследование. Главная проблема в том, что люди, которые уже вылечились, как правило, не интересуются лекарствами, зафиксированными в истории болезни. А значит, такие ситуации будут возникать до тех пор, пока о них не начнут сообщать.
По словам директора Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнова, приписки лекарств встречаются во многих больницах.
Сегодня система работает таким образом: каждая больница должна формировать заявку на свои потребности на три года вперед, — объяснил эксперт. — По каждому отделению — хирургия, гинекология, урология — известно количество коек, также подсчитывается, сколько в среднем больных в год «проходит» через эти койки с определенными диагнозами, и под каждый диагноз необходим определенный набор лекарств. Так формируется условный план: сколько человек приблизительно попадет в стационар и сколько каких препаратов потребуется. И получается, что больница закупает лекарства для тех, кто только будет лечиться. Но дело в том, что деньги больница получает уже после выписки пациента за все лекарства и манипуляции, которые применялись во время лечения. Так что лекарства, зафиксированные в истории болезни, но не использованные в лечении, являются припиской. Это нарушение закона, за которое нужно карать.
В то же время член правления «Лиги пациентов» Алексей Старченко сомневается в том, что больницам выгодно совершать приписки.
У каждой государственной больницы в любом случае есть план для закупки лекарств, и сильно превысить эту норму нельзя, — уверен эксперт. — Поэтому в системе ОМС регулярно такое происходить вряд ли будет. Другое дело — добровольное страхование: вот там страховая компания отдельно перечисляет деньги и за каждое конкретное лекарство, и за манипуляции, проведенные врачом каждому пациенту. Поэтому страховщики согласовывают каждое назначение и даже часто могут отказывать пациенту в том или ином лечении, если сомневаются, что оно ему действительно необходимо.
Юрист Московской Лиги Адвокатов Сергей Кузнецов заявил, что доказать, применялось то или иное лекарство, и как это повлияло на здоровье пациента, довольно сложно.
Нужны документы, подтверждающие, что препараты применялись или не применялись. В случае, если на бумаге зафиксировано, что лекарства использовались, а по факту этого не было, одних слов пациента мало: необходима медицинская экспертиза, так как каждое лекарство имеет определенный срок, за который оно выводится из организма. Но экспертиза возможна лишь спустя небольшой срок после лечения. Очевидно, что пациенты вряд ли будут связываться с проблемой приписок, особенно в том случае, если их лечение прошло успешно.