Обзор госпитальных закупок по итогам 2016 года
По данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, для больниц России в 2016 году было закуплено 882,2 млн. упаковок лекарственных препаратов на сумму 221,9 млрд. рублей.
«Если сравнивать данные показатели с объёмом закупок в 2015 году, то можно говорить о стагнации на рынке: в то время, как стоимостной показатель практически не изменился (в 2015 году государство также потратило на приобретение лекарственных препаратов для лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) 221,9 млрд. рублей), объём закупок в упаковках значительно снизился (падение составило 13,6%)», - отмечает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Одной из тенденций, которая прослеживалась на протяжении всего 2016 года, стало изменение в структуре закупок лекарственных препаратов доли генериков в сторону увеличения. В стоимостном выражении наблюдалось снижение доли оригинальных препаратов в структуре закупок с 39% в 2015 году до 37,5% в 2016 году. При этом в упаковках на оригинальные препараты приходится всего 4,6% от всех закупаемых лекарственных препаратов.
Препараты отечественного производства в натуральном выражении традиционно занимают подавляющую долю в сегменте госпитальных закупок. Однако в 2016 году наблюдалось снижение данного показателя: в 2015 году доля российских лекарств составляла 75,5%, а в 2016 почти на 3% меньше – 72,8%. В стоимостном объёме закупок отечественные производители наоборот увеличили свою долю на 3,2%, в результате чего она составила 33,5%. Существенно выросли закупки лекарственных препаратов таких производителей, как «Петровакс» (в 9,5 раз), «Биокад» (в 2,7 раз), «Фармасинтез (Иркутск)» (в 1,7 раз) (приведены компании из ТОП-20 по объему, показавшие максимальный прирост в стоимостном выражении).
Однако рейтинг компаний-производителей в стоимостном выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются «Фармасинтез (Иркутск)» и «Биокад», которые по итогам закупок 2016 года заняли 5 и 9 строчки соответственно.
ТОР-10 производителей за 2016 год в госпитальных закупках в стоимостном выражении
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Фирма-производитель |
Объем закупок, млн. руб., 2016 г. |
Доля, 2016 г. |
Прирост 2016/2015, % |
1 |
+1 |
ABBOTT |
10 840,9 |
4,89% |
7,9 |
2 |
-1 |
PFIZER |
10 781,7 |
4,86% |
-6,8 |
3 |
+1 |
F.HOFFMANN-LA ROCHE |
7 162,8 |
3,23% |
-17,4 |
4 |
-1 |
SANOFI |
7 040,8 |
3,17% |
-21,2 |
5 |
+9 |
ФАРМАСИНТЕЗ (ИРКУТСК) |
6 982,0 |
3,15% |
66,0 |
6 |
-1 |
JOHNSON & JOHNSON |
6 829,1 |
3,08% |
-8,0 |
7 |
-1 |
Merck & Co. Inc |
6 479,4 |
2,92% |
-2,3 |
8 |
+1 |
NOVARTIS |
6 239,0 |
2,81% |
8,3 |
9 |
+14 |
БИОКАД |
5 962,7 |
2,69% |
172,4 |
10 |
-3 |
BAYER |
5 569,8 |
2,51% |
-8,1 |
Средневзвешенная цена за одну упаковку лекарственного препарата составила 252 рубля (против 217 рублей в 2015 году). Это говорит о значительном изменении структуры закупок в пользу более дорогих препаратов, что видно даже из рейтинга ТОП-10 брендов: одно из максимальных падений демонстрирует «дешевый» Натрия хлорид. Импортные препараты закупались в среднем по 618 рублей (падение -0,4%), отечественные лекарства на порядок дешевле – за 2016 года средневзвешенная цена была на уровне 116 рублей (это на 32,8% выше, чем в аналогичном периоде 2015 года).
В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за 2016 год, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему является группа [J]: «Противомикробные препараты для системного использования».
Рейтинг АТС за 2016 год
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
АТС |
Объем закупок, млн. руб., 2016 г. |
Доля, 2016 г. |
Прирост, 2016/2015, % |
1 |
0 |
[J]: Противомикробные препараты для системного использования |
78 704,64 |
35,47% |
0,84% |
2 |
1 |
[L]: Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы |
39 417,15 |
17,77% |
14,92% |
3 |
-1 |
[B]: Препараты, влияющие на кроветворение и кровь |
31 950,76 |
14,40% |
-8,05% |
4 |
0 |
[N]: Препараты для лечения заболеваний нервной системы |
19 507,19 |
8,79% |
-2,88% |
5 |
0 |
[A]: Пищеварительный тракт и обмен веществ |
13 467,20 |
6,07% |
-10,94% |
6 |
0 |
[V]: Прочие препараты |
9 870,33 |
4,45% |
1,99% |
7 |
0 |
[C]: Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы |
6 779,97 |
3,06% |
-12,13% |
8 |
0 |
[R]: Препараты для лечения заболеваний респираторной системы |
5 794,38 |
2,61% |
-2,84% |
9 |
0 |
[M]: Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы |
4 531,49 |
2,04% |
-2,46% |
10 |
0 |
[G]: Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны |
2 934,02 |
1,32% |
-7,59% |
11 |
0 |
[H]: Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) |
2 579,50 |
1,16% |
-4,28% |
12 |
1 |
[S]: Препараты для лечения заболеваний органов чувств |
2 402,50 |
1,08% |
12,32% |
13 |
-1 |
[D]: Препараты для лечения заболеваний кожи |
2 050,61 |
0,92% |
-10,33% |
14 |
0 |
Без АТС |
1 844,66 |
0,83% |
50,92% |
15 |
0 |
[P]: Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты |
42,42 |
0,02% |
-10,70% |
Наиболее успешной группой по показателю темп прироста объема продаж стала [L]: «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (+14,9%), что позволило группе переместиться на вторую строчку. Максимальные потери были отмечены у группы [C]: «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы» (-12,1%).
В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа первого уровня [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей рынка 15,6%: за 2016 год было закуплено 297,0 миллион упаковок лекарственных средств. Отметим, что в упаковках по всем группам АТС наблюдается снижение объемов закупок. Наибольшее падение было отмечено у группы [S]: «Препараты для лечения заболеваний органов чувств»: - 25,8%.
На первое место в рейтинге брендов по стоимостному объему закупок в 2016 году вырвался бренд «Калетра», который занял 3,2% рынка. Данный бренд производится компанией - Abbvie.
ТОР-10 брендов за 2016 год в госпитальных закупках в стоимостном выражении
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Объем закупок, млн. руб., 2016 г. |
Доля, 2016 г.
|
Прирост, 2016/2015, % |
1 |
2 |
КАЛЕТРА |
7 011,68 |
3,16% |
14,11% |
2 |
-1 |
ПРЕВЕНАР |
6 748,78 |
3,04% |
-12,46% |
3 |
-1 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
6 043,55 |
2,72% |
-16,37% |
4 |
3 |
ВАКЦИНА |
3 315,07 |
1,49% |
46,19% |
5 |
-1 |
ГЕРЦЕПТИН |
2 726,79 |
1,23% |
-10,69% |
6 |
-1 |
РЕАТАЗ |
2 459,65 |
1,11% |
-1,55% |
7 |
2 |
ИСЕНТРЕСС |
2 398,75 |
1,08% |
10,08% |
8 |
51 |
СОВИГРИПП |
2 094,89 |
0,94% |
250,29% |
9 |
2 |
КУРОСУРФ |
1 938,53 |
0,87% |
-2,88% |
10 |
37 |
КЕМЕРУВИР |
1 703,89 |
0,77% |
150,38% |
«Лидером 2015 года был бренд «Превенар», который из-за значительного падения объёма продаж (-12,5%), опустился на одну строчку вниз. При этом в упаковках наблюдается рост объёма продаж на 3,7%. Такая разница в динамике стоимостного и натурального объемов объясняется снижением закупочной цены на 15,6%. Доля рынка данного бренда в 2016 году составила 3% в стоимостном выражении.
По сравнению с 2015 годом объём затраченных средств в денежном выражении на препарат «Натрия Хлорид» упал на 16,4%, что является самым существенным падением объёма закупок среди ТОП-10 препаратов. Максимальный же прирост показал «Совигрипп»: +250,3%, что дало возможность бренду подняться на 51 позицию вверх», - отмечает Сергей Шуляк.
ТОР-10 брендов за 2016 год в госпитальных закупках в натуральном выражении
Рейтинг |
Изменение рейтинга |
Бренд |
Объем закупок, млн. упак., 2016 г. |
Доля, 2016 г. |
Прирост, 2016/2015, % |
1 |
0 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
190,17 |
21,56% |
-16,43% |
2 |
0 |
ГЛЮКОЗА |
39,37 |
4,46% |
-16,92% |
3 |
0 |
ЦЕФТРИАКСОН |
38,92 |
4,41% |
-6,26% |
4 |
2 |
ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ |
21,61 |
2,45% |
6,69% |
5 |
0 |
ЦЕФАЗОЛИН |
19,46 |
2,21% |
-23,68% |
6 |
-2 |
ЦЕФОТАКСИМ |
16,55 |
1,88% |
-56,15% |
7 |
2 |
ВАКЦИНА |
15,44 |
1,75% |
33,84% |
8 |
-1 |
МЕТРОНИДАЗОЛ |
15,35 |
1,74% |
-15,28% |
9 |
New |
НАТРИЯ ХЛОРИД БРАУН |
14,54 |
1,65% |
New |
10 |
0 |
ЦИПРОФЛОКСАЦИН |
9,26 |
1,05% |
-17,94% |
Рейтинг брендов по натуральным объёмам закупок значительно отличается от ТОП-10 брендов по стоимостным объемам. Здесь, по традиции лидирует бренд «Натрия хлорид», который оставил далеко позади все остальные бренды, заняв более 21% рынка госпитальных закупок. На втором месте бренд «Глюкоза», который производят порядка 38 заводов. «Мосфарм», «Медполимер» и «Гематек» занимают свыше половины объема поставок «Глюкозы» в больницы. На третьем месте по упаковкам находится бренд «Цефтриаксон» с долей рынка 4,4%.
Максимальный рост принадлежит противомикробному препарату для системного использования «Вакцина»: в 2016 году ЛПУ закупили на 33,8% больше упаковок, чем в прошлом году. При этом наблюдается существенное сокращение объемов закупок в упаковках антибиотиков: бренды «Цефотаксим» (-56%), «Цефазолин» (-24%).
Дополнительная информация:
пресс-служба DSM Group,
Илья Майзель;
DSM.RU| +7-495-780-72-63 ext. 30-42, +7 903-770-87-49 | imaizel@dsm.ru
СПРАВКА О КОМПАНИИ:
DSM Group - маркетинговое агентство, специализированное на исследованиях фармацевтического рынка, проведении конференций и оказании рекламных услуг компаниям медицинской отрасли. Исследования. DSM Group работает на всей территории Российской Федерации, а также стран СНГ и Грузии и осуществляет постоянный мониторинг всех секторов фармацевтики: импорта, дистрибуции, розничных продаж фармацевтических препаратов и нелекарственных товаров: лечебной косметики и парафармацевтики (биологически-активные добавки, диагностические приборы, средства личной гигиены, изделия медицинского назначения и т.д.). DSM Group предоставляет аналитические базы данных по фармацевтическим рынкам и реализует индивидуальные исследовательские проекты по заказу своих клиентов. Система управления качеством маркетинговых исследований DSM Group отвечает международным стандартам ISO 9001:2008. На данные агентства ссылаются ведущие общественно-политические издания страны, результатами исследований пользуются инвестиционные аналитики и крупные банки.
Реклама и полиграфия. DSM Group также предоставляет комплексный рекламный сервис специалистам фармацевтической отрасли: маркетинговое планирование, дизайн, разработка и поставка сувенирной и полиграфической продукции, организация и проведения мероприятий, акций, почтовая рассылка по адресной базе аптек России, индивидуальные проекты любого каналы маркетинговых коммуникаций.
Конференции. DSM Group организует и проводит форумы и конференции для профессионалов фармацевтического рынка в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.
Подробная информация о компании представлена на сайте DSM.RU.
Конференции по теме
|
НОВОСТИ на тему
27.06.2024
|
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.