количество статей
6605
Загрузка...

Обзор госпитальных закупок по итогам 2016 года

DSM Group | 21.03.2017

Обзор госпитальных закупок по итогам 2016 года 

По данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, для больниц России в 2016 году было закуплено 882,2 млн. упаковок лекарственных препаратов на сумму 221,9 млрд. рублей.

«Если сравнивать данные показатели с объёмом закупок в 2015 году, то можно говорить о стагнации на рынке: в то время, как стоимостной показатель практически не изменился (в 2015 году государство также потратило на приобретение лекарственных препаратов для лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) 221,9 млрд. рублей), объём закупок в упаковках значительно снизился (падение составило 13,6%)», - отмечает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Одной из тенденций, которая прослеживалась на протяжении всего 2016 года, стало изменение в структуре закупок лекарственных препаратов доли генериков в сторону увеличения. В стоимостном выражении наблюдалось снижение доли оригинальных препаратов в структуре закупок с 39% в 2015 году до 37,5% в 2016 году. При этом в упаковках на оригинальные препараты приходится всего 4,6% от всех закупаемых лекарственных препаратов.

Препараты отечественного производства в натуральном выражении традиционно занимают подавляющую долю в сегменте госпитальных закупок. Однако в 2016 году наблюдалось снижение данного показателя: в 2015 году доля российских лекарств составляла 75,5%, а в 2016 почти на 3% меньше – 72,8%. В стоимостном объёме закупок отечественные производители наоборот увеличили свою долю на 3,2%, в результате чего она составила 33,5%. Существенно выросли закупки лекарственных препаратов таких производителей, как «Петровакс» (в 9,5 раз), «Биокад» (в 2,7 раз), «Фармасинтез (Иркутск)» (в 1,7 раз) (приведены компании из ТОП-20 по объему, показавшие максимальный прирост в стоимостном выражении).

Однако рейтинг компаний-производителей в стоимостном выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются «Фармасинтез (Иркутск)» и «Биокад», которые по итогам закупок 2016 года заняли 5 и 9 строчки соответственно.

ТОР-10 производителей за 2016 год в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг

Изменение рейтинга

Фирма-производитель

Объем закупок, млн. руб., 2016 г.

Доля, 2016 г.

Прирост 2016/2015, %

1

+1

ABBOTT

10 840,9

4,89%

7,9

2

-1

PFIZER

10 781,7

4,86%

-6,8

3

+1

F.HOFFMANN-LA ROCHE

7 162,8

3,23%

-17,4

4

-1

SANOFI

7 040,8

3,17%

-21,2

5

+9

ФАРМАСИНТЕЗ (ИРКУТСК)

6 982,0

3,15%

66,0

6

-1

JOHNSON & JOHNSON

6 829,1

3,08%

-8,0

7

-1

Merck & Co. Inc

6 479,4

2,92%

-2,3

8

+1

NOVARTIS

6 239,0

2,81%

8,3

9

+14

БИОКАД

5 962,7

2,69%

172,4

10

-3

BAYER

5 569,8

2,51%

-8,1


Средневзвешенная цена за одну упаковку лекарственного препарата составила 252 рубля (против 217 рублей в 2015 году). Это говорит о значительном изменении структуры закупок в пользу более дорогих препаратов, что видно даже из рейтинга ТОП-10 брендов: одно из максимальных падений демонстрирует «дешевый» Натрия хлорид.  Импортные препараты закупались в среднем по 618 рублей (падение -0,4%), отечественные лекарства на порядок дешевле – за 2016 года средневзвешенная цена была на уровне 116 рублей (это на 32,8% выше, чем в аналогичном периоде 2015 года).

 

В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за 2016 год, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему является группа [J]: «Противомикробные препараты для системного использования».

Рейтинг АТС за 2016 год

Рейтинг

Изменение рейтинга

АТС

Объем закупок, млн. руб., 2016 г.

Доля, 2016 г.

Прирост, 2016/2015, %

1

0

[J]: Противомикробные препараты для системного использования

78 704,64

35,47%

0,84%

2

1

[L]: Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы

39 417,15

17,77%

14,92%

3

-1

[B]: Препараты, влияющие на кроветворение и кровь

31 950,76

14,40%

-8,05%

4

0

[N]: Препараты для лечения заболеваний нервной системы

19 507,19

8,79%

-2,88%

5

0

[A]: Пищеварительный тракт и обмен веществ

13 467,20

6,07%

-10,94%

6

0

[V]: Прочие препараты

9 870,33

4,45%

1,99%

7

0

[C]: Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы

6 779,97

3,06%

-12,13%

8

0

[R]: Препараты для лечения заболеваний респираторной системы

5 794,38

2,61%

-2,84%

9

0

[M]: Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы

4 531,49

2,04%

-2,46%

10

0

[G]: Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны

2 934,02

1,32%

-7,59%

11

0

[H]: Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)

2 579,50

1,16%

-4,28%

12

1

[S]: Препараты для лечения заболеваний органов чувств

2 402,50

1,08%

12,32%

13

-1

[D]: Препараты для лечения заболеваний кожи

2 050,61

0,92%

-10,33%

14

0

Без АТС

1 844,66

0,83%

50,92%

15

0

[P]: Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты

42,42

0,02%

-10,70%


Наиболее успешной группой по показателю темп прироста объема продаж стала [L]: «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы»  (+14,9%), что позволило группе переместиться на вторую строчку. Максимальные потери были отмечены у группы [C]: «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы» (-12,1%).

В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа первого уровня [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей рынка 15,6%: за 2016 год было закуплено 297,0 миллион упаковок лекарственных средств. Отметим, что в упаковках по всем группам АТС наблюдается снижение объемов закупок. Наибольшее падение было отмечено у группы [S]: «Препараты для лечения заболеваний органов чувств»: - 25,8%.

На первое место в рейтинге брендов по стоимостному объему закупок в 2016 году вырвался бренд «Калетра», который занял 3,2% рынка. Данный бренд производится компанией - Abbvie.

ТОР-10 брендов за 2016 год в госпитальных закупках в стоимостном выражении

Рейтинг

Изменение рейтинга

Бренд

Объем закупок, млн. руб., 2016 г.

Доля, 2016 г.

 

Прирост, 2016/2015, %

1

2

КАЛЕТРА

7 011,68

3,16%

14,11%

2

-1

ПРЕВЕНАР

6 748,78

3,04%

-12,46%

3

-1

НАТРИЯ ХЛОРИД

6 043,55

2,72%

-16,37%

4

3

ВАКЦИНА

3 315,07

1,49%

46,19%

5

-1

ГЕРЦЕПТИН

2 726,79

1,23%

-10,69%

6

-1

РЕАТАЗ

2 459,65

1,11%

-1,55%

7

2

ИСЕНТРЕСС

2 398,75

1,08%

10,08%

8

51

СОВИГРИПП

2 094,89

0,94%

250,29%

9

2

КУРОСУРФ

1 938,53

0,87%

-2,88%

10

37

КЕМЕРУВИР

1 703,89

0,77%

150,38%


«Лидером 2015 года был бренд «Превенар», который из-за значительного падения объёма продаж (-12,5%), опустился на одну строчку вниз. При этом в упаковках наблюдается рост объёма продаж на 3,7%. Такая разница в динамике стоимостного и натурального объемов объясняется снижением закупочной цены на 15,6%. Доля рынка данного бренда в 2016 году составила 3% в стоимостном выражении.

По сравнению с 2015 годом объём затраченных средств в денежном выражении на препарат «Натрия Хлорид» упал на 16,4%, что является самым существенным падением объёма закупок среди ТОП-10 препаратов. Максимальный же прирост показал «Совигрипп»: +250,3%, что дало возможность бренду подняться на 51 позицию вверх», - отмечает Сергей Шуляк.

ТОР-10 брендов за 2016 год в госпитальных закупках в натуральном выражении

Рейтинг

Изменение рейтинга

Бренд

Объем закупок, млн. упак., 2016 г.

Доля, 2016 г.

Прирост, 2016/2015, %

1

0

НАТРИЯ ХЛОРИД

190,17

21,56%

-16,43%

2

0

ГЛЮКОЗА

39,37

4,46%

-16,92%

3

0

ЦЕФТРИАКСОН

38,92

4,41%

-6,26%

4

2

ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ

21,61

2,45%

6,69%

5

0

ЦЕФАЗОЛИН

19,46

2,21%

-23,68%

6

-2

ЦЕФОТАКСИМ

16,55

1,88%

-56,15%

7

2

ВАКЦИНА

15,44

1,75%

33,84%

8

-1

МЕТРОНИДАЗОЛ

15,35

1,74%

-15,28%

9

New

НАТРИЯ ХЛОРИД БРАУН

14,54

1,65%

New

10

0

ЦИПРОФЛОКСАЦИН

9,26

1,05%

-17,94%


Рейтинг брендов по натуральным объёмам закупок значительно отличается от ТОП-10 брендов по стоимостным объемам. Здесь, по традиции лидирует бренд «Натрия хлорид», который оставил далеко позади все остальные бренды, заняв более 21% рынка госпитальных закупок. На втором месте бренд «Глюкоза», который производят порядка 38 заводов. «Мосфарм», «Медполимер» и «Гематек» занимают свыше половины объема поставок «Глюкозы» в больницы. На третьем месте по упаковкам находится бренд «Цефтриаксон» с долей рынка 4,4%.

Максимальный рост принадлежит противомикробному препарату для системного использования «Вакцина»: в 2016 году ЛПУ закупили на 33,8% больше упаковок, чем в прошлом году. При этом наблюдается существенное сокращение объемов закупок в упаковках антибиотиков: бренды «Цефотаксим» (-56%), «Цефазолин» (-24%).

Дополнительная информация:
пресс-служба DSM Group,
Илья Майзель;
DSM.RU| +7-495-780-72-63 ext. 30-42, +7 903-770-87-49 | imaizel@dsm.ru

СПРАВКА О КОМПАНИИ:
DSM Group - маркетинговое агентство, специализированное на исследованиях фармацевтического рынка, проведении конференций и оказании рекламных услуг компаниям медицинской отрасли. Исследования. DSM Group работает на всей территории Российской Федерации, а также стран СНГ и Грузии и осуществляет постоянный мониторинг всех секторов фармацевтики: импорта, дистрибуции, розничных продаж фармацевтических препаратов и нелекарственных товаров: лечебной косметики и парафармацевтики (биологически-активные добавки, диагностические приборы, средства личной гигиены, изделия медицинского назначения и т.д.). DSM Group предоставляет аналитические базы данных по фармацевтическим рынкам и реализует индивидуальные исследовательские проекты по заказу своих клиентов. Система управления качеством маркетинговых исследований DSM Group отвечает международным стандартам ISO 9001:2008. На данные агентства ссылаются ведущие общественно-политические издания страны, результатами исследований пользуются инвестиционные аналитики и крупные банки.

Реклама и полиграфия. DSM Group также предоставляет комплексный рекламный сервис специалистам фармацевтической отрасли: маркетинговое планирование, дизайн, разработка и поставка сувенирной и полиграфической продукции, организация и проведения мероприятий, акций, почтовая рассылка по адресной базе аптек России, индивидуальные проекты любого каналы маркетинговых коммуникаций.

Конференции. DSM Group организует и проводит форумы и конференции для профессионалов фармацевтического рынка в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.

Подробная информация о компании представлена на сайте DSM.RU.