количество статей
6822
Загрузка...

Оценка клинической эффективности препарата Лонгидаза® в комплексном лечении больных хроническим простатитом

Авдошин В.П. (д.м.н., проф.),
Андрюхин М.И. (д.м.н.),
Пульбере С.А. (к.м.н),
Макаров О.В. (к.м.н.),
Михайликов Т.Г. (к.м.н.)
РУДН, кафедра урологии и оперативной нефрологии
ГБУЗ «ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана» Департамента здравоохранения г. Москвы
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Урология и Нефрология" №5
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
В статье проанализированы результаты исследования эффективности применения антисклеротической терапии (препарат Лонгидаза® 3000 МЕ ректальные суппозитории) в комплексном лечении хронического простатита. 

Было отмечено достоверное уменьшение клинических проявлений заболевания, что обусловлено улучшением микроциркуляции и уменьшением рубцовосклеротического процесса в предстательной железе, а также удлинением периода ремиссии заболевания. 

Препарат Лонгидаза® 3000 МЕ хорошо переносился пациентами, не вызывая побочных реакций, что позволяет рекомендовать его к применению в широкой клинической практике.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: урология, заболевания предстательной железы, хронический простатит
В статье проанализированы результаты исследования эффективности применения антисклеротической терапии (препарат Лонгидаза® 3000 МЕ ректальные суппозитории) в комплексном лечении хронического простатита. 

Было отмечено достоверное уменьшение клинических проявлений заболевания, что обусловлено улучшением микроциркуляции и уменьшением рубцовосклеротического процесса в предстательной железе, а также удлинением периода ремиссии заболевания. 

Препарат Лонгидаза® 3000 МЕ хорошо переносился пациентами, не вызывая побочных реакций, что позволяет рекомендовать его к применению в широкой клинической практике.

Введение

Заболевания предстательной железы, в том числе хронический простатит, занимающий первое место по распространенности среди воспалительных заболеваний мужской половой сферы, остаются одними из наиболее актуальных проблем современной урологии. Хронический простатит диагностируется у 10% пациентов младше 50 лет и у 30–70% пациентов старше 50 лет. У 7–36% больных хронический простатит осложнен эректильной дисфункцией, везикулитом и эпидидимитом. По влиянию на качество жизни мужчины данное заболевание можно сопоставить с инфарктом миокарда, стенокардией и др. [1–3]. Социологический опрос мужчин, страдающих простатитом, показал, что с развитием данного заболевания у 36% из них снизилась самооценка; у 27% ухудшилось качество сексуальной жизни; у 21% появились проблемы на работе; у 10% произошел распад семьи/развод [4, 5]. Патогенез абактериального (5–15%) и бактериального простатита различен, однако общими предрасполагающими факторами являются нарушение кровообращения в предстательной железе и конгестивные процессы в ацинусах, в связи с чем изменяются биохимические и бактерицидные свойства секрета предстательной железы, возникают аутоиммунные реакции и снижается барьерная функция простаты. Все это становится предпосылкой к проникновению инфекции в ткань предстательной железы и утяжелению течения воспалительного процесса [6, 7].

Схема терапии хронического простатита включает антибактериальные, противовоспалительные, анальгезирующие препараты, альфа-адреноблокаторы, витамины, физиотерапию и др. Однако широкое использование антибактериальных препаратов с необоснованно длительным курсом лечения привело к распространению резистентных штаммов микроорганизмов в популяции. Кроме того, лекарственные препараты плохо проникают в ткань предстательной железы, и их концентрация в ней значительно меньше, чем в сыворотке крови. Это определяет необходимость разработки новых методов лечения больных хроническим простатитом, направленных не только на ликвидацию этиопатогенетического фактора, но и на более эффективную реабилитацию больных [8, 9]. Учитывая, что хронический простатит – это пролиферативный склеротический самоподдерживающийся процесс, который чаще всего является следствием иммунного воспаления по типу реакции гиперчувствительности замедленного типа, нами было проведено исследование по применению антисклеротической терапии в комплексном лечении хронического простатита [6, 10].


Материалы и методы

В исследование было включено 78 мужчин в возрасте от 20 до 51 года с установленным диагнозом «хронический простатит». Участники исследования – мужчины трудоспособного молодого и среднего возраста, c более чем годовым анамнезом хронического простатита (табл. 1); явлениями дизурии слабой, средней и высокой степени тяжести; наличием болевого синдрома в области промежности и нижних отделах живота; четко выраженными изменениями структуры предстательной железы по данным пальцевого ректального и трансректального ультразвукового исследования (ТРУЗИ); с нарушением эректильной функции или с сохраненной эректильной функцией (рис. 1). Пациенты были рандомизированы в 2 группы, сопоставимые по анамнезу, степени тяжести и прогнозу заболевания. Первую группу, определенную в качестве основной, составили 42 (53,8%) мужчины, получавших помимо стандартной терапии препарат Лонгидаза® 3000 МЕ (ректальные суппозитории). Вторую группу, определенную в качестве контрольной, составили 36 (46,2%) мужчин. Больные, согласно протоколу исследования, приходили на визиты до начала лечения, в 1-й, 15-й, 52-й день лечения и через 6 недель после его окончания. 

Диагностика хронического простатита, оценка тяжести заболевания, динамический контроль и оценка эффективности терапии препаратом Лонгидаза® 3000 МЕ (ректальные суппозитории) проводились с использованием Шкалы системы суммарной оценки симптомов при хроническом простатите (СОС-ХП), Шкалы количественной оценки мужской копулятивной функции (МКФ), пальцевого ректального исследования, трансректального ультразвукового исследования предстательной железы, трансректальной допплерографии, лабораторных общеклинических и иммунологических показателей, а также с учетом длительности ремиссии заболевания после окончания курса лечения. Обе группы получали стандартное лечение – целенаправленную антибактериальную терапию препаратом из группы фторхинолонов (ципрофлоксацин 500 мг 2 р/сут в течение 10 дней) и терапию альфа-адреноблокатором (тамсулозин 0,4 мг утром в течение 10 дней). Основная группа получала помимо стандартной терапии препарат Лонгидаза® 3000 МЕ (ректальные суппозитории) в количестве 20 на курс: первые 10 суппозиториев через день, вторые 10 суппозиториев через 2 дня. Курс лечения составил 49 дней. Контрольная группа помимо стандартной терапии получала плацебо в виде ректальных суппозиториев. Курс лечения в этой группе также составил 49 дней. В течение 6 недель после прекращения лечения проводилось наблюдение за больными обеих групп. При статистическом анализе полученных результатов использовались стандартные методики с вычислением средней арифметической, стандартного отклонения и достоверности согласно тесту Вилкоксона. 


Результаты и обсуждение

В ходе лечения в обеих группах уменьшались или купировались дизурические явления и болевой синдром, что свидетельствует об эффективности стандартной терапии. Однако клинические проявления достоверно лучше купировались в основной группе. Более того, на протяжении 6 недель после окончания курса терапии клинический эффект сохранялся в большей степени у больных основной группы (табл. 2). Побочных эффектов и аллергических реакций на фоне приема препарата не отмечено. При анализе анкет СОС-ХП отмечалось уменьшение клинического индекса хронического простатита с 28 ± 3 до 14 ± 7 в основной группе, по сравнению с его уменьшением с 26 ± 6 до 19 ± 7 в контрольной. Средние результаты анкетирования по шкале СОС-ХП в основной и контрольной группах в динамике представлены на рисунках 2 и 3. При выполнении ТРУЗИ в основной группе отмечалось уменьшение размера гипоэхогенных участков в ткани предстательной железы, в то время как в контрольной группе существенного изменения эхогенности не отмечалось, а у 1 больного размеры гипоэхогенного очага даже увеличились. Эти изменения сохранялись и после окончания лечения вплоть до 6 недель наблюдения (рис. 4). 

Исследование кровотока в предстательной железе у пациентов основной и контрольной групп показало, что положительная динамика таких показателей, как сосудистая плотность, пиковая систолическая и средняя линейная скорость, была достоверно выше у пациентов, получавших наряду с базисной и антисклеротическую терапию (табл. 3). Следовательно, в группе, получавшей антисклеротическую терапию, наблюдалось более значимое уменьшение рубцового процесса в ткани предстательной железы, обогащение сосудистого рисунка, повышение скорости потока крови в сосудах. Таким образом, приведенные данные и результаты предыдущих исследований [10] свидетельствуют о высокой клинической эффективности применения препарата Лонгидаза® 3000 МЕ (ректальные суппозитории) в комплексной терапии больных хроническим простатитом. При этом достоверно отмечено уменьшение клинических проявлений заболевания, что обусловлено улучшением микроциркуляции и уменьшением рубцово-склеротического процесса в предстательной железе. Препарат Лонгидаза® 3000 МЕ (ректальные суппозитории) хорошо переносится пациентами, не вызывая побочных реакций, и позволяет добиться более длительной ремиссии заболевания, что дает возможность рекомендовать его применение в широкой клинической практике. 

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: урология, заболевания предстательной железы, хронический простатит
1. Сегал А.С. Заболевания половой системы мужчин. М.: Икар, 2010. 323 с.
2. Jonsson K., Hedelin H. Chronic abacterial prostatitis: Living with a troublesome disease affecting many aspects of life // Scand. J. Urol. Nephrol. 2008. Vol. 42. № 6. P. 545–550.
3. Pontari M.A. Chronic prostatitis/chronic pelvic pain syndrome // Urol. Clin. North. Am. 2008. Vol. 35. № 1. P. 81–89.
4. Щетинин В.В., Зотов Е.А. Простатит. М.: Медицина, 2003. 488 с.
5. Krieger J.N. Classification, epidemiology and implications of chronic prostatitis in North America, Europe and Asia // Minerva Urol. Nefrol. 2004. Vol. 56. № 2. P. 99–107.
6. Collins M.M., Stafford R.S., O'Leary M.P., Barry M.J. How common is prostatitis? A national survey of physician visits // J. Urol. 1998. Vol. 159. № 4. Р. 1224–1228.
7. Krieger J.N., Ross S.O., Riley D.E. Chronic prostatitis: epidemiology and role of infection // Urology. 2002. Vol. 60. № 6. Suppl. P. 8–12.
8. Bjerclund Johansen T.E., Grüneberg R.N., Guibert J. et al. The role of antibiotics in the treatment of chronic prostatitis: a consensus statement // Eur. Urol. 1998. Vol. 34. № 6. P. 457–466.
9. Мазо Е.Б., Попов С.В. Хронический бактериальный простатит // Врачебное сословие. 2004. № 1–2. С. 18–28.
10. Пушкарь Д.Ю., Зайцев А.В., Сегал А.С. Лонгидаза в терапии хронического простатита // Иммунология. 2006. Т. 27. № 2. С. 119–121.