количество статей
6699
Загрузка...
Клинические случаи

Анализ эффективности мероприятий по ознакомлению населения с симптомами инсульта и алгоритмом действий при их возникновении

П.Г. Шнякин
Н.В. Исаева
И.Е. Ермакова
Н.В. Литвинюк
Ю.О. Ковалева
И.С. Усатова
Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
Краевая клиническая больница, Красноярск
Адрес для переписки: Павел Геннадьевич Шнякин, shnyakinpavel@mail.ru
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Неврология №4 (33)
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
  • English
В статье проанализирована эффективность проведенных в 2014–2015 гг. в г. Красноярске мероприятий по ознакомлению населения с симптомами инсульта и тактикой при их возникновении. Установлено, что мероприятия существенно повысили общий уровень знаний об этом заболевании среди населения (70% опрошенных назвали хотя бы один симптом). В то же время информированность об алгоритме действий при инсульте осталась достаточно низкой. По мнению большинства респондентов (около 80%), при появлении симптомов инсульта больного необходимо оставить в покое и ждать улучшения. Сказанное свидетельствует о том, что особое внимание при дальнейшей работе с населением должно быть уделено роли скорой помощи. Именно к врачам этой службы необходимо обращаться в случае возникновения симптомов инсульта.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инсульт, профилактика, эпилептический синдром, сердечный приступ, Актилизе
В статье проанализирована эффективность проведенных в 2014–2015 гг. в г. Красноярске мероприятий по ознакомлению населения с симптомами инсульта и тактикой при их возникновении. Установлено, что мероприятия существенно повысили общий уровень знаний об этом заболевании среди населения (70% опрошенных назвали хотя бы один симптом). В то же время информированность об алгоритме действий при инсульте осталась достаточно низкой. По мнению большинства респондентов (около 80%), при появлении симптомов инсульта больного необходимо оставить в покое и ждать улучшения. Сказанное свидетельствует о том, что особое внимание при дальнейшей работе с населением должно быть уделено роли скорой помощи. Именно к врачам этой службы необходимо обращаться в случае возникновения симптомов инсульта.

Ежегодно в мире церебральный инсульт поражает от 5,6 до 6,6 млн человек и уносит 4,6 млн жизней, в России фиксируется около 450 тыс. инсультов, заболеваемость составляет 2,5–3 случая на 1000 населения в год. В течение последних пяти лет в Красноярском крае регистрируется около 11 тыс. инсультов в год, причем показатели заболеваемости превышают среднероссийские и варьируются в пределах 3,1–3,7 случая на 1000 населения в год [1–6].

В настоящее время наметился значительный прогресс во внедрении различных методов реканализации мозговых сосудов у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. Речь идет о системном и внутриартериальном тромболизисе, тромбэмболоэкстракции. Вместе с тем эти эффективные методики ограничиваются терапевтическим окном, за пределами которого их выполнение противопоказано. В связи с этим очень важно как можно раньше доставить пациента с инсультом в стационар для проведения подобных вмешательств [7–12].

В 2013 г. в стационары г. Красно­ярска в первые три часа от развития симптомов инсульта поступило 10,9% пациентов, остальные были доставлены в более поздние сроки, иногда спустя несколько дней от начала заболевания. Исходя из анамнестических данных пациентов, позднее поступление в стационар обусловлено незнанием симптомов инсульта и непониманием необходимости срочного вызова врачей скорой помощи. В 2014–2015 гг. среди населения проведен ряд мероприятий по ознакомлению с симптомами инсульта и тактике при их возникновении.

Материал и методы

За два года (2014–2015 гг.) проведены следующие мероприятия.

  1. Распечатано 300 тыс. листовок о симптомах инсульта и необходимости срочного вызова скорой помощи (распространялись волонтерами в аптеках, поликлиниках, на телеграфе, проходных крупных заводов и фабрик).
  2. Распечатано 1000 наклеек с симптомами инсульта (размещались в общественном транспорте и на остановках).
  3. При поддержке одного из операторов сотовой сети распространено 100 тыс. СМС-сообщений о симптомах инсульта.
  4. На местных телеканалах показано 15 репортажей об инсульте, состоялось десять радиоэфиров с участием неврологов, информация об инсульте размещена в семи газетах (в трех из них дважды).
  5. При поддержке агентства «Социальные сети» информация о симптомах инсульта опубликована в социальных сетях.
  6. Проведено десять крупных общественных мероприятий по ознакомлению пациентов с симптомами инсульта в торговых центрах, на открытых площадках, в общественных местах.
  7. Трижды вдоль оживленных магистралей г. Красноярска в течение месяца вывешен баннер с информацией о симптомах инсульта.

В апреле 2016 г. командой социологов проведено анкетирование 400 жителей г. Красноярска (47,7% мужчин, 52,3% женщин) по разделам «Что такое инсульт», «Симптомы инсульта», «Тактика при возникновении симптомов инсульта».

При статистической обработке полученных цифровых данных использовали стандартные методы описательной статистики с помощью программы Statistica 6.0.

Результаты и обсуждение

На вопрос, что такое инсульт, в анкете был предложен неверный вариант ответа: «Инсульт – это заболевание сердца». 27,5% респондентов ответили «согласен», 18,34% – «скорее согласен». Таким образом, 45,84% опрошенных ошибаются, думая, что инсульт – заболевание сердца. Скорее всего, многие из-за созвучности слов «инсульт» и «инфаркт» путают оба понятия, подразумевая и в том и другом случае заболевание сердца.

Существование еще одного мифа об инсульте подтвердил тест с неверным утверждением: «Инсульта не бывает в молодом возрасте». С этим согласились 9,5% респондентов, 4,6% ответили «скорее согласен». В результате 14,1% опрошенных заблуждаются, думая, что у молодых людей инсульта не может быть. Цифра, конечно, не очень значительная, но последствия могут быть ощутимы. Если эти респонденты будут знать симптомы инсульта, то, наблюдая их у молодого человека и отрицая возможность инсульта в этом возрасте, они не придадут происходящему значения и не вызовут скорую помощь.

Тесты, касающиеся симптомов инсульта, показали обнадеживающие результаты. В одном из тестов необходимо было продолжить предложение: «Если у человека внезапно нарушилась речь, то наиболее вероятно это…» 47,1% опрошенных правильно указали инсульт. Однако более половины ответили неверно: сердечный приступ назвали 12,7%, алкогольное опьянение – 22,8%, эпилептический приступ – 10,8%, высокое артериальное давление – 6,6%.

Неожиданно много респондентов адекватно охарактеризовали ситуацию, когда у человека неожиданно перекосило лицо и он не может улыбнуться. По мнению 71,5% опрошенных, это наиболее характерно для инсульта. 78,9% респондентов с инсультом связывали внезапную слабость в конечностях. Как показали результаты опроса, асимметрию лица и слабость в конечностях с симптоматикой инсульта отождествляли чаще, чем внезапное нарушение речи.

Важные сведения были получены при анализе теста о первой помощи пациенту с подозрением на инсульт. С неверным вариантом (к сожалению, часто фигурирующим в СМИ, особенно в социальных сетях), утверждающим, что в первую очередь необходимо растереть мочки ушей и проколоть кончики пальцев, согласились 8,8% опрошенных. 7,7% ответили «скорее согласен». Это означает, что 15,5% респондентов из неустановленных источников узнали о неверном действии и запомнили его как первую помощь при инсульте. Настораживает, что 52,5% ответили «не знаю». Можно предположить, что если бы эти 52,5% заранее прочитали или услышали, что при инсульте «нужно прокалывать кончики пальцев», то в анкете они указали бы «согласен» или «скорее согласен». Сказанное лишний раз подтверждает, насколько опасна неадекватная информация о здоровье населения, распространяемая в СМИ и социальных сетях.

Получен еще один важный результат, в некоторой степени объясняющий причину поздних поступлений пациентов в стационары. С утверждением «ничего не делать до улучшения состояния» в случае возникновения симптомов инсульта согласились 46%. 20,3% ответили «скорее согласен», 13% – «не знаю». В итоге 79,3% опрошенных, если и распознают у человека инсульт, не предпримут активных действий (вызов скорой помощи). Значит, население не понимает, что способов лечения инсульта в домашних условиях не существует и дорога каждая минута. Несвоевременное поступление в стационар негативно сказывается на состоянии пациента и прогнозе заболевания.

С неверным постулатом о том, что первая помощь при инсульте заключается в приеме «таблетки нитроглицерина под язык», согласились 23% респондентов. 27,6% ответили «скорее согласен». Таким образом, половина опрошенных путают понятия «инсульт» и «инфаркт миокарда» и ошибочно считают, что при инсульте необходимо принимать нитроглицерин. Это подтверждает важность образовательной работы с населением в плане разграничения двух заболеваний, занимающих лидирующие позиции в структуре смертности.

С утверждением «при инсульте не существует эффективных методов лечения, все пациенты остаются инвалидами» согласны 13,4%. 18,8% опрошенных ответили «скорее согласен». Как видим, треть респондентов (32,2%) считает, что эффективных способов лечения инсульта не существует, пациенты обречены на инвалидность. То есть большой процент населения не знает о таких эффективных методиках лечения, как системный тромболизис и тромбэкстракция, и отождествляют диагноз инсульта с приговором об инвалидности. Это не может не настораживать, ведь такая позиция, даже при знании симптомов инсульта, порождает пассивность и непонимание необходимости срочной доставки пациента в стационар.

Особый интерес представляют ответы на вопрос, как в случае инсульта вызвать скорую помощь с мобильного телефона. Только 32% опрошенных ответили правильно: необходимо набрать 112 (единая служба спасения). 34% ошибаются, думая, что скорую помощь с мобильного телефона можно вызвать, набрав «03». Остальные варианты сводились к неверным «03*», «03#» и т.д.

Заключение

Проведенное исследование показало средний уровень знаний жителей г. Красноярска об инсульте и его симптомах. Осведомленность об алгоритме действий в случае возникновения симптомов инсульта крайне низкая. В связи с этим в дальнейшей работе с населением необходимо уделять внимание не только симптомам инсульта, но и четкому алгоритму действий при их возникновении. Кроме того, население должно знать, что лечение инсульта может быть эффективным при условии своевременной доставки пациента в стационар.  

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инсульт, профилактика, эпилептический синдром, сердечный приступ, Актилизе
1. Верещагин Н.В., Пирадов М.А., Евзельман М.А. Неотложные состояния в неврологии // Труды Всероссийского рабочего совещания неврологов. Орел, 2002. С. 16–21.
2. Гусев Е.И., Скворцова В.И., Стаховская Л.В. Эпидемиология инсульта в России // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2003. Т. 103. № 8. С. 4–9.
3. Скворцова В.И. Медицинская и социальная значимость проблемы инсульта // Качество жизни. Медицина. 2004. № 4. С. 2–6.
4. Скворцова В.И., Шамалов Н.А., Сидоров А.М. и др. Особенности организации медицинской помощи больным с церебральным инсультом в периоде терапевтического окна // Материалы IX Всероссийского съезда неврологов. Ярославль, 2006. С. 479.
5. Суслина З.А., Варакин Ю.Я. Клинико-эпидемиологические исследования – перспективное направление изучения церебральной патологии // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2009. № 3. С. 4–11.
6. Шишкин С.В., Симонова Г.И., Скурихина Ю.В. Эпидемиология острых цереброваскулярных заболеваний в городской популяции Западной Сибири // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Приложение «Инсульт». 2007. С. 212–213.
7. Евзельман М.А. Организация помощи больным с ишемическим инсультом. Методическое пособие. Орел, 2005.
8. Сорокоумов В.А. Методические рекомендации по организации неврологической помощи больным с инсультом в Санкт-Петербурге. СПб.: Человек, 2002.
9. Шамалов Н.А., Сидоров А.М., Рамазанов Г.Р. Эффективность нового алгоритма телефонного интервью населения при обращении на скорую медицинскую помощь // Материалы X Международной конференции «Актуальные вопросы неврологии». Судак, 2008. С. 113.
10. Alberts M.J., Perry A., Dawson D.V., Bertels C. Effects of public and professional education on reducing the delay in presentation and referral of stroke patients // Stroke. 1992. Vol. 23. № 3. P. 352–356.
11. Ayanniyi O., Akande O., Mustapha A.F. Knowledge and perception of stroke among adults in Osogbo, Nigeria // Afr. J. Med. Med. Sci. 2006. Vol. 35. № 4. P. 447–452.
12. Carroll C., Hobart J., Fox C. et al. Stroke in Devon: know­ledge was good, but action was poor // J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. 2004. Vol. 75. № 4. P. 567–571.
Analysis of Measure Effectiveness of the Public Information on the Stroke Symptoms and the First Aid Algorithm

P.G. Shnyakin, N.V. Isayeva, I.Ye. Yermakova, N.V. Litvinyuk, Yu.O. Kovaleva, I.S. Usatova

Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University
Regional Clinical Hospital, Krasnoyarsk

Contact person: Pavel Gennadyevich Shnyakin, shnyakinpavel@mail.ru

The article analyzes the effectiveness of activities in Krasnoyarsk in 2014–2015 to inform people about the symptoms of stroke and first aid tactics. Found that the activities significantly increased the level of general knowledge about this disease among the population (70% of respondents named at least one symptom). At the same time, awareness of the sequence of actions in the case of the stroke remains low enough. According to most respondents (about 80%), at the onset of stroke symptoms the patient should be left alone in the expectation for improvement. This indicates that special attention in the further work with the population should be paid to the role of the ambulance. Namely to the doctors of this service everybody should contact in the case of stroke symptoms.