Российская эндокринология насчитывает приблизительно полтора века истории: еще в 1866 г. П.И. Перемежко обосновал положение, что коллоид щитовидной железы является продуктом ее секреторной деятельности, а через год он же впервые описал строение гипофиза животных и человека. Немного раньше – в 1847 г. – Н.И. Пироговым была выполнена первая в России струмэктомия по поводу загрудинного зоба.
Во второй половине XIX и начале XX века отечественными медиками была проделана огромная научно-практическая работа, в результате которой на свет появились описания многих эндокринных расстройств, а также методики их лечения. Однако из-за отсутствия единой клинической и научной базы российская эндокринология оставалась лишь набором разрозненных наблюдений, в большинстве случаев не подчиненных единой системе. Впрочем, даже в те времена предпринимались весьма удачные попытки внедрения результатов научных исследований в клиническую практику. Так, с 1911 г. в Москве существовала так называемая «ферма лечебного молока» или ферма тиреоидэктомированных коз. Энтузиасты (среди них присутствовали такие известные ученые, как В.Д. Шервинский, А.Н. Бах, Д.Д. Плетнев и др.), собравшиеся вокруг этого научно-практического учреждения, пытались решать задачу изучения физиологии и патологии щитовидной железы и разработки лекарственных средств для лечения базедовой болезни путем получения соответствующих органопрепаратов.
Ситуация изменилась уже после Октябрьской революции, когда эндокринология, наконец, была выделена в отдельную медицинскую дисциплину, а в Москве по инициативе выдающегося российского врача, профессора В.Д. Шервинского в 1922 г. был организован Институт органопрепаратов и органотерапии – прямой предшественник современного ЭНЦ. Впрочем, базой для формирования данного института стала ферма лечебного молока, национализированная в 1918 г. и получившая спустя четыре года после этого события статус НИИ. Возможно, именно наличие уже готовых эффективных наработок в области эндокринологии и дало новому учреждению легкий и быстрый старт. Во всяком случае, в 1925 г. Институт органопрепаратов и органотерапии стал Государственным институтом экспериментальной эндокринологии Наркомздрава РСФСР (ГИЭЭ) – местом, где были разработаны и внедрены в промышленное производство многие препараты: адреналин, антитиреоерин, оварикрин, мамокрин, орхикрин, панкреатин, паратиреоктин, пантокрин. Кроме того, именно специалисты, работавшие в ГИИЭ, создали оригинальную технологию производства инсулина.
Государственный институт экспериментальной эндокринологии динамично рос и развивался. К 1940 г. в нем уже существовали отделы и лаборатории, занимающиеся исследованиями в самых разных областях: морфологии, биохимии, фармакологии. Кроме того, во Всесоюзном институте экспериментальной эндокринологии (именно таким оказалось следующее название данного учреждения) была создана лаборатория биологического контроля эндокринных препаратов, а также собственная клиника с поликлиническим отделением.
Разумеется, один-единственный научный институт (пусть и очень крупный) не мог полностью удовлетворить растущие потребности населения страны в медицинской помощи эндокринологического профиля. Чтобы объединить усилия всех специалистов, работающих в данной области, в 1924 г. на базе института было основано Российское научное общество эндокринологов. Тогда же под редакцией В.Д. Шервинского вышел первый номер журнала «Вестник эндокринологии», а в 1933 г. в клиническом отделе ВИЭЭ начали работать курсы подготовки по эндокринологии для врачей-терапевтов.
Великая отечественная война приостановила работу института, в его зданиях функционировал госпиталь. Однако уже через несколько лет после завершения войны ВИИЭ не только восстановился, но и расширился. В 1952 г. директором института стала Е.А. Васюкова, возглавившая также проблемную комиссию Союзного значения «Физиология и патология эндокринной системы», а сам ВИИЭ получил статус головного учреждения по данной проблеме. Еще одно важное событие в жизни института произошло в 1960 г., когда был построен новый клинический корпус, позволивший увеличить количество коек и осуществить важные структурные преобразования.
Именно в это время перед ВИИЭ были поставлены принципиально новые сложные задачи. Отечественная эндокринология нуждалась в кардинальной модернизации экспериментальной базы, а также в установлении более тесных связей между экспериментальными и клиническими исследованиями. Помимо задач, имеющих непосредственное отношение к научной работе (например, совершенствование планирования и координации научных исследований в области эндокринологии), перед сотрудниками института встали и сугубо медицинские проблемы, например, повышение доступности и качества специализированной эндокринологической помощи населению. ВИИЭ был в очередной раз переименован, теперь он получил название Институт экспериментальной эндокринологии и химии гормонов и вошел в структуру Академии медицинских наук (ИЭЭиХГ АМН СССР). У института появилось еще одно здание, на этот раз предназначенное для размещения экспериментальных лабораторий. В новых помещениях обосновались лаборатории биохимии белковых гормонов, химии белковых гормонов, химии стероидных гормонов, биохимии стероидных гормонов, а также научно-инженерная лаборатория, лаборатория биологической стандартизации гормонов и лаборатория физиологии эндокринной системы.
Важным этапом развития ИЭЭиХГ АМН СССР стало формирование в 1986 г. на его базе Всесоюзного эндокринологического научного центра АМН СССР (с 1992 г. центр стал называться ЭНЦ РАМН). В 1988 г. директором нового учреждения был избран академик И.И. Дедов. С его вступлением в должность начался принципиально новый этап развития ЭНЦ и отечественной эндокринологии в целом. В структуре ЭНЦ появились новые специализированные институты, занимающиеся отдельными, наиболее значимыми для российского здравоохранения проблемами. Это и Институт диабета, и Институт клинической эндокринологии, и Институт экспериментальной эндокринологии, и, разумеется, появившийся несколько позже прочих Институт детской эндокринологии.
На сегодняшний день сотрудники ЭНЦ ведут научно-практическую работу в наиболее востребованных областях эндокринологии. Например, проблема сахарного диабета в ЭНЦ изучается на всех уровнях: от выявления факторов риска развития этого опаснейшего заболевания до разработки наиболее эффективных механизмов борьбы с развитиями осложнений СД. Впрочем, нельзя рассматривать ЭНЦ исключительно как научный институт или медицинский центр. Сотрудники ЭНЦ занимаются и административной работой: при активном участии представителей данного учреждения по всей стране были открыты школы для больных диабетом.
Проблема эндокринопатий у детей, а также вопросы репродуктивного здоровья взрослых – еще одно приоритетное направление работы ЭНЦ, то есть результаты работы сотрудников ЭНЦ напрямую влияют не только на текущее, но и на следующее поколение.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.