Инсульты продолжают оставаться одной из наиболее острых медико-социальных проблем современного общества, являясь основной причиной длительной и глубокой инвалидизации. Отсутствие своевременного и адекватного восстановительного лечения ведет к возникновению необратимых анатомических и функциональных изменений, в связи с чем совершенствование реабилитации постинсультных пациентов, а также повышение ее эффективности представляется крайне важным направлением современной неврологии и реабилитологии.
Цели реабилитации заключаются в создании оптимальных условий для активного участия пациента в бытовой и социально-общественной жизни и в конечном итоге в улучшении качества жизни как самого пациента, так и его родственников.
Основными задачами реабилитации являются влияние на восстановление жизненных функций человека с помощью физических и психических методов, воздействие на организм больного с помощью медикаментозной терапии для улучшения и нормализации обменных процессов и выработка системы адаптации при необратимых изменениях, вызванных патологическим процессом.
Одним из важнейших условий эффективной реабилитации является соблюдение мультидисциплинарного принципа ее проведения, для реализации чего необходимо наличие мультидисциплинарных бригад (МДБ), или мультидисциплинарных реабилитационных команд (МДРК), на этапах стационарной, амбулаторной и домашней реабилитации.
МДБ объединяет различных специалистов, которые функционируют не по отдельности, а как единая команда с четкой согласованностью и координированностью действий, обеспечивая тем самым проблемный и целенаправленный подход к проведению реабилитации.
Преимущества ведения пациента с помощью МДБ: более активное участие каждого специалиста – члена МДБ; возможность всех членов МДБ участвовать в осуществлении планирования и проведения реабилитации; большая профессиональная заинтересованность в деятельности медицинских сестер; оптимальные условия для повышения профессиональной подготовки специалистов – членов МДБ; экономия рабочего времени; нормализация психоэмоционального состояния пациента и его родственников; повышение мотивации пациента к реабилитации и вовлечение в процесс реабилитации самого пациента и его родственников.
Основными направлениями деятельности МДБ являются следующие:
Для обеспечения координированности и согласованности действий всех членов МДБ необходимо проводить собрания МДБ для совместной выработки стратегии и тактики лечения.
Функциями данных собраний являются следующие: знакомство всех членов МДБ с новыми пациентами; сообщение членам бригад о положительных или отрицательных изменениях в состоянии пациентов; постановка реальных целей лечения и согласование соответствующих действий для их достижения; составление плана выписки.
Ниже приведена ориентировочная схема проведения собрания МДБ [4].
Первое собрание.
Последующие собрания.
Деятельность МДБ отличает мультидисциплинарное целевое планирование, которое основывается на эффективной оценке потребностей пациентов и составлении программ для их реализации, обеспечивает координацию усилий членов МДБ и направлено на повышение роли самого пациента в программе лечения, а также своевременное поступление пациента на лечение ко всем необходимым специалистам.
Для целевого планирования реабилитационного лечения необходимо вовлечение в процесс планирования реабилитации пациента и его родственников, а также определение проблем и потребностей пациента, в рамках чего важно определение стремлений и надежд пациента, выявление физических, психоэмоциональных и социальных ресурсов больного, применение оценочных и измерительных шкал, тестов, форм и опросников, а также совместная оценка состояния пациента всеми специалистами МДБ [4].
Реабилитационные цели отличаются следующими характеристиками:
Основными специалистами МДБ являются врач, медицинская сестра, врач и инструктор ЛФК, эрготерапевт, логопед.
Необходимо отметить крайне важную роль медицинской сестры МДБ:
Функции медицинской сестры МДБ:
Функции врача ЛФК МДБ:
Функции эрготерапевта МДБ:
Функции логопеда МДБ:
Также целесообразно включение в состав МДБ медицинского психолога, нейропсихолога, мануального терапевта, ассистента среднего медицинского персонала и ассистента методиста ЛФК, диетолога, координатора досуга, социального работника и, безусловно, врача физической и реабилитационной медицины (ФРМ).
Для наиболее полноценного ведения пациента различными специалистами МДБ необходима оценка состояния и динамики состояния пациента, а также анализ эффективности применяемых реабилитационных мероприятий, для чего целесообразно использование специальных шкал, тестов и опросников.
Шкалы для реаниматолога: шкала комы Глазго [5], шкала инсульта Национального института здоровья США (NIHSS) [6].
Шкалы для врача ФРМ: шкала инсульта Национального института здоровья США (NIHSS) [6], модифицированная шкала Рэнкина (mRS) [7], шкала реабилитационной маршрутизации (ШРМ) [8], индекс мобильности Ривермид [9], мера функциональной независимости (Functional Independence Measure – FIM) [10], модифицированная шкала Эшворта для пациентов с повышенным мышечным тонусом [11], визуальная аналоговая шкала для пациентов с болевыми синдромами [12], шкала Лекена (альгофункциональный индекс) [13].
Шкалы для медицинской сестры: шкала инсульта Национального института здоровья США (NIHSS) [6], индекс мобильности Ривермид [9], мера функциональной независимости FIM [10], шкала Бартел [14], шкала Ватерлоу для оценки степени риска развития пролежней [15], шкала оценки риска падений Морзе (Morse Fall Scale) [16], тест Уайнхольдов (тест на наличие созависимости (The Codependency Self-Inventory Scale)) [17].
Шкалы для врача ЛФК: индекс мобильности Ривермид [9], шкала баланса Берг [18], шкала Комитета медицинских исследований (MRC-scale) [19], шкала инсульта Национального института здоровья США (NIHSS) [6], мера функциональной независимости FIM [10], тест двигательной активности руки (Action Research Arm Test – ARAT) [20], тест Френчай для пациентов с нарушением функции верхней конечности [21], индекс ходьбы Хаузера [22].
Шкалы для эрготерапевта: Канадская шкала оценки деятельности (Canadian Occupational Performance Measure – COPM) [3], шкала самооценки бытовых возможностей повседневной жизни Мертон и Саттон [23], шкала оценка качества жизни (EQ-5D) [24], мера функциональной независимости FIM [10], индекс мобильности Ривермид [9].
Необходимо сказать, что основным и единственно признанным оценочным инструментом для эрготерапевта является Канадская оценка выполнения деятельности [3], основной целью использования которой является объективное измерение произошедших изменений в выполнении важных для пациента видов деятельности и активностей с точки зрения непосредственно самого пациента.
Эрготерапия отличается целенаправленным и проблемно-ориентированным подходом, и для выявления важных для пациента проблем, а также постановки целей реабилитации необходим оценочный инструмент, с помощью которого будет произведен анализ значимости различных видов деятельности для того или иного конкретного пациента, а также будет выявлено мнение пациента о своих способностях выполнения данных видов деятельности и удовлетворенности уровнем данных способностей.
Наиболее оптимально отвечающим данным запросам как раз и является Канадская оценка выполнения деятельности, которая используется как при первичной оценке возможностей пациента для определения его трудностей и проблем при осуществлении повседневной активности, так и при повторной оценке для анализа эффективности проводимой терапии.
Канадская оценка выполнения деятельности базируется на трех положениях: деятельность человека включает в себя самообслуживание, продуктивную деятельность и досуг; выполнение деятельности человеком зависит от его физических, когнитивных, социальных возможностей и духовности; внешние факторы (окружающая среда, уровень развития человека и роли, которые он играет в своей жизни) оказывают влияние на уровень деятельности.
Согласно Канадской оценке выполнения деятельности, выделяют три основные сферы деятельности человека (самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг), каждая из которых в свою очередь разделена еще на дополнительные разделы.
Так, в сфере самообслуживания выделяют персональный уход, функциональную мобильность и участие в жизни общества; в сфере продуктивной деятельности – наличие оплачиваемой или неоплачиваемой работы и ведение домашнего хозяйства; в сфере досуга – спокойный и активный отдых и социализацию.
Таким образом, Канадская оценка выполнения деятельности представляет собой инструмент, анализирующий и оценивающий все сферы жизнедеятельности человека и выявляющий наиболее проблемные и актуальные непосредственно для самого человека.
Реализация процесса анализа, согласно Канадской оценке выполнения деятельности, состоит из четырех последовательных шагов.
Шаг 1 – определение проблем, касающихся деятельности человека, что достигается путем проведения интервью эрготерапевта с пациентом, которому необходимо определить те виды деятельности, которые он желал бы делать, которые ему необходимо делать и/или выполнения которых ожидают от него окружающие, соответственно чему первыми вопросами являются вопросы о том, какие виды активности для пациента важны, и лишь следующими задаются вопросы относительно способности выполнения данных действий и удовлетворения данными способностями.
Шаг 2 – оценка важности, в рамках которой пациент оценивает каждую из отмеченных им активностей с помощью визуальной цифровой шкалы соответственно баллам от 1 до 10 (1 – абсолютно неважно, 10 – очень важно).
Шаг 3 – определение выполнения и удовлетворенности. Согласно информации, полученной на втором этапе, пациент определяет пять наиболее важных для него видов активности, для каждой из которых пациент дает самостоятельную оценку выполнения и его удовлетворенности выполнением данной деятельности в настоящий момент на основе десятибалльной шкалы. Общая оценка выполнения деятельности рассчитывается посредством деления суммы баллов по показателю выполнения деятельности на количество проблем. Аналогичным образом высчитывается общая оценка удовлетворенности выполнением деятельности.
Шаг 4 – повторная оценка. Время между первичной и повторной оценками варьируется в зависимости от пожеланий как пациента, так и эрготерапевта, хотя в большинстве случаев повторную оценку целесообразно проводить до начала терапии.
Шкалы для логопеда: тест дисфагии [25], шкала оценки дисфагии (MASA) [10], шкала нарушения речи Васермана [26].
Шкалы для психолога: госпитальная шкала тревоги и депрессии [27], Монреальская шкала оценки психического статуса (MoCA) [28], шкала тревоги Спилберга [29] (исключение – реанимационные и парализованные пациенты), опросник Бека на выявление депрессии [30] (исключение – реанимационные и парализованные пациенты), шкала Снейта – Гамильтона на выявление ангедонии [31] (исключение – реанимационные и парализованные пациенты).
Кроме того, специалисты, осуществляющие ведение пациентов с тяжелыми инвалидизирующими неврологическими заболеваниями, должны использовать в своей деятельности такие шкалы и опросники, как шкала оценки нутритивного статуса NRS-2002 [10], опросник оценки нарушений функций тазовых органов Аддисона [32] и др.
Безусловно, основным направлением реабилитации является физическая реабилитация.
Рассмотрим основные правила мультидисциплинарной физической реабилитации пациентов с инсультами.
Виды доминирующих поз пациента в положении сидя [2]:
Пути достижения двигательной симметрии:
Безусловно, восстановление двигательных, чувствительных, когнитивных функций, уровень социально-бытовой адаптации пациентов после инсульта, а также качество их жизни в существенной степени зависят от своевременного и адекватного применения методов физической и нейропсихологической реабилитации, осуществления правильного ухода, соблюдения мультидисциплинарного принципа ведения данной категории пациентов, однако, согласно результатам различных исследований, использование медикаментозной терапии в рамках комплексной реабилитации также имеет существенное значение для повышения ее эффективности [33–38].
Для улучшения результатов реабилитации в настоящее время предлагается обширный список разнообразных препаратов. И порой практикующему специалисту достаточно непросто разобраться в преимуществах или недостатках тех или иных лекарственных средств и сделать правильный выбор.
Основной вопрос, который стоит перед специалистами при проведении медикаментозной реабилитации, – какой препарат можно считать оптимальным для повышения эффективности реабилитации пациентов после инсульта.
Одними из основных условий, предъявляемых к лекарственному средству, используемому при реабилитации пациентов после инсульта, являются оказание препаратом первичного и вторичного нейропротекторного и нейрорепаративного действия, наличие у лекарственного средства нейромедиаторных, нейротрансмиттерных и нейрорецепторных свойств, а также его благоприятное воздействие на процессы нейропластичности тканей головного мозга.
Одним из наиболее полно отвечающих данным требованиям нейроцитопротекторов является новый препарат из группы нейропротекторов и антиоксидантов – зарегистрированный в Российской Федерации в 2022 г. препарат Брейнмакс, представляющий собой композицию этилметилгидроксипиридина сукцината (ЭМГПС) и триметилгидразиния пропионата (мельдоний) [39].
Брейнмакс обеспечивает разнообразный спектр фармакологических эффектов, которые реализуются в трех основных направлениях: нейрональном, сосудистом и метаболическом, что способствует раскрытию нейропротекторных, нейроактивирующих и нейровосстанавливающих эффектов данного препарата и соответственно повышению эффективности проводимой терапии и реабилитации пациентов с инсультами [40].
Так, согласно результатам клинического исследования III фазы эффективности и безопасности данного лекарственного средства, Брейнмакс в сравнении с изолированным применением препаратов ЭМГПС и триметилгидразиния пропионат у пациентов с инфарктом головного мозга в остром и раннем восстановительном периодах оказал более статистически значимые антигипоксическое, антиоксидантное, противоишемическое, антиамнестическое действия [42].
Согласно результатам данного исследования, среди пациентов, получавших препарат Брейнмакс, уже к десятому дню исследования отмечалось в пять раз более выраженное, нежели в группах сравнения, уменьшение суммарного количества баллов по модифицированной шкале Рэнкина относительно исходного уровня. Полное восстановление повседневной жизнедеятельности или отсутствие существенных ее нарушений (0–1 балл, согласно модифицированной шкале Рэнкина) наблюдалось у 50,0% получавших Брейнмакс, что статистически значимо выше, чем в группах сравнения (p < 0,05) [42].
Крайне важным показателем эффективности терапии пациентов с инсультом является динамика состояния пациента согласно шкале NIHSS. Как показали результаты обсуждаемого исследования, во всех исследуемых группах (Брейнмакс, ЭМГПС, мельдоний), обнаружена положительная динамика согласно данной шкале. Однако среди пациентов, получавших Брейнмакс, отмечается статистически значимая более выраженная положительная динамика, нежели среди пациентов, получавших препараты сравнения. Так, к 25-му дню исследования неврологический дефицит среди пациентов, получавших Брейнмакс, был выражен в два раза меньше, нежели среди пациентов, получавших монопрепараты (p < 0,05) [42].
Кроме того, согласно результатам данного исследования, препарат Брейнмакс оказал статистически значимое благоприятное влияние на состояние когнитивных функций. Так, статистические различия между группами пациентов, получавших Брейнмакс и ЭМГПС, относительно улучшения когнитивных функций к 25-му дню исследования составляли p = 0,02, а между группами пациентов, получавших Брейнмакс и мельдоний, – p < 0,001 [42]. Анализ результатов исследования согласно шкале МоСА свидетельствовал, что применение препарата Брейнмакс в статистически значимой степени способствовало улучшению запоминания, в том числе отсроченного воспроизведения слов, концентрации внимания, а также зрительно-конструктивных навыков, что во многих случаях крайне важно для восстановления в том числе двигательных функций пациентов после инсульта.
Таким образом, рассмотренное выше клиническое исследование в статистически значимой степени свидетельствует о высоком уровне эффективности лекарственного средства Брейнмакс при терапии пациентов с ишемическим инсультом.
Необходимо отметить крайне важное условие проведения эффективной и успешной реабилитации, а именно значительное повышение толерантности к физическим нагрузкам при проведении двигательной реабилитации, чего можно достичь разными способами. Одним из основных подобных способов является нормализация и восстановление баланса процессов доставки и потребления кислорода клетками, то есть рационализация данного потребления, для чего важен так называемый метаболический тренинг, или прекондиционирование тканей, что способствует уменьшению потребления кислорода клетками всего организма, усилению окисления глюкозы и предотвращению накопления недоокисленных жирных кислот и развития лактоацидоза.
Каким образом возможно обеспечить данные эффекты, способствующие повышению толерантности к физическим нагрузкам при проведении двигательной реабилитации и соответственно существенному повышению эффективности проводимых реабилитационных мероприятий?
Следует отметить, что и с данной точки зрения будет целесообразно применение препарата Брейнмакс, действие которого направлено на оптимизацию работы клеток посредством восстановления процессов доставки кислорода непосредственно в клетки и усовершенствование его потребления в условиях вынужденной гипоксии и ишемии, то есть Брейнмакс как раз и реализует один из основных способов повышения толерантности к физическим нагрузкам, а именно нормализует и восстанавливает баланс между процессами доставки и потребления кислорода клетками, то есть способствует рационализации потребления клетками кислорода.
Кроме того, Брейнмакс нивелирует один из важнейших патогенетических механизмов развития ангионеврологических и нейрометаболических нарушений при сосудистых заболеваниях головного мозга, а именно энергодефицит.
Также необходимо отметить такие важные при сосудистых заболеваниях головного мозга механизмы действия препарата Брейнмакс, как эндотелий-протективное действие, снижение периферического сосудистого сопротивления, улучшение микроциркуляции без синдрома обкрадывания, улучшение реологических свойств крови.
Таким образом, целесообразность применения препарата Брейнмакс на всех этапах терапии и реабилитации пациента с инсультом не вызывает сомнений, и данный препарат может быть рекомендован к применению в широкой как стационарной, так и амбулаторной клинической практике.
Заключение
Таким образом, реабилитация пациентов после инсульта представляет собой многогранный и многокомпонентный процесс, включающий в себя физическую, эрготерапевтическую, логопедическую, нейропсихологическую, психотерапевтическую, медикаментозную реабилитацию, эффективность которого зависит от соблюдения ряда принципов и правил, основным из которых является мультидисциплинарный принцип ведения пациентов, а проведение реабилитации с помощью МДБ (МДРК) является залогом успеха восстановления пациентов, перенесших инсульт.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.