Основным элементом научно-инновационной инфраструктуры и генератором инноваций, в том числе в области здравоохранения, в большинстве стран мира выступают научные организации и вузы. При этом конкурентоспособность государства в научно-инновационной сфере напрямую зависит от качества деятельности данных организаций. Неслучайно именно качество научных организаций и ряд других индикаторов, оценивающих научный потенциал государства (степень кооперации научных организаций/университетов с бизнесом, количество исследователей на 1 млн населения, уровень генерации новых знаний и технологий и др.), входят в число 80 показателей, оцениваемых ежегодно международной бизнес-школой INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности при составлении глобального рейтинга инновационности национальных экономик стран мира.
Очередной аналитический отчет Global Innovation Index за прошлый год, представляющий результаты оценки показателей инновационности 141 страны, на долю которых в совокупности приходится 99,4% мирового ВВП и 94,9% населения планеты, указывает на то, что наиболее высокий уровень качества научных организаций отмечается в странах–лидерах рейтинга глобального индекса инновационности. При этом наивысшее качество научных организаций отмечается в Израиле, Швейцарии, Великобритании, Швеции, Бельгии (рис. 1).
По качеству научных организаций и в целом по индексу инновационности страны постсоветского пространства занимают в глобальном рейтинге различные места – наиболее высокие показатели отмечаются у стран Прибалтики (Эстония – соответственно 26-е и 19-е места, Литва – 35-е и 38-е места, Латвия – 53-е и 30-е места), в странах СНГ наиболее высокие показатели отмечаются в России – 57-е и 51-е места, на Украине – 66-е и 61-е места, у большинства же стран СНГ данные показатели находятся в диапазоне 80–130-го мест.
Анализируя причины отставания показателей стран СНГ от показателей ведущих мировых держав, необходимо отметить прежде всего недостаточное финансирование сферы науки и высокую изношенность материально-технической базы. За последние годы стала очевидной отсталость материально-технической базы НИИ, НЦ и вузов, особенно медицинского профиля в области аналитического, лабораторного, компьютерного обеспечения и т.д., что не позволяет отечественным ученым работать в конкурентном рыночном пространстве.
Существующий уровень технической оснащенности научных организаций и их экспериментальных баз, несомненно, ограничивает возможность выполнения исследований мирового уровня. Экспериментальная база, учебно-исследовательское оборудование, аппараты и приборы в медицинских вузах и научных организациях устарели физически и морально на 20–30 лет. Износ основных фондов в организациях науки составляет более 50%, в том числе активной части – более 60%, по-прежнему низок коэффициент их обновления. В организациях практического здравоохранения, используемых как базы для проведения научных исследований и внедрения результатов научных исследований, более 90% медицинской техники имеет износ 41% и более. Если учесть, что в развитых странах технологии в наукоемких производствах сменяют друг друга через каждые 6 месяцев – 2 года, такое отставание может стать необратимым.
Большинство действующих научно-исследовательских организаций не имеют в своем составе эффективно действующей инфраструктуры поддержки научной и инновационной деятельности. Международная практика указывает на то, что данная инфраструктура должна включать не только подразделения, отвечающие за создание научных разработок и инноваций (лаборатории, опытно-экспериментальные участки и базы), но и структуры, отвечающие за патентование, коммерциализацию и продвижение разработок на внутренние и внешние рынки. Иными словами, инфраструктура поддержки научной и инновационной деятельности должна обеспечивать «материализацию» научных идей и разработок, доведение результатов исследований и разработок до непосредственного внедрения в практику.
Одним из условий формирования эффективной научной и инновационной инфраструктуры на национальном уровне является взаимодействие бизнеса и университетов/научных организаций – по уровню данного взаимодействия все страны СНГ находятся во второй части списка глобального рейтинга (после 70-го места), а в лидерах – все те же Швеция, Швейцария, Великобритания, США, Израиль (рис. 2). Недостаточный уровень научно-инновационной инфраструктуры в странах СНГ сказывается и на общей результативности научно-инновационного процесса – уровне научной продукции, объеме публикаций в рецензируемых журналах и количестве их цитирований и т.д.
Так, одним из ключевых условий инновационного развития государства является высокий практический выход существующей системы генерации знаний и технологий. В основе методики расчета глобального рейтинга инновационности лежит определение величины «выхода» знаний и технологий (Knowledge and technology output).
Данный критерий оценивается по уровню создания новых знаний, их воздействию (impact) и распространению в стране. Несмотря на то, что по выходу знаний и технологий позиции стран СНГ в глобальном рейтинге несколько выше, чем по другим критериям, рассмотренным выше, приходится констатировать достаточно большой разрыв величины показателя «выхода» знаний и технологий между странами СНГ и странами – лидерами глобального рейтинга.
Недостаточный уровень индекса инновационности, качества научных организаций и степени их кооперации с бизнесом, а также низкий уровень генерации знаний и технологий указывают на необходимость принятия неотложных мер по созданию эффективной инфраструктуры создания, поддержки и продвижения инноваций. Одним из самых распространенных видов современных инновационных структур, способствующих организации наукоемких производств, ориентированных на трансферт высоких технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок, являются научные и технологические парки (далее – технопарки).
В настоящее время в мире насчитывается более 2 тыс. технопарков. Лидерами по количеству и эффективности функционирования технопарков являются США (более 550 технопарков), Европейский союз (более 200) и Китай (более 100). Согласно общемировой практике основу технопарков составляют бизнес-инкубаторы (входят в структуру 91,6% технопарков) и научно-исследовательские центры (в 80,7% технопарков).
Опыт ведущих зарубежных стран (США, Франции, Китая) указывает на то, что инновационная инфраструктура успешно развивается вокруг вузов – 30,3% технопарков находятся на территории университетов и 4,2% – на прилегающей к ним территории. При этом более 60% вузовской науки фактически делается на базе технологических парков. Одна из авторитетнейших международных организаций – Ассоциация научных парков университетов (Association of University Research Park, AURP) объединяет в настоящее время более 300 научных парков вузов по всему миру.
В странах СНГ количество технопарков уже перевалило за 100, при этом лидером по количеству данных инновационных структур является Россия – около 55, в Беларуси – 13, на Украине – 12, в Казахстане – 11. Инновационная инфраструктура успешно развивается и в областях, связанных с медицинской и фармацевтической деятельностью. Так, из числа около 400 членов Международной ассоциации научных парков (International Association of Science Parks, IASP) только 133 приходится на долю научных и технологических парков функционирующих в сфере здравоохранения и производства лекарственных средств.
Международная практика свидетельствует о том, что медицинские школы и факультеты активно включаются в инновационный процесс – и как участники создаваемых на базе многопрофильных университетов технопарков, и как отдельные субъекты со своей инфраструктурой. Примером может служить создание технопарка «Евромедицина» на базе медицинского факультета одного из старейших университетов Франции в г. Монпелье.
В странах постсоветского пространства, где научные центры, как правило, являются самостоятельными и независимыми от университетов организациями, создание технопарков может происходить на базе НИИ и НЦ. Так, в 2011 г. в России был создан первый медицинский технопарк ЗАО «Инновационный медико-технологический центр» на базе Новосибирского НИИ травматологии и ортопедии (ННИИТО) Минздрава РФ.
Непосредственными участниками инновационного процесса в технологически развитых странах мира становятся бизнес-инкубаторы, стартапы, венчурные компании. На 2013 г. в мире действует более 4 тыс. бизнес-инкубаторов как в структуре технопарков, так и самостоятельно. В Казахстане их количество составляет 21. Ежегодно в мире запускается несколько тысяч стартапов – новых компаний, создаваемых для реализации прорывных идей и проектов.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.