количество статей
6653
Загрузка...
Практика

Интернет-технологии в урологии

Раснер П.И. (к.м.н.),
Колонтарев К.Б. (к.м.н.),
Пушкарь Д.Ю. (д.м.н., проф)
МГМСУ, кафедра урологии
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Урология и Нефрология" №5
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
Интернет-технологии широко используются в самых различных сферах деятельности современного общества, в том числе и в медицине. Они позволяют при минимуме затрат и времени более эффективно использовать информационные ресурсы: быть в курсе последних достижений, получать свежие данные о последних научных разработках. Следует отметить неуклонное увеличение числа русскоязычных сайтов медицинской, и в частности урологической, направленности. 

Наглядным примером, отражающим подобную тенденцию, стала разработка специализированного портала, целевой аудиторией которого являются преимущественно амбулаторные специалисты-урологи, – электронного портала «Академия амбулаторной урологии» www.academy.uroweb.ru. На страницах портала реализованы все доступные в настоящее время способы электронного образования. 
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интернет технологии, урология, электронное образование, профессиональная сеть, сайт для урологов
Интернет-технологии широко используются в самых различных сферах деятельности современного общества, в том числе и в медицине. Они позволяют при минимуме затрат и времени более эффективно использовать информационные ресурсы: быть в курсе последних достижений, получать свежие данные о последних научных разработках. Следует отметить неуклонное увеличение числа русскоязычных сайтов медицинской, и в частности урологической, направленности. 

Наглядным примером, отражающим подобную тенденцию, стала разработка специализированного портала, целевой аудиторией которого являются преимущественно амбулаторные специалисты-урологи, – электронного портала «Академия амбулаторной урологии» www.academy.uroweb.ru. На страницах портала реализованы все доступные в настоящее время способы электронного образования. 
Рис. Сайт «Академия амбулаторной урологии»
Рис. Сайт «Академия амбулаторной урологии»
Введение

Во все времена информация являлась одним из ключевых факторов, определяющих развитие медицины. Быть в курсе последних достижений, получать свежие данные о последних научных разработках – это желание профессионала в любой области знаний, в том числе и в медицине. Вопрос о поиске медицинских статей, монографий, программ возникает при написании рефератов, дипломных работ, при подготовке кандидатской и докторской диссертаций, да и просто в ежедневной практической деятельности врача. Прекрасные возможности для реализации всего вышеперечисленного предоставляет сеть Интернет, с помощью которой возможно не только подобрать все необходимые материалы, но и сделать это с минимальной затратой времени и средств [1].
 
Практика последних десятилетий свидетельствует, что современная медицина представляет собой один из самых наукоемких секторов экономики. В промышленно развитых странах медицина прочно заняла место в финансировании перспективных разработок в секторе экономики. Лидером в этой области являются США, которые тратят на нужды здравоохранения почти 15% валового национального продукта [2, 3]. Во многом своими успехами и достижениями медицина обязана результатам научно-технического прогресса, который формируется под влиянием рынка общественного здоровья. 

На кафедре урологии МГМСУ более 4 лет назад было принято и воплощено в жизнь решение о создании независимых интернет-сайтов информационной направленности по разным направлениям урологии, ориентированных на самый широкий круг читателей – от врачей-урологов и специалистов общей практики до пациентов. Такими проектами стали сайты www.urocon.ru (политематический сайт), www.urogynecology.ru (сайт по вопросам урогинекологии), www.urolab.ru (сайт по проблемам уродинамики), www.urorobot.ru (сайт о роботических операциях в урологии). Сотрудники кафедры урологии МГМСУ имеют более чем 7-летний опыт интернет-консультирования и, будучи сами авторами нескольких проектов, безусловно, являются активными пользователями многих информационных ресурсов. В этой статье будут рассмотрены значение для практикующего врача, возможности оптимизации использования Всемирной паутины и связанные с этим проблемы и перспективы. 


Интернет в здравоохранении

Современное здравоохранение все увереннее проникает в Интернет. Поскольку первоначальной целью использования глобальной компьютерной сети в гражданской практике являлось обеспечение связи между американскими университетами, в нем заложено огромное количество научно-технической, в частности медицинской, информации. Для российских лечебно-профилактических учреждений, особенно амбулаторий, с их ограниченной возможностью доступа к альтернативным информационным источникам, Интернет может оказаться единственным реальным источником новых знаний.
 
На сегодняшний день вместе с интернет-аптеками в Сети насчитывается более 120 тыс. узлов, имеющих отношение к охране здоровья. К сожалению, вместо решения информационных задач многие серверы занимаются продажей и перепродажей лекарств или медицинской техники либо направляют пользователей в электронные магазины своих партнеров, а затем получают процент с продаж. В ряде случаев такая практика, преследуя исключительно рекламные цели, страдает необъективностью рекомендаций. 

Всемирная паутина в последние годы стала популярным способом обмена медицинской информацией. Данные о болезнях и вспышках эпидемий распространяются не только через объявления правительственных учреждений, но также и через такие неофициальные каналы, как сообщения в СМИ, анализ поисковых запросов, блоги и чаты. Эти источники часто предоставляют информацию о здоровье, которая существенно отличается от сводок традиционной инфраструктуры здравоохранения.

Интернет обеспечивает новые возможности по объединению экспертов различных специальностей, создавая виртуальные консультационные образования, общение в которых подразумевает исключительно обмен электронной информацией. Эффективность работы таких ресурсов очень высока, а скорость работы на порядок превосходит традиционные нормы. Новые информационные технологии облегчают общение и сотрудничество врачей. В урологии классическими примерами являются официальные сайты Европейской и Американской урологических ассоциаций (www.uroweb.org и www.auanet.org), на которых публикуются не только текущие новости медицинской жизни, но и официальные рекомендации этих общественных организаций. Большим авторитетом пользуются интернет-порталы www.urotoday.com, www.nih.gov, www.afud.org и т.д. В свободном доступе можно найти материалы большинства современных урологических периодических научных журналов: 
  • Current Opinion in Urology (www.co-urology.com);
  • Journal of Digital Urology (www.duj.com);
  • Contemporary Urology (www.conturo.com);
  • Journal of Urology (www.jurology.com);
  • British Journal of Urology (www.bju.com);
  • European Journal of Urology (www.europeanurology.com).
Тем не менее их влияние на формирование российского врача-уролога пока невелико. Одним из мощных ограничивающих факторов является пресловутый языковой барьер – абсолютное большинство интернациональных медицинских ресурсов доступно только на английском языке. 

Отдельную аудиторию заинтересованных в поиске медицинской информации составляют пациенты, которые также стремятся быть в курсе всего, что касается их заболевания, задавать вопросы специалистам и получать квалифицированные ответы. Анализ последних исследований показал, что медицинскую информацию в Интернете ищут 71% людей в возрасте 18–29 лет, 66% 30–49-летних, 58% 50–64-летних и 29% населения старше 65 лет [4]. В этом им может помочь проведение онлайн-консультаций специалистов. При этом экспертам важно соблюдать целый ряд правил, важнейшими из которых являются следующие: интернет-консультация не заменяет официальную консультацию врача, носит всегда приблизительный и ориентировочный характер и призвана предоставить потенциальному пациенту предварительную информацию общего характера для принятия дальнейших решений. На наших сайтах мы приводим правила интернет-консультирования, стараясь сразу, с первых шагов, сформировать у обратившегося к нам пациента правильное понимание задачи такого общения. Интернет-консультации не могут заменить очный визит к врачу, они только помогают лучше его спланировать и подготовиться к нему. В целом интернет-консультации не ставят перед собой задачу излечения пациента, а призваны помочь ему разобраться в болезни [5, 6]. 

По данным нашей клиники, сегодня все большее число пациентов приходят на прием к специалисту подготовленными, имеющими «на руках» всю необходимую информацию о своем заболевании, а иногда результаты заочных интернет-консультаций или распечатки обсуждения своих медицинских проблем с форумов и блогов. Это очень важно, поскольку знания пациентов о своем заболевании создают основу для успешного диалога врача и пациента. Нам представляется такая форма общения гораздо перспективнее столь популярного до недавнего времени «монолога врача». С другой стороны, отзывы этих пациентов об опыте обращения в другие лечебные учреждения показывают, что подчас такие больные оказываются более подготовленными к беседе о своем заболевании, нежели специалисты. Такие проблемы часто возникают на уровне первого этапа оказания медицинской помощи, а именно – амбулаторного приема в поликлинике. 


Электронное образование 

Ни для кого не секрет, что врачебная специальность имеет свою специфику – предоставляя право на лечебную деятель кладывает многочисленные обязательства. Первой и важнейшей заповедью врача было и остается правило «не навреди». Залогом его соблюдения является постоянное совершенствование и повышение собственной квалификации, чему во многом способствует появление так называемых профессиональных социальных сетей. Помимо обеспечения комфортных условий для общения «в кругу своих», профессиональные социальные сети, число которых увеличивается в геометрической прогрессии, выполняют очень важную функцию – информационную.
 
Давно назрела необходимость в появлении ресурсов, способных сократить дистанцию между источником информации и специалистами, отфильтровывая лишнее и сужая область поиска. Несмотря на то что за последнее десятилетие окружающее нас информационное пространство изменилось кардинальным образом, поиск специализированных материалов по медицине по-прежнему остается нелегкой задачей. Если раньше число источников было крайне ограничено и они были труднодоступны, то теперь проблема стала диаметрально противоположной – информации, как и ее источников, стало слишком много. Попробуйте провести простой эксперимент: наберите в поисковой строке браузера, которым обычно пользуетесь, название какого-нибудь заболевания или лекарственного препарата. Информация для врачей в результатах поиска по такому запросу в подавляющем большинстве случаев не войдет в первую десятку страниц, «на обочину» ее вытеснят сведения справочного и научно-популярного характера, предназначенные для пациентов. Более того, налицо повторяемость и воспроизводимость ресурсов: одну и ту же информацию можно встретить на нескольких десятках сайтов, что свидетельствует об одном источнике или же о слепом копировании контента разными сайтами с целью привлечения большего количества посетителей. Важным фактором является наличие часто обновляющейся информации, которую сложнее отследить, такой как терминологические нормы и классификации [5]. 

Не следует забывать и о многочисленных учащихся – студентах медицинских университетов, курсантах, интернах и ординаторах, которые находятся лишь в начале пути своего становления специалистом-медиком. По нашему мнению, информация для учащихся и врачей должна быть разделена. Студентам можно предлагать варианты общения и новости о последних достижениях во всех областях медицины, в то время как узконаправленные статьи и дебаты экспертов с использованием авторитетных источников не только не помогут, но и могут их дезориентировать. 
Система подготовки медицинских кадров в России обеспечивает постоянный приток новых специалистов – около 10 тысяч выпускников ежегодно оканчивают вузы и становятся практикующими врачами. Небольшой процент выпускников занимаются научной деятельностью, что, безусловно, требует постоянного мониторинга новой информации в том или ином направлении медицины. Сегодня для этого можно использовать различные источники, такие как периодические журналы, публикации, материалы конференций и конгрессов, однако с учетом современных стандартов этих возможностей явно недостаточно. Дефицит свежей профессиональной информации отрицательно сказывается на квалификации специалистов, особенно первичного звена – так называемых амбулаторных врачей. 

Все сказанное выше справедливо для врачей всех специальностей, не исключением является и урология. Врач с «передовой» – амбулаторный уролог – является важнейшим звеном в общении с пациентами. Именно на приеме в амбулатории происходит знакомство пациента с урологией, формируется стратегия его обследования и лечения. Возникает вопрос – откуда практикующему врачу черпать свежую достоверную информацию? Зачастую у специалиста элементарно не хватает времени на обработку информационного потока и посещение регулярно проводимых встреч профессиональных обществ. Остро ощущается нехватка в доступном информационном поле. 

Схожая ситуация имела место в странах Европы и США несколькими десятилетиями ранее. Ощутив недостаток знаний, специалисты приняли решение о формировании так называемой системы электронного образования (E-learning), включающей в себя социальные профессиональные сети и образовательные порталы – место встречи коллег «по цеху», каждый из которых может поделиться уже имеющимися наработками и собственными знаниями в той специфической области, которой он занимается. Возможность комментировать и оценивать аккумулированную информацию придает ей дополнительную многогранность и динамичность, вместе с тем повышая общий уровень объективности. Была, например, создана социальная сеть врачей США Sermo, которая позволила специалистам на электронном пространстве обмениваться опытом, разбирать сложные случаи, а также получать новейшую информацию о разрабатываемых технологиях и продуктах намного быстрее и проще. Все большую популярность приобретают так называемые электронные образовательные порталы, первоочередной задачей которых является обеспечение практикующих специалистов любого уровня качественной свежей информацией. В создании порталов принимают участие эксперты и лидеры направлений. На подобных порталах присутствуют все возможные способы донесения информации до посетителей, включая новостные ленты, веб-касты, обзорные и проблемные статьи, описание препаратов и методик, разбор сложных клинических случаев и задач. В российском интернет-пространстве такими сайтами урологической направленности стали www.uroweb.ru, www.urocon.ru, www.uro-gyn.ru, www.urolab.ru и многие-многие другие. В последнее время у специалистов появилась возможность не выходя из дома или офиса присутствовать на проводимых сию минуту конгрессах и конференциях благодаря технологии онлайн-трансляций. Кроме того, посетителям предоставлена возможность общаться в форумах и блогах, создавать свои сообщества по интересующим темам и вопросам.
 
Одной из насущных проблем является общая направленность большинства урологических медицинских интернет-ресурсов, ориентированных в первую очередь на врачей стационаров. Эта тенденция очевидна при анализе контента – преобладают статьи и новости об оперативном лечении урологических заболеваний, опыте применения современных методик и оборудования. До недавнего времени в России не было готового информационного поля, удовлетворяющего запросам амбулаторных специалистов-урологов. Осенью 2011 г. появился первый российский проект, призванный удовлетворить информационные и образовательные потребности специалистов поликлинического звена, – электрон-ный портал «Академия амбулаторной урологии» www.academy. uroweb.ru (рис.). На страницах портала реализованы все доступные в настоящее время способы электронного образования, включая циклы лекций ведущих урологов по многим актуальным темам. Более того, для посетителей доступны новостные данные из таких источников, как упоминавшиеся выше урологические журналы (Journal of Urology, European Urology, Journal of Endourology, Journal of Pediatric Urology), материалы конференций, электронные новостные урологические издания. Благодаря прямым онлайн-трансляциям специалисты могут знакомиться с материалами научно-практических конференций, проводимых по всей России. Формирование контента сайта «Академия амбулаторной урологии» происходит после тщательного анализа наиболее интересных сообщений с последующим переводом на русский язык в виде рефератов статей. Создателями портала был сознательно органичен доступ, воспользоваться информацией сайта могут лишь специалисты, занимающиеся проблемами урологии, что, несомненно, повышает целевую направленность и ценность данного ресурса. 


Заключение

Опыт зарубежных коллег и наш собственный говорит о неоспоримой ценности проектов электронного образования. В нашей стране данные ресурсы лишь начинают свою активную деятельность. Следует отметить неуклонное увеличение числа русскоязычных сайтов медицинской, и в частности урологической, направленности. Наглядным примером, отражающим подобную тенденцию, стала разработка специализированного портала, целевой аудиторией которого являются преимущественно амбулаторные специалисты-урологи. Очевидно, в ближайшее время следует ожидать появления новых интернет-ресурсов и по другим направлениям медицины, что позволит существенно поднять уровень квалификации и обеспечить современными данными о новых разработках и технологиях специалистов-медиков всех уровней, особенно врачей амбулаторного звена. В заключение стоит отметить, что, согласно старинной мудрости, любое новшество проходит три стадии признания: первую – «этого никогда не может быть!», вторую – «в этом что-то есть…» и третью – «кто ж этого не знает?!». Стремительность появления в нашей жизни новых интерактивных технологий и профессиональных виртуальных сообществ позволяет им удивительным образом проходить все эти три этапа одновременно, быстро превращая Интернет в незаменимого помощника современного врача. 
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интернет технологии, урология, электронное образование, профессиональная сеть, сайт для урологов
1. Синицын В.Е., Мершина Е.А., Морозов С.П. Медицина в Интернете. М.: Видар-М, 2004. 160 с.
2. Виленский А.В., Федосеев В.Н. Рынок медицинской техники и здравоохранительных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 62–67.
3. Романова С.А., Захарова В.М. Медицинская промышленность: «первоквартальные» достижения 2000 г. // Ремедиум. 2000. № 7–8. С. 22–27.
4. Доступность медицинской информации онлайн. URL: http://nxmed.ru/zdorove/dostupnost-meditsinskoy-informatsii-onlayn/.
5. Плешаков В.А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4. № 19. С. 131–141.
6. Haynes R.B., Wilczynski N.L. Optimal search strategies for retrieving scientifically strong studies of diagnosis from Medline: analytical survey // BMJ. 2004. Vol. 328. № 7447. P. 1040.
ИНСТРУМЕНТЫ