Заболевания щитовидной железы широко распространены во всем мире. Особенно часто они встречаются в районах, жители которых недополучают йод с пищей. К сожалению, к таким регионам относится и Российская Федерация – увеличение щитовидной железы регистрируется у 10–30% наших соотечественников. Чтобы привлечь внимание к этой серьезной медико-социальной проблеме, руководство Европейской тиреоидологической ассоциации еще в 2009 г. предложило объявить 25 мая Всемирным днем щитовидной железы. Вскоре инициативу поддержали многие страны, и мероприятия, приуроченные к этому дню, стали проходить во всем мире. Накануне Международного дня щитовидной железы в Москве под эгидой ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России состоялась пресс-конференция, на которой ведущие отечественные эндокринологи, организаторы здравоохранения и представители СМИ обсуждали ключевые медико-социальные проблемы, связанные с заболеваниями щитовидной железы.
Академик РАМН Г.А. Мельниченко
Д. м. н. В.Э. Ванушко
Профессор Е.А. Трошина
Профессор В.В. Фадеев
Открывая пресс-конференцию, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Эндокринологический научный центр» (ФГБУ ЭНЦ) Минздрава России, д. м. н., профессор Валентин Викторович ФАДЕЕВ отметил, что Международный день щитовидной железы введен сравнительно недавно, в 2009 г., по аналогии со Всемирным днем борьбы с диабетом. В этот день обществу напоминается о проблемах, связанных с заболеваниями щитовидной железы, которые во многом носят не только медицинский, но и социальный характер. И самая острая из них – проблема йодного дефицита, не решенная по сей день.
В продолжение темы директор Института клинической эндокринологии ФГБУ ЭНЦ, академик РАМН, д. м. н., профессор Галина Афанасьевна МЕЛЬНИЧЕНКО, обращаясь к журналистам, подчеркнула важную роль СМИ. «Для решения проблемы заболеваний щитовидной железы нам предстоит консолидация усилий общества. Очень часто мы сталкиваемся со сложностями передачи информации от человека к человеку. Это то искусство, которым владеете вы, журналисты, – пояснила Г.А. Мельниченко. – Наши слова, слова врачей, могут показаться пациентам слишком страшными. В этой связи ключевая задача сегодняшнего дня – освещение вопросов, связанных с йодным дефицитом, наиболее простыми и понятными обществу способами».
Известно, что для нормального функционирования щитовидной железы нужен йод. Суточная потребность в йоде для взрослого человека составляет около 200 мкг, а для беременных и кормящих женщин – 250 мкг. Нарушения функции щитовидной железы чаще развиваются у женщин и могут неблагоприятно отразиться на состоянии плода и новорожденного. В то же время многие женщины склонны переоценивать роль гормонов щитовидной железы, списывая на них все свои семейные неурядицы. Как не без иронии заметила академик Г.А. Мельниченко, «вина» щитовидной железы доказана, по крайне мере отчасти, только в одном историческом эпизоде. Жившая в эпоху сильного йододефицита вторая жена английского короля Генриха VIII Анна Болейн, на портретах которой можно разглядеть достаточно большой зоб, так и не смогла родить престолонаследника, что послужило причиной развода и в конечном счете стоило ей жизни. «Женщины могут быть спокойны, поскольку все остальные проблемы корректируемы», – заверила собравшихся Галина Афанасьевна.
Руководитель отделения терапии с группой патологии метаболизма и ожирения ФГБУ ЭНЦ, д. м. н., профессор Екатерина Анатольевна ТРОШИНА сказала, что и в наши дни практически 80% всех заболеваний щитовидной железы связаны с хроническим дефицитом йода. Последствия дефицита йода подобны айсбергу, на вершине которого находятся зоб и увеличение щитовидной железы, в течение жизни человека трансформирующиеся в другие заболевания, нередко требующие хирургического лечения. Спектр заболеваний щитовидной железы очень широк. В их числе и такое опасное заболевание, как рак щитовидной железы. Эта серьезная проблема недавно обсуждалась на прошедшей в Москве научно-образовательной конференции «Рак щитовидной железы: современный взгляд на проблему», организованной Европейской тиреоидологической ассоциацией совместно с ФГБУ ЭНЦ, Общественной организацией «Российская ассоциация эндокринологов» и Российским обществом специалистов по опухолям головы и шеи.
Как отметила Екатерина Анатольевна Трошина, широкая распространенность обусловленных йодным дефицитом заболеваний в Российской Федерации объясняется особенностями географического положения. Существующий природный дефицит йода необходимо компенсировать путем профилактических мероприятий. В свое время Советский Союз был пионером в борьбе с йододефицитными заболеваниями. Многие страны мирового сообщества, воспользовавшиеся накопленным в СССР опытом, успешно решили эту проблему. К сожалению, для Российской Федерации она все еще актуальна.
Фактическое среднее потребление йода россиянами составляет не более 80 мкг/сут при норме не менее 150–200 мкг/сут. Проверенный, испытанный и экономически выгодный способ массовой йодной профилактики – йодирование соли. Тем не менее регулярно потребляют йодированную соль не более 30% жителей нашей страны. Кроме того, йодированная соль на сегодняшний день практически не используется в пищевой промышленности. У нас, в отличие от большинства стран бывшего СССР, не принят закон об обязательном йодировании соли. Между тем дефицит йода отрицательно сказывается не только на здравоохранении и образовании, но и на экономике в целом.
«По данным Минздрава России, – привела неутешительную статистику профессор Е.А. Трошина, – 95% всех заболеваний щитовидной железы у детей связано с дефицитом йода». В основном это дети в возрасте 8–10 лет. По критериям ВОЗ, количество детей с зобом не должно превышать 5%. Практически во всех регионах России этот показатель больше. Самое страшное отрицательное влияние йододефицита – снижение интеллектуального потенциала нации. В среднем йододефицитные заболевания снижают уровень интеллекта (IQ) на 13,5 пунктов, до 3% детей могут рождаться с кретинизмом (синдром врожденной йодной недостаточности). Изменения, возникающие на фоне нехватки йода в период внутриутробного развития, необратимы. Если беременная женщина испытывает дефицит йода, ребенок родится менее здоровым, чем это заложено генетически. Именно поэтому очень важно, чтобы женщина получала необходимое количество йода, и не только во время беременности, но и будучи кормящей матерью. Проблему адекватного обеспечения йодом беременных и кормящих женщин можно решить приемом лекарственных препаратов йода.
В мае 1999 г. генеральный директор ВОЗ Гро Харлем Брунтланд на Всемирной ассамблее здравоохранения сказал, что устранение йододефицитных заболеваний станет таким же триумфом здравоохранения, как победа над натуральной оспой и полиомиелитом. «Сегодня мир близок к тому, что будет ликвидирован йододефицит, но наша страна откладывает этот триумф на неопределенный срок», – посетовала профессор Е.А. Трошина. Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение государственных и общественных мер по профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний, среди которых самые распространенные – заболевания, связанные с дефицитом йода. В этом нам могло бы помочь принятие закона о профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода, однако в 2011 г. Комитет Государственной Думы по охране здоровья принял решение снять соответствующий законопроект с рассмотрения. Принятие закона о профилактике йододефицитных заболеваний уже через 10 лет позволило бы полностью ликвидировать эндемический кретинизм, повысить интеллектуальный потенциал нации, снизить инвалидизацию, связанную с заболеваниями, возникшими из-за дефицита йода, уменьшить затраты на необоснованные хирургические вмешательства по поводу узлового, многоузлового зоба. В Плане мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г., утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30.06.2012 № 1134-р, предусмотрены меры по компенсации массового дефицита йода, но реальные шаги так и не предпринимаются.
Большое внимание на пресс-конференции было уделено вопросам информирования населения о необходимости употребления в пищу йодированной соли и нормам суточного потребления соли. В среднем человек потребляет около 8 г соли в сутки. Стандарт йодирования соли рассчитан на то, что половина содержащегося в ней йода улетучивается в процессе хранения, термической обработки и т.д. В итоге, употребляя 8 г соли, человек получает около 200 мкг йода. Сегодня ВОЗ, борясь с гипертонической болезнью, рекомендует снизить суточное потребление соли до 5 г. В этом случае с солью в организм человека будет поступать 150 мкг йода, что укладывается в нормативы.
Поднимались на пресс-конференции и другие актуальные вопросы лечения заболеваний щитовидной железы. Так, главный научный сотрудник отдела хирургии ФГБУ ЭНЦ, д. м. н. Владимир Эдуардович ВАНУШКО обратил внимание собравшихся на проблему необоснованных операций по удалению щитовидной железы, доля которых чрезвычайно высока – 80–90%. В хирургическом отделении ФГБУ ЭНЦ большинство операций на щитовидной железе проводятся по поводу рака, в части случаев – базедовой болезни.
Подводя итоги пресс-конференции, эксперты отметили, что сегодня в России ежедневно рождается порядка 900 детей, умственные способности которых пострадали из-за йододефицита в организме матери. И сокращение этого количества любым способом – внесением поправок в законодательство, распространением информации о важности профилактики, изменением отношения беременных к йодосодержащим препаратам – должно стать первоочередной задачей как работников здравоохранения, так и СМИ.
Подготовила А. Лозовская