Грибы рода кандида широко распространены у млекопитающих и относятся к условно-патогенной флоре.
Candida albicans – разновидность дрожжеподобных грибов, которые максимально определяются на слизистых оболочках кишечника и кожи и насчитывают более 150 видов. Согласно ОСТ 91500.11.0004-2003 «Протокол ведения больных. Дисбактериоз кишечника», в норме у здоровых взрослых в пересчете на 1 г кала должно содержаться не более 104 колониеобразующих единиц грибов рода Candida, у детей до года – не более 103. Представители этого рода также встречаются во влагалище и половых путях у 10–17% здоровых женщин, у беременных в 33% случаев, никак себя не проявляя.
В настоящее время заболеваемость кандидозом во всем мире возрастает и является второй по частоте причиной патологических влагалищных выделений после бактериального вагиноза [1].
Действие на организм любых дестабилизирующих факторов приводит к изменению работы иммунной системы с формированием либо динамичной, либо статичной иммунной недостаточности с клиническими проявлениями «инфекционного синдрома».
Цель работы – изучить параметры интерферонового статуса у женщин репродуктивного возраста с рецидивирующим кандидозом.
Материал и методы
Дизайн исследования был представлен 32 женщинами в возрастном диапазоне от 19 до 45 лет.
Критериями включения в исследование были:
Критериями исключения считали:
У всех пациенток было получено информированное согласие на участие в исследовании и обработку персональных данных согласно Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (WMA Declaration of Helsinki – Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects, 2013 г.).
Соматический профиль участниц имел следующие особенности. Так, 27 женщин из выборки были часто и длительно болеющими, при этом антибактериальные средства применялись менее одного раза в год, две женщины имели дефицит веса в пределах 10%, три – избыточную массу тела.
Дополнительно у часто болеющих пациенток был оценен индекс соматической отягощенности (количество нозологических форм у одного пациента), который составил 1,14 и был представлен следующим образом: девять женщин имели аллергический ринит, в том числе сезонный, одна женщина – хронический пиелонефрит с обострением один раз в год, 13 женщин – хронический гастродуоденит с обострением один и более раз в год, три женщины – хронический тонзиллит с обострением один и более раз в год, две – дисгидротическую экзему с обострением в осенне-весенний период, три женщины – железодефицитную анемию.
Таким образом, у 27 женщин в 31 случае, не считая частоты респираторной инфекционной патологии, встречались разнообразные инфекционно-соматические состояния и заболевания.
Материалом для исследования служила венозная кровь. В общеклинических исследованиях оценивали общий анализ крови (количество лейкоцитов, относительное и абсолютное количество лимфоцитов и моноцитов), в иммунологическом профиле – интерфероновый статус.
Методика определения интерферонового статуса включала комплексное определение в крови пациенток уровня интерферонов (ИФН) I и II типов и циркулирующего (сывороточного) ИФН [2, 3].
Оценка инфекционной контаминации осуществлялась методом прямой микроскопии и в тестах полимеразной цепной реакции (ПЦР) (Фемофлор), включающих качественное и количественное определение состава микрофлоры урогенитального тракта женщин.
Для статистического анализа результатов исследования использовали стандартные методы вычисления средних величин, отклонений, а также оценки достоверности различий по Фишеру – Стьюденту, описанные в специальных руководствах.
Различия средних величин принимались за достоверные при р < 0,05.
Результаты и их обсуждение
При рецидивирующем КВВ существенно снижается качество жизни пациенток.
Как видно из табл. 1, пациентки с частыми рецидивами заболевания указывают на постоянную сухость слизистых оболочек, их ранимость и зуд от слабоинтенсивного до выраженного. В интермиттирующем варианте проявляются такие симптомы, как неприятный запах и творожистые выделения.
Согласно данным табл. 1, самыми выраженными симптомами у пациенток были зуд и сухость слизистых оболочек.
Проспективные исследования позволили выявить следующие особенности у пациенток с хронической кандидозной инфекцией: в общем анализе крови количество лейкоцитов было на нижней границе нормы и составило 4,15 ± 0,31 × 1012. В лейкоцитарной формуле определялась лимфоцитарно-моноцитарная ассоциация: относительное количество лейкоцитов составило 40,71 ± 0,41%, моноцитов – 12,52 ± 0,83%. Следовательно, при обострении КВВ происходит активация клеточных параметров как врожденного (моноциты), так и приобретенного (лимфоциты) иммунитета.
У всех женщин результаты исследования на грибы рода кандида были положительными только при ПЦР-диагностике, титр превышал 104, микроскопические исследования в 28% случаев не определяли наличие дрожжеподобных грибов.
Известно, что иммунный статус женщин с КВВ на определенном коморбидном фоне характеризуется дисбалансом факторов системного и локального антиинфекционного иммунитета.
Интересным, на наш взгляд, был факт изменения параметров интерферонового статуса.
В ходе последних исследований патогенеза рецидивирующих инфекционных процессов, в том числе КВВ, показано, что основной причиной их формирования являются врожденные дефекты местного иммунитета слизистой оболочки влагалища [4, 5]. Ведущую роль в формировании хронического течения инфекционного процесса отводят дисбалансу про- и противовоспалительных цитокинов. Результаты обозначенных исследований демонстрируют, что концентрация ИФН, в частности ИФН-γ, является значимым показателем состояния местного иммунитета и может быть рассмотрена в качестве критерия для назначения иммуномодулирующих препаратов при лечении рецидивирующих генитальных инфекций [6–8].
Согласно данным литературы, условная норма для ИФН-α составляет 640 Ед/мл, для ИФН-γ – 128 Ед/мл.
У пациенток с одним рецидивом в год отмечалась лишь тенденция к уменьшению уровня ИФН-α, концентрация ИФН-γ была в норме.
Как видно из табл. 2, по мере нарастания частоты рецидивов в исследуемых группах существенно снижалась концентрация ИФН. Так, у женщин с рецидивами от двух до четырех раз в год отмечалась отчетливая тенденция к снижению уровня как ИФН-α, так и ИФН-γ – 586,41 ± 55,21 и 102,34 ± 8,14 Ед/мл соответственно.
В группе женщин с непрерывно рецидивирующим течением кандидоза (n = 7) уровень ИФН-α уменьшился в 2,16 раза, уровень ИФН-γ – в четыре раза.
Полученные нами данные согласуются с результатами отечественных исследований в отношении значительности изменений в системе интерферонов, особенно ИФН-γ, при КВВ [9].
При рецидивах чаще одного раза в год нарушения нарастали. При этом чем старше были пациентки, тем сильнее были негативные изменения. Средний возраст семи пациенток, у которых были критические значения ИФН, находился в диапазоне 41,20 ± 3,04 года. Если учитывать, что система ИФН является частью врожденного иммунитета и представляет собой биологическую норму, то этот факт становится особенно интересным.
Известно, что ИФН сформировались в филогенезе тогда же, когда сформировалась иммунная система у позвоночных. Однако изначально эта система отличается от иммунной системы, так как объект действия ИФН – чужеродные нуклеиновые кислоты, и способы их распознавания и элиминации не имеют сходства со способами распознавания и элиминации чужеродных белков. Система ИФН не имеет ни специализированных клеток, ни органов, она существует в каждой клетке, так как каждая клетка может быть заражена и должна иметь систему распознавания и элиминации чужеродной генетической информации (нуклеиновой кислоты). Если эволюция иммунной системы шла по пути увеличения разнообразия антител и специализации клеток иммунной системы, то эволюция системы ИФН – по пути видовой специфичности распознавания «своего и чужого». Этот «шаблон» присущ всему врожденному иммунитету. Вероятно, снижение параметров интерферонового статуса связано с заложенной генетической нормой в рамках определенных «референсных» значений, отражая возможность его снижения.
Кроме прямой зависимости уровня ИФН от частоты инфекционной патологии и возраста на значения интерферонового статуса влияли колебания веса как в сторону снижения, так и увеличения. Существенные нарушения фиксировались у пациенток с анемией, пиелонефритом и аллергическим ринитом.
Практически не изменялся уровень ИФН-γ у пациенток с хроническим тонзиллитом и патологией желудочно-кишечного тракта.
Заключение
Полученые данные о cнижении продукции интерферонов (сниженный интерфероногенез) свидетельствуют о наличии дефектов врожденного иммунитета.
Дефекты в системе ИФН с полным или частичным «выпадением» различных звеньев системы (ИФН-α/β или ИФН-γ) могли стать причиной или следствием острых (частые инфекционные заболевания у пациенток) и хронических рецидивирующих грибковых инфекций. При этом прослеживалась четкая связь между показателями ИФН-статуса, тяжестью заболевания и коморбидностью.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.