Введение
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, с начала пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) зарегистрировано свыше 260 млн случаев заражения, а также более 5 млн летальных исходов [1]. Помимо высокой вирулентности SARS-CoV-2 характеризуется активной мутагенностью, чем обусловлены различный характер проявления заболевания и развитие новых симптомов. С каждой новой мутацией контагиозность вируса повышается [2].
До начала пандемии COVID-19 распространение антибиотикорезистентности отмечалось в большинстве стран мира, что объяснялось частым неоправданным назначением системных антибактериальных средств при вирусной инфекции, а также бесконтрольным самолечением населения [3].
Пост-COVID-синдром – новая клиническая форма, которая в аспекте инфекции SARS-CoV-2 у взрослых внесена в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра под кодом рубрики U09.9. В настоящее время 35% пациентов, перенесших COVID-19 легкой степени, не возвращаются к исходному состоянию здоровья после выздоровления, 87,4% пациентов с COVID-19 сообщают о сохранении по крайней мере одного симптома. При этом заметное снижение качества жизни отмечают 44,1% пациентов [4]. Постковидный синдром определяется признаками и симптомами, которые продолжаются свыше 12 недель, необъяснимы альтернативным диагнозом, способны меняться со временем, исчезать и вновь возникать, затрагивая многие системы организма пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Существует несколько гипотез возникновения таких последствий. Наиболее очевидная – прямое повреждение органа. Не следует забывать и о потенциальной вирусной персистенции, новых волнах воспаления, запуске аутоиммунных реакций вследствие перенесенной вирусной инфекции.
Проявления постковидного синдрома со стороны ЛОР-органов
Входными воротами для SARS-CoV-2 служит слизистая оболочка верхних дыхательных путей. В случае заражения пациента сразу начинают беспокоить першение и дискомфорт в горле, выделения из носа различного характера и затруднение носового дыхания. При постковидном синдроме на первый план выходят симптомы затяжного воспаления – сгущение слизи, затруднение отделяемого из носа. Зачастую обостряются хронические заболевания, такие как синусит, отит, тонзиллит.
При вирусной инфекции, затрагивающей верхние дыхательные пути, происходит длительное поражение первой линии защиты организма, а именно угнетение мукоцилиарной функции слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух. В результате возникают застойные явления. Прямое воздействие вируса приводит к десквамации клеток реснитчатого эпителия, нарушению полноценного функционирования мукоцилиарного транспорта и, как следствие, замедлению эвакуации слизи из околоносовых пазух, снижению барьерной функции, ослаблению иммунной активности слизистых оболочек. В то же время в ответ на вирусную инвазию в респираторный эпителий количество бокаловидных клеток резко возрастает, они начинают гиперпродукцию слизистого секрета. Изменяется и реология слизи, она становится более вязкой [5].
В российских и зарубежных рекомендациях по лечению синусита особая роль отводится терапии, направленной на восстановление физиологии околоносовых пазух и улучшение их дренажной функции. Терапевтическое лечение должно способствовать купированию воспаления и улучшению реологических свойств назального секрета, а следовательно, более быстрому очищению околоносовых пазух от патологического содержимого [6–8]. На клинических базах кафедры оториноларингологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова было проведено исследование влияния противовоспалительного препарата Реглисам (ЗАО «ВИФИТЕХ», Россия) на состояние пациентов с затяжным риносинуситом и постназальным затеком после перенесенной SARS-CоV-2-инфекции.
Материал и методы
В ходе исследовательской работы были сформированы две группы (основная и контрольная) по 25 пациентов, которые за 10–40 дней до обращения к оториноларингологу перенесли подтвержденный тестом ПЦР SARS-CоV-2. Пациенты были сопоставимы по возрасту, полу, течению заболевания и предъявляли жалобы на стекание слизи по задней стенке глотки, отделяемое из носа, затруднение носового дыхания. Рентгенограмма больных соответствовала катаральному риносинуситу.
Критерии невключения пациентов в исследование:
Пациентам обеих групп назначали мометазона фуроат по две дозы (100 мкг в одной дозе) два раза в день интраназально в течение 14 дней, ежедневное орошение изотоническим солевым раствором слизистой оболочки полости носа, при необходимости местные сосудосуживающие средства не более пяти дней. Пациенты основной группы в дополнение к проводимому лечению получали противовоспалительный пероральный препарат Реглисам в таблетках (50 мг в таблетке) ежедневно в соответствии с дозировкой в течение 14 дней.
Период наблюдения за пациентами обеих групп составил 14 дней и включал три визита: первый визит (первый день) – рандомизация, начало лечения, второй и третий визиты проводились на 7-й и 14-й дни от начала терапии соответственно. На первом, втором и третьем визитах при эндоскопическом исследовании полости носа и с помощью девятибалльной визуальной аналоговой шкалы (0 – отсутствие признака, 9 – сильно выраженное) оценивали гиперемию и отечность слизистой оболочки, наличие слизистого отделяемого, постназального затека. На первом и третьем визитах выполняли риноманометрию, исследование риноцитограмм (за два дня до исследования отменяли прием мометазона фуроата). Ежедневно пациенты заполняли дневники наблюдения, указывали прием назначенных препаратов и дни приема деконгестантов.
Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью пакета Statisticafor Windows 10.0 (StatsoftInc, США). Данные представлены в виде среднего (М) и его среднеквадратичного отклонения (±σ). Для оценки различий результатов выборок с учетом вероятности отклонений от нормальности распределения использовали непараметрический критерий Манна – Уитни (U-критерий). Различия считали статистически значимыми при р < 0,05.
Результаты
На фоне проводимого лечения положительная динамика в виде уменьшения постназального затека отмечалась в обеих группах. Однако у пациентов основной группы (Реглисам) уже ко второму визиту (седьмой день) выраженность постназального затека была более чем в 1,5 раза меньше, чем у пациентов контрольной группы (р < 0,05). Данная тенденция сохранялась к последующим визитам. В контрольной группе явное улучшение больные отмечали лишь к третьему визиту (рис. 1).
При оценке динамики купирования выраженности воспалительных симптомов (гиперемия, отечность слизистой оболочки полости носа, наличие слизистого отделяемого) на фоне проводимого лечения были выявлены статистически значимые различия между группами (рис. 2). Уже ко второму визиту (седьмой день) в основной группе (Реглисам) наблюдался достоверно более значительный регресс местных воспалительных симптомов, чем в контрольной группе (р < 0,05). В контрольной группе значимый регресс симптомов фиксировался к третьему визиту (14-й день).
Результаты риноцитограмм пациентов обеих групп во время первого визита характеризовались наличием признаков как острого (повышенное количество нейтрофилов), так и хронического воспаления (повышение количества лимфоцитов). На третьем визите риноцитограммы пациентов основной группы (Реглисам) приблизились к норме, тогда как в риноцитограммах пациентов контрольной группы сохранялись остаточные элементы воспаления.
У пациентов основной группы (Реглисам) длительность использования деконгестантов составила 2 ± 1 дня и была в два раза меньше, чем в контрольной (4 ± 1 дня) (р < 0,05) (рис. 3). За период наблюдения нежелательных явлений, связанных с приемом исследуемого препарата, в том числе аллергических реакций, реакций индивидуальной непереносимости, не зафиксировано.
Клинический случай
Больной О. 42 лет обратился с жалобами на затруднение носового дыхания, стекание слизи по задней стенке глотки, кашель. Со слов пациента, указанные жалобы беспокоят около трех недель после COVID-19 (подтвержденного ПЦР). Объективно при эндоскопии полости выявлены гиперемия и отек слизистой оболочки полости носа, по задней стенке глотки стекает вязкое слизистое отделяемое. Другие ЛОР-органы без патологии.
При обследовании: в клиническом анализе крови признаков острого воспаления нет. На рентгенограмме придаточных пазух носа циркулярное пристеночное утолщение в верхнечелюстных пазухах. Риноманометрия показала признаки затруднения носового дыхания (рис. 4). Данные риноцитограммы: мазки представлены клетками плоского эпителия, белковой субстанцией, белковыми свертками, большим количеством нейтрофилов и лимфоцитов (рис. 4). Больному был выставлен диагноз: острый катаральный риносинусит, затянувшееся течение, состояние после COVID-19 неуточненное. Назначено лечение: Реглисам по две таблетки три раза в день (14 дней), мометазона фуроат по две дозы два раза в день (14 дней), деконгестанты по необходимости до пяти дней, орошение изотоническим солевым раствором слизистой оболочки полости носа. Курс терапии выдержан, дополнительно препараты не назначались.
Пациент использовал деконгестанты только в первые два дня от начала лечения. К седьмому дню терапии он отмечал значительное улучшение состояния, полный регресс жалоб фиксировался к 13–14-му дню от начала лечения. На 14-е сутки наблюдения риноскопическая картина и данные риноманометрии соответствовали норме, на риноцитограмме отмечалась выраженная положительная динамика (клетки плоского эпителия, белковые свертки и единичные нейтрофилы) (рис. 4).
Заключение
Использование препарата Реглисам в комплексной терапии затяжного синусита после перенесенного COVID-19 способствует эффективному купированию отека и воспаления в слизистой оболочке полости носа, улучшению мукоцилиарного транспорта и дренированию околоносовых пазух. Включение препарата Реглисам в схемы лечения затяжного риносинусита позволяет к седьмому дню терапии значимо снизить выраженность местных воспалительных симптомов (отека, гиперемии, выделений) и постназального затека, нормализовать носовое дыхание с минимальным использованием деконгестантов, улучшить качество жизни данной группы пациентов.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.