В настоящее время ревматические болезни считаются одной из наиболее сложных и важных проблем медицины.
В России ревматические болезни входят в тройку наиболее распространенных, уступив первые два места болезням системы кровообращения и органов дыхания. По данным статистики, в нашей стране в 2004 г. было зарегистрировано более 14,763 млн таких пациентов [1], в 2008 г. их насчитывалось уже 17,920 млн (12 160 на 100 тыс. населения). За семь лет их количество увеличилось почти на 30%. Относительный показатель заболеваемости (на 100 тыс. человек) повысился более чем на 30% [2]. Для сравнения – таковой за период 1999–2003 гг. возрос только на 20% [3, 4].
Анализ демографической и социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности позволяет предположить, что наметившаяся тенденция к увеличению заболеваемости будет только нарастать. Как следствие, повысится экономическая нагрузка на общество и самого больного [5–8].
Ревматические болезни признаются социально отягощающим фактором. Они стоят на втором месте по количеству дней временной нетрудоспособности и на третьем месте по частоте случаев ее наступления [9] Кроме того, патология костно-мышечной системы ассоциируется с высоким уровнем инвалидизации трудоспособного населения [10, 11]. Около 80 тыс. россиян ежегодно становятся инвалидами вследствие ревматических заболеваний [1, 12]. Последние занимают третье место среди других причин инвалидизации. Основная причина этого – поздняя диагностика [9, 13].
Реальную распространенность болезней костно-мышечной системы можно установить только с помощью специальных, правильно организованных эпидемиологических исследований. Такая работа проводилась в России более 25 лет назад [14].
На территории Северной Осетии – Алании динамика заболеваемости изучалась рядом авторов [15–17]. По данным некоторых из них, заболеваемость за последние десятилетия возросла на 21,1% [18].
Учитывая вышеизложенное, необходимо осуществлять не периодический, а постоянный мониторинг таких больных на всех территориях страны.
Нами была проанализирована динамика заболеваемости ревматическими болезнями среди взрослого населения Республики Северная Осетия – Алания.
Изучены данные формы № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения» с 2003 по 2015 г. в республике в целом и по каждому административно-территориальному образованию в отдельности. Анализ данных проведен с применением стандартных статистических методик. Речь, в частности, идет о методах анализа многолетней динамики заболеваемости, статистических методах оценки достоверности различий значений признака в двух совокупностях, расчете темпов роста [19]. Для расчета использовали программы Excel 2003, Statistica 6.
Средние значения заболеваемости ревматическими болезнями по разным административно-территориальным образованиям республики представлены на рис. 1. Они свидетельствуют о значимом разбросе числовых показателей.
Более высокий уровень заболеваемости зафиксирован в городе Владикавказе, районах Пригородный, Правобережный, Алагирский, Ирафский. Средний показатель на 1 тыс. населения составил 72,43, 74,24, 70,61, 61,16 и 50,58 соответственно.
Во Владикавказе высокий показатель заболеваемости костно-мышечной системы зафиксирован в 2003 г. (125,69 на 1 тыс. человек). В 2004 г. наблюдалось резкое снижение заболеваемости (81,42 на 1 тыс. человек), затем незначительное повышение до 2008 г. (103,94 на 1 тыс. человек). В 2009 г. опять резкое снижение (60,96 на 1 тыс. человек) и далее монотонная динамика (рис. 2). Скорее всего, это обусловлено возможностью лечебных учреждений города проводить раннюю диагностику и профилактические мероприятия.
В Алагирском районе Республики Северная Осетия – Алания распространенность ревматологических заболеваний с 2008 по 2010 г. увеличилась – 67,79, 70,33 и 71,48 случая на 1 тыс. населения, что повлияло на уровень заболеваемости в течение всего периода наблюдения (рис. 3).
Среди районов с ежегодным приростом показателей заболеваемости следует отметить Ирафский и Правобережный (рис. 4 и 5).
В Ирафском районе с 2006 по 2008 г. распространенность заболеваний костно-мышечной системы увеличилась. Максимальные показатели зафиксированы в 2008 г. – 68,78 случая на 1 тыс. населения, минимальные – в 2003 и 2005 гг. – 28,72 и 24,39 случая на 1 тыс. населения.
В Правобережном районе начиная с 2006 г. наблюдалась тенденция к увеличению показателей заболеваемости. С 2010 г. – некоторое их снижение и относительно монотонная динамика. Минимальные показатели зафиксированы в 2003 г. – 46,10 случая на 1 тыс. населения, максимальные – в 2009 г. – 86,13 случая на 1 тыс. населения. Такая ситуация сохраняется и на сегодняшний день. Для выяснения объективных и субъективных причин требуется тщательный анализ полученных данных.
Наиболее высокий уровень заболеваемости среди районов республики зафиксирован в районе Пригородный. С 2006 по 2015 г. наблюдался резкий прирост количества больных. Необходимо отметить, что в 2006 г. количество случаев на 1 тыс. населения составило 24,61, в 2015 г. – 110,78 (рис. 6). Для выяснения причин таких показателей необходимо тщательно проанализировать ситуацию.
По темпу прироста заболеваемости наиболее высокие показатели зафиксированы в Алагирском (2,7%), Ирафском (3,9%), Пригородном (3,1%) и Правобережном (3,1%) районах (рис. 7). Во Владикавказе заболеваемость снизилась на 2,5%.
Полученные данные свидетельствуют не только о различии уровней заболеваемости патологией костно-мышечной системы в разных районах республики, но и о разнонаправленности тенденций.
При ранжировании самым неблагополучным оказался Ирафский район. На других территориях зафиксирована относительная монотонность показателя с незначительной тенденцией к снижению, кроме Пригородного (рис. 8).
Таким образом, проведенный нами анализ заболеваемости костно-мышечной системы населения Республики Северная Осетия – Алания продемонстрировал существенную разницу между показателями в разных административно-территориальных образованиях.
Ранжирование территории республики по темпам прироста заболеваемости и среднегодовому уровню заболеваемости позволило выявить наиболее неблагополучные районы, на которых необходимо провести углубленные клинико-эпидемиологические исследования.
Кроме того, прослеживалась связь между доступностью ревматологической помощи и динамикой заболеваемости. Подтверждением служит снижение заболеваемости во Владикавказе и ее повышение в ряде сельских районов. На показатели заболеваемости могли оказать влияние уровень жизни населения, миграционные процессы. Так, ежегодный прирост числа больных в Алагирском районе с 2008 по 2011 г. мог быть связан с нестабильной политической ситуацией в соседнем регионе – Южной Осетии. Показатели, полученные по Пригородному району, требуют выявления причин и проведения тщательного анализа прироста заболеваемости.
Результаты первичного анализа свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения эпидемиологической ситуации. Целесообразно исследовать такие параметры, как эпидемиологическая обстановка, генетическая разнородность населения (учитывая многонациональный состав), экологическая обстановка, особенности питания.
Детальное изучение причин динамики заболеваемости ревматическими болезнями в Республике Северная Осетия – Алания должно способствовать выработке рекомендаций по оптимизации работы ревматологической службы данного региона.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.