– Камиль Рафаэльевич, у вас за плечами огромный опыт научной и клинической деятельности. Вы проводите все виды гинекологических операций. С какими нарушениями репродуктивного здоровья чаще всего приходится сталкиваться на практике?
– Надо сказать, что уже 26 лет я веду большой амбулаторный прием и занимаюсь хирургией. В сферу моих профессиональных интересов входят органосохраняющие операции при доброкачественных опухолях матки, к которым относятся миома, эндометриоз, полипы, гиперпластические процессы, опухоли яичников. К сожалению, распространенность заболеваний подобного рода увеличивается. Особенно это касается эндометриоза, который по частоте выявления занимает одно из ведущих мест после воспалительных процессов и миомы матки. Приходится констатировать, что от момента возникновения заболевания до постановки адекватного диагноза проходит около шести-семи лет. То есть в течение указанного периода необходимое лечение отсутствует. Между тем эндометриоз ассоциируется с рядом тяжелых последствий, в частности бесплодием и неспособностью к успешному вынашиванию беременности.
– Каковы причины возникновения эндометриоза? Существуют ли эффективные методы лечения пациенток с такой патологией?
– До настоящего времени причины возникновения эндометриоза до конца не изучены. Как следствие – ни один врач не может дать четких рекомендаций по профилактике заболевания. Примечательно, что, если женщине удается забеременеть на фоне эндометриоза, эндометриозные очаги «усыхают» и ткань перестает прорастать в чужеродную среду. Объяснения подобному явлению до сих пор не найдено. Не случайно заболевание называют загадкой XXI в. На сегодняшний день основным методом лечения как внутреннего, так и наружного энометриоза остается хирургическое вмешательство.
– В практическую медицину активно внедряются инновационные технологии, повышается уровень оснащенности отделений современным оборудованием. Насколько это соответствует профессиональному уровню акушеров-гинекологов?
– Действительно, в последнее время во многих государственных и частных клиниках активно закупается качественное высокотехнологичное оборудование. Конечно, профессиональные компетенции специалистов должны соответствовать высокому уровню технологий. Роботические технологии предполагают участие бригады высококлассных специалистов, причем не только врачей-хирургов, но и медицинских сестер. Пока же уровень оснащенности клиник инновационным оборудованием далеко не всегда соответствует уровню профессиональной подготовки медицинских работников. Это связано с тем, что в России недостаточно развита система последипломного образования. В настоящее время открывается все больше учебных центров, однако преподавателей не хватает. К тому же у самих врачей зачастую отсутствует мотивация к получению и приобретению новых знаний и компетенций. Между тем современный врач должен постоянно совершенствовать собственные знания.
– Какие существуют проблемы с организацией медицинской помощи по данной специальности? Какие врачи сегодня востребованы?
– Наша специальность называется «акушерство и гинекология». Однако на практике нередко имеет место разделение между гинекологией и акушерством. Так, врачи-акушеры, которые ежедневно принимают роды и помогают малышам появляться на свет, в большинстве случаев не владеют современными эндоскопическими технологиями. В свою очередь далеко не все гинекологи, которые занимаются современной эндоскопической хирургией, способны оценить состояние беременной и оказать ей квалифицированную помощь. В этом разделении – наше отличие от зарубежных специалистов. За рубежом врач акушер-гинеколог более универсален, поскольку может и прооперировать, и принять роды, и выполнить не только кесарево сечение, но и манипуляцию, которая характерна для смежных специалистов, например стентирование мочеточника при его повреждении. Это свидетельствует о том, что последипломное образование в России нужно совершенствовать. Во всяком случае двухлетнего срока обучения в ординатуре по нашей специальности недостаточно для того, чтобы овладеть современными профессиональными навыками и стать конкурентоспособным на мировом уровне. Требуется более длительная подготовка, как минимум в течение четырех-пяти лет.
– Вы являетесь экспертом Национальной ассоциации заслуженных врачей и наставников. В чем заключаются основные приоритеты ее деятельности? Какие из них уже удалось реализовать?
– Национальная ассоциация заслуженных врачей существует не так давно, но при этом проведена огромная работа по совершенствованию оказания медицинской помощи. В ассоциации активно занимаются юридической помощью врачам, которые оказались в сложной ситуации, столкнувшись с пациентским экстремизмом. Кроме того, руководство ассоциации особое внимание уделяет наставнической деятельности. Это та тема, которой занимаюсь я. Наставническая деятельность, базирующаяся на системе передачи знаний и опыта на основе преемственности поколений, способствует формированию хороших профессиональных навыков у молодых врачей. Опыт наставничества неоправданно забыт. Врачи не заинтересованы в подготовке молодых кадров из-за отсутствия материальных стимулов. Убежден, что институт наставничества необходимо возрождать. Этого требуют реалии нашего времени. Конечно, работа наставника должна быть оплачена. Важно помнить, что при хорошем наставнике молодой врач обязательно станет высокопрофессиональным специалистом.
– Каким вы видите процесс подготовки современного специалиста? Насколько деятельность возглавляемого вами Корпоративного университета будет способствовать решению задачи по повышению качества подготовки молодых врачей?
– В новых условиях врач должен учиться всю жизнь. Корпоративный университет – это своеобразная площадка для обсуждения диагностики, лечения и профилактики редких и распространенных заболеваний. Задачи корпоративного университета состоят в том, чтобы за короткое время обучить большое количество людей, работающих в одной компании. Предварительно у специалистов выявляются так называемые слабые места в тех или иных профессиональных областях, после чего ведущие эксперты восполняют пробелы в знаниях в рамках вебинаров, лекций, мастер-классов. В нашем университете занятия проводятся регулярно, с частотой один раз в две недели. Их основная цель – обеспечить врачам качественное дополнительное образование, основанное на принципах доказательной медицины.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.