Введение
Пектины и их действие на организм человека и животных изучаются давно. Первые работы были опубликованы еще в 1941 г. С тех пор накоплен большой научный материал о влиянии пектинов на микрофлору кишечника, состояние желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), иммунную систему и весь организм в целом. В последние годы в ряде научных исследований изучали механизм действия на молекулярном уровне.
Пектины относятся к пищевым волокнам и представляют собой метилированный эфир полигалактуроновой кислоты, содержащий 1,4-связанные остатки альфа-d-галактуроновой кислоты и различные нейтральные сахара: арабинозу, галактозу, рамнозу и другие (в меньшем количестве). Составы разделяют на типы в зависимости от степени этерификации или количества метоксигрупп, замещающих остаток карбоновой группы на остатках галактуроновой кислоты. Степень этерификации влияет на механизм гелеобразования, условия обработки и свойства пектина [1].
Как известно, пектины подавляют рост патогенов, предотвращая их адгезию к эпителиальным клеткам и последующее повреждение эпителия. В исследованиях показано, что пектины и пектиновые олигосахариды активны против Escherichia coli, Salmonella typhimurium, Listeria monocytogenes и Campylobacter jejuni [2]. Наряду с этим пектины стимулируют адгезию комменсальных бактерий, которые могут конкурировать с патогенными микроорганизмами, прикрепляясь к стенке ЖКТ, и секретировать ряд полезных для организма человека веществ. Исследования продемонстрировали, что пектины или пектиновые олигосахариды усиливают адгезию комменсальных или пробиотических штаммов Lactobacillus spp. к эпителиальным клеткам [2].
Пищевые углеводы, особенно резистентные крахмалы (устойчивы к действию пищеварительных ферментов) и пищевые волокна, служат субстратом для ферментации, в результате которой в качестве конечных продуктов образуются короткоцепочечные жирные кислоты (КЖК), в первую очередь ацетат, пропионат и бутират. Скорость и количество продукции КЖК зависят от вида и количества микрофлоры, присутствующей в толстой кишке, источника субстрата и времени прохождения через кишечник. Установлено, что эти кислоты снижают риск развития желудочно-кишечных расстройств, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний [3, 4]. Основным в толстой кишке является ацетат, который поступает в периферическое кровообращение и метаболизируется в периферических тканях. Он способствует повышению синтеза холестерина. Пропионат, наоборот, ингибирует синтез холестерина, в основном поглощаясь печенью. Бутират – основной источник энергии для колоноцитов, он оказывает противовоспалительный и противоонкологический эффекты [3, 4].
Многие пищевые волокна, в том числе пектины, могут напрямую взаимодействовать с врожденными иммунными клетками, такими как макрофаги или дендритные клетки, и влиять на их реакции. Пектины транспортируются в пейеровы бляшки через М-клетки и активируют клеточный иммунитет. Врожденные иммунные клетки способны распознавать пищевые волокна посредством взаимодействия с внеклеточными рецепторами распознавания образов, которые экспрессируются клетками врожденного иммунитета – макрофагами, нейтрофилами, дендритными и эпителиальными клетками [2, 5].
Пектины ингибируют провоспалительное взаимодействие между толл-подобными рецепторами 2-го и 1-го типов (TLR2 и TLR1), в то время как связь между TLR2 и TLR6 остается незатронутой. Этот эффект наиболее выражен у пектинов с низкой степенью метилэтерификации, которые взаимодействуют с TLR2 посредством электростатических сил между неэстерифицированными галактуроновыми кислотами на пектине и положительными зарядами на эктодомене TLR2, что подтверждено в эксперименте [6].
Противовоспалительное действие пектинов с низкой степенью метилэтерификации впервые было изучено на человеческих дендритных клетках и мышиных макрофагах in vitro, а затем in vivo при илеите, зависящем от TLR2, при моделировании воспалительной реакции у мышей. У этих животных воспаление кишечника было предотвращено за счет введения пектина [6].
Растворимый пищевой пектин защищает терминальный отдел подвздошной кишки от фиброза, вызванного радиацией. Кишечный фиброз при поздней лучевой энтеропатии сопровождается увеличением толщины подслизистого слоя и отложением субэпителиального коллагена. В эксперименте яблочный пектин (4% по весу в питьевой воде) вводили диким и трансгенным мышам с фиброзом кишечника, вызванным однократной дозой абдоминального облучения 10 Гр. На фоне приема пектина значительно уменьшились толщина подслизистого слоя и отложение коллагена через 12 недель (24,3 мкм в группе, получавшей пектин наряду с облучением, против 27,6 мкм в группе, где применяли только облучение). Пектин также модулировал состав кишечной микробиоты и увеличивал концентрацию КЖК в просвете [7].
В научной литературе накопилось достаточно информации о влиянии пектинов на раковые клетки. Например, гетерополисахарид, выделенный из тропического покрытосеменного растения феронии лимонной (Feronia limonia или Feronia elephantum, семейство Rutaceae), вызывал у мышей в условиях эксперимента значительное ингибирование роста клеток асцитной карциномы Эрлиха in vivo [8].
В другом исследовании водорастворимые полисахариды, выделенные из аконита (Aconiti lateralis и Aconiti Kusnezoffii), не только демонстрировали иммуностимулирующую активность, воздействуя на неспецифический, клеточный и гуморальный иммунитет, но и восстанавливали подавленную противоопухолевыми препаратами иммунную функцию [9].
В исследованиях также установлено, что введение пектинов подавляет воспаление и атипию клеток кишечника у мышей с дефицитом рецепторов КЖК – GPR43/GPR41 [10]. В отсутствие коррекции у таких животных отмечались нарушения иммунного ответа с развитием неконтролируемой хронической воспалительной реакции на повреждение эпителия вместо нормальной реакции в виде острого воспаления с его завершением. Кроме того, у мышей с дефицитом GPR43 выявлено повышение числа атипичных клеток с развитием канцерогенеза кишечника [10].
Необходимо учитывать, что пектины имеют разное строение и массу, что обусловливает наличие разных свойств.
Среди применяемых на сегодняшний день пектинов Зостерин-Ультра 30% и Зостерин-Ультра 60% являются уникальными по своему составу и свойствам. Это богатый апиозой пектиновый полисахарид, выделенный из многолетнего водного растения – морской травы Zostera marina, произрастающей в мелководьях бухт и прибрежных зонах морей [11, 12]. Не все зоны, где растет эта трава, считаются чистыми. Именно поэтому в медицине используются только растения, произрастающие в экологически чистых акваториях Приморского края в период с июня по сентябрь, когда идет интенсивный рост растения, а нежелательные компоненты не успевают накапливаться [13].
Структурные исследования вещества, проведенные с помощью газовой хроматографии и спектроскопии ядерного магнитного резонанса, показали типичную структуру апиогалактуронана, включающую альфа-1,4-d-галактопиранозилуронановый остов, замещенный 1,2-связанными апиофуранозными олигосахаридами и одиночными остатками апиозы. Разветвленная молекула состоит из блоков полигалактуроновой кислоты, соединенных связями рамнозы, в сочетании с апиогалактуронаном (примерно 25%), содержащим углевод апиозу. Средняя молекулярная масса – около 4100 Да с низкой полидисперсностью. Для выделения веществ применяется особая технология без каких-либо химических веществ.
При изучении препаратов Зостерин-Ультра 60% и Зостерин-Ультра 30% показаны их энтеросорбирующее действие, элиминация токсинов возбудителей, существенное ослабление синдрома интоксикации, снижение патологической сенсибилизации организма, а также общеукрепляющее и иммуномодулирующее действие [14]. Кроме того, коррекция диеты с применением этих препаратов позволяет достигать ремиссии рецидивирующей экземы [15].
Как показали результаты ряда исследований и наблюдений, Зостерин-Ультра способен сорбировать яды и ксенобиотики, предотвращая или снижая выраженность токсико-аллергических реакций, токсичные метаболиты, выделяемые в химус секретом слизистой оболочки ЖКТ, печени, поджелудочной железы, эндогенные продукты секреции и гидролиза, нейропептиды, простагландины, серотонин, гистамин и другие биологически активные вещества, бактерии и бактериальные токсины, газы, тяжелые металлы [11, 16]. Препарат предотвращает адсорбцию патогенных микроорганизмов к эпителиоцитам кишечника, в то же время способствует восстановлению целостности и оптимальной проницаемости слизистой оболочки, устраняет метеоризм, улучшает пищеварительную функцию ЖКТ, стимулирует моторику кишечника. Эти свойства позволяют использовать Зостерин-Ультра 30% и Зостерин-Ультра 60% при экзогенных и эндогенных интоксикациях, нарушениях метаболизма, иммунного статуса, инфекционных, аллергических, психоневрологических, кардиологических и нефрологических заболеваниях. Показано, что это вещество ингибирует пролиферацию, миграцию и инвазию клеток эпидермоидной карциномы человека за счет подавления экспрессии металлопротеиназ [17].
Предположительно препарат Зостерин-Ультра 60% оказывает противовоспалительное действие, но прямых подтверждений этого не получено. Непонятно, где и каким образом реализуется этот эффект: в просвете ЖКТ или за его пределами. Важно уточнять механизм действия любого препарата в целях рационального выбора схем терапии. Воспалительный процесс – один их частых синдромов в клинической практике. Не всегда применение нестероидных противовоспалительных средств оправданно и безопасно, что обусловливает необходимость поиска альтернативных подходов.
Цель – оценить влияние препарата на основе пектина Зостерин-Ультра 60% на воспалительный процесс у лабораторных животных.
Материал и методы
В экспериментальном исследовании участвовали 103 аутбредные нелинейные белые беспородные мыши SHK (52 самца и 51 самка) в возрасте 8–10 недель, на момент начала эксперимента полученных из питомника филиала «Андреевка» ФГБУН «НЦБМТ» ФМБА России. Средний вес животных – 32,6 г. На первом этапе оценивали провоспалительную активность йота-каррагинана и каппа-каррагинана (Нидерланды, дистрибьютер – компания Molecularmeal, Россия), физиологического раствора и дистиллированной воды путем введения их в правую лапку мышей с целью выбора оптимального состава для моделирования воспаления. Выбор веществ для моделирования воспалительного процесса был обусловлен хорошей изученностью, распространенностью в пищевой промышленности и относительной безопасностью. Известно, что каррагинаны вызывают местную воспалительную реакцию. На этом основании выбранный нами метод рекомендован в руководствах по проведению экспериментальных исследований, используется во всем мире, в частности в России, на протяжении многих лет при доклиническом изучении противовоспалительных препаратов и называется «метод отека лапок» [18–20]. Влияние физиологического раствора и дистиллированной воды оценивали для уточнения их возможного участия в развитии отека лапок у мышей.
В ходе эксперимента мышам основной группы в подошвенную область правой лапки вводили 50 мкл 1%-ных растворов каррагинанов (10 мышам – йота-каррагинана и еще 10 мышам – каппа-каррагинана), а также 10 мышам – 50 мкл физиологического раствора или (другим 10 животным) 50 мкл дистиллированной воды. Каррагинаны растворяли в 0,9%-ном (физиологическом) растворе хлорида натрия в течение 24 часов на магнитной мешалке. Левые лапки оставляли интактными для сравнения действия. Результаты оценивали через 24 часа после введения исследуемых составов в лапки. Еще 10 мышей составили контрольную группу.
На втором этапе основная группа (29 мышей) перед введением йота-каррагинана, растворенного в дистиллированной воде, получала в течение 20 дней пектиновый препарат Зостерин-Ультра 60% (ООО «Аквамир», Россия, Санкт-Петербург) перорально. Его получают из морской травы Zostera marina с помощью особой запатентованной технологии. Зостерин-Ультра 60% разводили в дистиллированной воде из расчета 500 мг на 200 мл воды. Раствор меняли каждые два-три дня. Бутылочки для питья тщательно промывали в проточной воде. Каждая мышь в течение суток потребляла вместе с питьем в среднем от 10,3 до 16,0 мг препарата Зостерин-Ультра 60%.
Для введения йота-каррагинана использовали шприцы 0,5 мл с четкой разметкой объема, длиной иглы 12 мм и толщиной 0,3 мм (U-100 0,5 ml 29Gx 1/2, GmbH).
В контрольной группе (24 мыши) перед введением йота-каррагинана животные никаких дополнительных препаратов не получали.
Выраженность воспалительного процесса оценивали по разнице среднего веса правой и левой лапок в группах, а также по различиям среднего веса правых лапок между экспериментальной и контрольными группами через 48–72 часа от момента введения йота-каррагинана.
Масса животных на момент завершения второго этапа эксперимента составляла 26,7–40,3 г. Самцы весили больше самок.
Протокол исследования соответствовал этическим принципам и нормам проведения биомедицинских исследований с участием животных.
Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью компьютерной программы STATISTICA v. 12. Рассчитывали средние значения М, стандартное отклонение SD (при возможности), частоту встречаемости качественного показателя в выборке. Проверка на нормальность распределения проводилась на основании критерия Шапиро – Уилка. Достоверность различий между показателями в сравниваемых группах оценивали с помощью критерия Стьюдента и точного критерия Фишера для малых групп. Статистически значимыми считали различия при p < 0,05.
Результаты и обсуждение
Исходя из оценки действия каррагинанов, было установлено, что наиболее выраженный воспалительный процесс развивается при введении йота-каррагинана (табл. 1 и 2).
При введении только физиологического раствора или дистиллированной воды (табл. 3) через 24 часа никаких изменений по сравнению с левой лапкой обнаружено не было. Средний вес лапок был сопоставим с весом лапок в контрольной группе, где также не было различий между левой и правой сторонами.
После изучения особенностей воспалительного ответа на введение четырех разных веществ йота-каррагинан 1% был выбран как наиболее оптимальный вариант для моделирования воспаления с целью изучения действия препарата Зостерин-Ультра 60%. Для растворения йота-каррагинана использовали либо физиологический раствор, либо дистиллированную воду, поскольку, как показал первый этап исследования, оба этих вещества не оказывают провоспалительного эффекта.
Препарат Зостерин-Ультра 60% существенно снижал выраженность отека лапок, вызванного введением йота-каррагинана, растворенного в дистиллированной воде (табл. 4).
Как видно из табл. 4, средний вес мышей, получавших Зостерин-Ультра 60%, к концу третьей недели приема был несколько больше, а вес лапок, в которые вводился йота-каррагинан, меньше, чем в группе мышей, не получавших терапии. Разница между весом правой и левой лапок на фоне приема препарата была в 1,5 раза меньше, чем в контрольной группе, что подтверждает действие препарата.
С целью уточнения влияния веса и пола животных на противовоспалительное действие препарата мы разделили мышей на гендерные подгруппы (табл. 5). Вес самцов к концу третьей недели был больше в группе, получавшей Зостерин-Ультра 60%, а вес самок – меньше. Однако различия веса лапок оказались еще более выраженными. Среди самок, которым давали препарат, объем отека был в 1,9 раза меньше, чем в отсутствие лечения. Среди самцов разница была несколько менее выражена – в 1,5 раза.
Зостерин-Ультра 60% снизил различия среднего веса правой и левой лапок с 86,3 до 52,8 мг у самцов и с 124,8 до 42,7 мг у самок, что наглядно демонстрирует его противоотечный эффект, который с учетом действия выбранного вещества для моделирования процесса следует считать противовоспалительным (табл. 5).
Таким образом, эксперимент показал влияние препарата Зостерин-Ультра 60% на локализованную воспалительную реакцию, спровоцированную инъекцией каррагинана, что подтверждает способность препарата Зостерин-Ультра 60% работать за пределами ЖКТ.
Острая воспалительная реакция на введение каррагинана характеризуется повышением проницаемости сосудов и клеточной инфильтрацией, что приводит к образованию отека в результате экстравазации жидкости и белков, а также накопления лейкоцитов в месте воспаления [21]. Впервые это действие было описано в 1969 г. L. Levy. В 1987 г. M.G. Henriques и коллеги показали, что инъекция каррагинана в лапку мыши вызывает двухфазный отек. Первая фаза характеризуется отеком небольшой интенсивности и не связана с дозой использованного каррагинана, а вторая фаза развивается через 24 часа с гораздо большей выраженностью и проявлением максимума между 48 и 72 часами.
Зостерин-Ультра 60% при взаимодействии с водой образует жидкий гель, который оказывает протекторное действие на всю слизистую оболочку ЖКТ, улучшает репарацию эпителия, функциональное состояние клеток кишечника, что приводит к увеличению активности расщепления поступающих веществ, обеспечивает оптимальную проницаемость кишечной стенки, способствует развитию и функционированию микробиома [13]. Это может косвенно влиять на воспалительный ответ. В то же время некоторое количество препарата расщепляется с помощью пектиназ, присутствующих в кишечнике, до небольших фрагментов, способных поступать в лимфу или кровоток, транспортироваться в ткани и непосредственно действовать в них [13]. Данный эксперимент не позволяет установить механизм противовоспалительного действия, что требует дальнейших исследований.
Выводы
На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов и финансировании.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.