количество статей
6605
Загрузка...
Теория

Цифровые медицинские технологии: ближайшие перспективы

В.А. Ковальский
"Hi+Med Высокие технологии в медицине" №1 (23)
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
В информационный век успешность и эффективность любого бизнеса определяются умением работать с информацией. Это утверждение верно и для медицинской отрасли. К чему стоит готовиться российским клиникам?
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технологии
В информационный век успешность и эффективность любого бизнеса определяются умением работать с информацией. Это утверждение верно и для медицинской отрасли. К чему стоит готовиться российским клиникам?

За последние 10 лет поток информации в онлайн-среде увеличился в 4 тыс. раз. Ее нынешнее количество значительно превышает объем, созданный за весь предыдущий период истории. В медицине, согласно прогнозам экспертов, шквал информации будет формироваться за счет новых IT-источников: от генерируемых пациентами сообщений в социальных сетях до всевозможных датчиков, фиксирующих состояние здоровья пациентов в режиме реального времени.

Заглянуть в будущее нам позволило общение с американскими коллегами, занимающимися разработками медицинских инновационных проектов, в рамках конференции HealthXL 2013 в Стэнфордском университете, научно-образовательном центре Силиконовой долины в Калифорнии (США). На данное масштабное мероприятие были приглашены авторы 15 наиболее успешных проектов, отобранных из более чем 300 заявок со всего мира, там были и мы как разработчики нового российского решения Medesk.

Безусловно, система здравоохранения США не идеальна, но принятый в ней подход к инновациям заставляет присмотреться к ее опыту и, возможно, взять для себя все самое лучшее, учитывать мировой опыт, чтобы быть готовым к грядущим переменам.

Хватит ли одной МИС?

Медицинская информационная система (МИС) стала неотъемлемым атрибутом практически любого российского медицинского учреждения (как в государственном, так и негосударственном секторе). МИС выполняют важную функцию «первопроходца», знакомя медицинский персонал с возможностями IT, а в некоторых случаях и просто приучая к работе с персональным компьютером.

По данным аналитиков, с 2005 по 2011 г. число ЛПУ с наличием МИС увеличилось с 206 до 4 930, то есть всего за 6 лет рынок вырос более чем в 23 раза. Стимулами его развития стали поддержка со стороны профильных государственных органов в рамках концепции создания Единой государственной информационной системы (ЕГИС) в сфере здравоохранения и расширяющийся выбор поставщиков и решений.

Однако в условиях увеличивающегося количества источников информации, а также форм взаимодействия с пациентами, клиентами и партнерами клиники возможностей МИС может оказаться недостаточно. Как потребителю недостаточно одного компьютера, в связи с чем ему приходится докупать различные гаджеты, так и клиники в ближайшем будущем столкнутся с необходимостью расширения функционала своих МИС, автоматизирующих в основном лишь базовые организационные процессы.

На международном и российском рынке уже появилось немало разработчиков, предлагающих информационные возможности, не укладывающиеся в рамки МИС. В США эти компании самоопределяются как игроки отрасли Digital Health (цифрового здравоохранения).

Врач всегда рядом

Условно все такие компании можно разделить на 3 типа: социальные и персональные сервисы, сенсоры и медицинские приборы, а также информационные платформы. Их объединяет

не только медицинская тематика, но и связь с сетевыми интернеттехнологиями. Если МИС может быть, по сути, автономной платформой в рамках одной организации, то практически все компании в сфере Digital Health интегрируют медучреждение в безграничное информационное поле, включающее всех игроков медицинского рынка.

Социальные и персональные сервисы появились на волне роста популярности социальных сетей в начале 2000-х годов. За гигантами индустрии Facebook или Google на просторы Интернета вышло множество нишевых сетей, объединяющих людей по интересам. Сама логика рынка подсказывала, что формат социальной сети является крайне удобным способом общения и психологической поддержки для людей, страдающих схожими болезнями. Вскоре интернет-пользователи смогли делиться советами друг с другом, получать консультации лечащих врачей, а последние, в свою очередь, – организовывать собственные профессиональные интернет сообщества. Среди американских проектов можно отметить платформы Patientslikeme или ID.me. В России в последнее десятилетие также появилось несколько социальных сетей для врачей.

Другое направление «цифрового здравоохранения» – это различные медицинские сенсоры и датчики, позволяющие в режиме реального времени отслеживать состояние пациента и передавать соответствующие данные лечащему врачу. Это уже не «далекое будущее» из футурологических книг или фильмов. В ходе конференции в Стэнфордском университете мы смогли на себе испытать действие автоматически считывающих медицинскую информацию часов, очков, украшений, мобильных телефонов и даже столовых приборов, а также ознакомиться с примерами вживленных в тело человека устройств. В связи с их развитием индустрия ставит вопросы уже не столько философского характера (морально ли это?), а исключительно практического: где удобно хранить поступающую информацию, как ее структурировать и правильно использовать.

Решение последней проблемы берут на себя разработчики различных информационных платформ и центров обработки информации (ЦОД). Так, проект IBM Watson обрабатывает до 2 млн страниц медицинских заключений в секунду и позволяет их использовать в структурированном виде другим врачам при постановке диагноза.

Начнем с «облаков»

Как мы сказали выше, все инновационные типы медицинских разработок не могут существовать без связи с интернет-технологиями и удаленных методов работы с информацией. И если для США это пройденный этап, то в России отношение к «удаленности» пока настороженное. Это видно, в частности, по тому, как относятся профессионалы медицинской IT-отрасли к облачным технологиям, в рамках которых ЛПУ могут пользоваться IT- разработками и решениями в удаленном формате. По сути, Medesk стала первой в России платформой, предложившей не только функционал МИС, но и расширившей его за счет CRM-функций. Лишь единицы разработчиков МИС предлагают различные элементы своей системы в «облаке». Причина настороженности кроется в нежелании брать на себя риски в случае утечки персональных данных пациентов. Но уже настало время сделать первый, пусть и небольшой шаг к инновациям с помощью «облачных» решений, которые, как показывает наша практика, легче и дешевле интегрировать в работу учреждений.

Выводы

Инновационные технологии приходят к нам примерно с 3–5-летним опозданием. Можно предположить, что за этот период разработчики медицинских IT-решений в России изменят отношение к облачным технологиям и станут применять их в своей работе. Самым трудным, вероятнее всего, окажется преодоление сопротивления со стороны заказчика из-за его неготовности к изменениям. Впрочем, таков рынок не только IT-решений, но и любых инноваций, меняющих стереотипы. Будем надеяться, что за успешными показателями лидеров будет тянуться и рынок, а менталитет его участников изменится.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технологии