Введение
С момента первого обращения Винсента Ван Гога за медицинской помощью и до настоящего времени специалисты из разных областей медицины пытаются поставить ему точный диагноз. Мы же попробуем развенчать миф о существовании одного наиболее подходящего заболевания и обосновать имевшуюся у художника коморбидность.
Винсент Ван Гог (1853–1890) родился в Зюндерте в семье протестантского священника [1]. В возрасте 15 лет, бросив учебу, он начал карьеру в художественной фирме «Гупиль», где проработал семь лет и в конце концов разочаровался в торговле искусством. В 1886 г. в Париже он впервые отметил тревожные симптомы: нарушение памяти, панические атаки, кратковременную потерю сознания, дистонические позы. В 1888 г. Ван Гог арендовал Желтый дом, куда позже приехал Поль Гоген. Конфликт между ними достиг апогея 23 декабря: на следующий день после ссоры Винсент, угрожая бритвой Гогену, отрезал себе мочку уха. Ван Гог сам поместил себя в лечебницу Сен-Реми. Позже он осознал, что был болен: «Что сказать… У меня бывают моменты, когда меня выкручивает от восторга, безумия или пророчества, как греческую пифию на треножнике» [2]. В последние десять лет художник страдал зрительными и слуховыми галлюцинациями, у него имели место бредовые состояния, перепады настроения.
Основные заболевания Винсента Ван Гога
Болезнь Меньера
В письмах Ван Гог часто упоминал приступы головокружения. Отмечались эпизодическое головокружение, потеря равновесия, шум в ушах, нарушение слуха [3]. Однако потеря сознания не типичный для болезни Меньера симптом. К тому же у Ван Гога отсутствовали признаки этой болезни: тиннитус, прогрессирующая потеря слуха (художник постоянно описывал свое состояние в письмах и наверняка указал бы на подобные состояния). Важную роль в постановке диагноза гению имеет мифологизация: люди таким образом пытались найти физическую причину эксцентричности действий Винсента Ван Гога (например, отрезание уха) [4] (таблица).
Эпилепсия
Во времена Ван Гога термин seizure использовался не только для эпилептических припадков, но и для любых пароксизмальных состояний, что приводило к многочисленным ошибкам в интерпретации диагноза [5]. Приступы у Ван Гога не были похожи на генерализованные тонико-клонические и характеризовались не свойственной эпилепсии длительностью (дни/недели), хотя ему помогал противосудорожный препарат (бромид калия) [2]. Вероятно, врачи, лечившие Ван Гога, имели в виду épilepsie larvée mentale (B.A. Morel, 1860). Эта форма эпилепсии также называется маскированной эпилепсией. Сегодня в большей степени устаревшему диагнозу маскированной эпилепсии соответствует височная эпилепсия. Синдром Гасто – Ваксмана – Гешвинда у пациентов с височной эпилепсией характеризуется наличием пяти основных симптомов: гиперграфии (Ван Гог написал 1700 страниц писем), гиперрелигиозности, атипичной (обычно сниженной) сексуальности, обстоятельности мышления, интенсификации умственной жизни [6]. Не исключена интеграция заболеваний, исходя из новых данных об эпилептических психозах, классифицируемых как «психотическое расстройство вследствие другого медицинского состояния» с уточнением «эпилепсия» (во Франции термин Epi-Psy) [7].
Острая перемежающая порфирия
W. Arnold детально исследовал болезнь Ван Гога и впервые предположил острую перемежающую порфирию (ОПП). Выраженность симптомов при ОПП зависит от воздействия триггерных факторов, из которых у Ван Гога периодически отмечались действие алкоголя, курение, инфекции, голодание. Все симптомы Ван Гога соответствуют клинике ОПП: расстройства желудочно-кишечного тракта, неврологические нарушения, возраст начала болезни. Другие потенциальные проявления (проблемы с глазами, лихорадка, афазия) также совместимы с течением ОПП. О диагнозе ОПП свидетельствует семейный анамнез: отец Ван Гога страдал гипертонической болезнью. Гипертония встречается более чем у половины пациентов с ОПП. W. Arnold (1988) предположил, что пристрастие Ван Гога к абсенту переросло в пикацизм, что также свидетельствует о коморбидности [8].
Биполярное аффективное расстройство
В данный момент диагноз биполярного аффективного расстройства (БАР) практически не опровергается. Тем не менее во времена Ван Гога информации об этом заболевании было крайне мало (рис. 1).
Ранние проявления БАР (до 1886 г.) предполагали чередование больших и малых депрессивных эпизодов с гипоманиакальными состояниями с быстрыми переключениями (изгнание из церкви, маниакальные фазы совпадали с началом проповеднической деятельности и становлением как художника).
БАР подразделяют на биполярное расстройство типа I (чередование мании и депрессии) и типа II (гипомания и депрессия).
У Ван Гога, судя по творческой продуктивности и письмам, наблюдались именно гипоманиакальные эпизоды (тип II), а не полноценная мания. Только в последние два года жизни на фоне злоупотребления абсентом симптомы переросли в психотические кризы.
Токсическое влияние абсента и свинца
Hemphill (1961) впервые серьезно рассмотрел абсент как внешний химический фактор, воздействовавший на Ван Гога. Сам Винсент, видимо, был близок к этой мысли, когда писал (письмо 605): «Мне казалось, что это вызвано скорее чем-то извне, чем моей собственной природой».
Абсент содержит токсическое вещество туйон, который в высоких дозах угнетает ГАМК-рецепторы, что провоцирует судороги и галлюцинации [9]. Установленным эпилептогенным агентом в составе абсента было масло полыни. Это еще одно опровержение существования единой этиологии всех симптомов у Ван Гога.
При хроническом злоупотреблении абсентом развивается синдром абсентизма, включающий слуховые и зрительные галлюцинации, бессонницу, тремор, эпилептические припадки, паралич. При этом отмечаются ксантопсия (желтое зрение), диплопия (двоение в глазах) и амблиопия (снижение остроты зрения). Так, W. Arnold и E. Loftus, проанализировав использование желтой палитры в картинах Ван Гога в период 1885–1890 гг., выделили так называемые ультражелтые картины (одна из версий «Подсолнухов» (Париж, 1887), «Ночное кафе» (Арль, 1888), «Розы» (Сен-Реми, 1890)), насыщенные желтым цветом при практически полном отсутствии синего.
Ван Гог был аномально чувствителен к абсенту. По мнению W. Arnold и E. Loftus, к этому привела ОПП.
Пограничное расстройство личности
Пограничное расстройство личности было предложено в качестве диагноза L. Mehlum, который указал на свойственные Ван Гогу трудности привязанности и сепарации с родителями, эмоциональную нестабильность, повышенную интенсивность переживаний, сниженную толерантность к фрустрации.
Согласно DSM-V (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание), расстройство диагностируется при наличии пяти и более критериев из девяти, которые полностью соответствуют клинической картине Ван Гога [10]:
В работе E. van Meekeren сказано, что «Винсент был человеком внезапных, неожиданных и, как он сам говорил, радикальных решений» [11].
Шизофрения
Семейный анамнез, систематическое употребление абсента, то есть вещества, влияющего на ГАМКергическую систему, позволяют говорить о диагнозе «шизофрения».
Исследования выявили нарушения ГАМКергической системы у лиц с высоким риском развития шизофрении, что отражает предрасположенность Ван Гога к этому расстройству [1].
Диагноз шизофрении мог быть обусловлен наличием характерной симптоматики, включавшей бредовые состояния (особенно религиозного и параноидного характера), слуховые галлюцинации, депрессивный аффект. Однако в последние два года жизни у художника не наблюдалось устойчивых перепадов настроения, характерных для этого расстройства [6]. Нет указаний и на негативные симптомы, такие как абулия и сниженная эмоциональная выразительность [2]. Более того, полное восстановление между кризисами и отсутствие продуктивной симптоматики противоречат такому диагнозу [1].
Ван Гог и творчество
Основной аффект Винсента Ван Гога – депрессия. Она проявилась в виде экзистенциального отчаяния, идентификации с обездоленными (шахтеры Боринажа), суицидальных мотивов («печаль будет длиться вечно»).
Картина «Звездная ночь» (1889) (рис. 2) была написана в клинике Сен-Реми между психотическими эпизодами. Работа символизирует попытку найти гармонию через творчество, является символом стремления к бесконечности.
Несмотря на заболевания и психологические расстройства, Ван Гог не переставал творить. В период болезни (1889) он написал автопортрет (так утверждают сотрудники музея Винсента Ван Гога). Сам художник об этой картине говорил как о «попытке, сделанной во время болезни».
Заключение
В американской психиатрии действует правило Голдуотера – профессионально-этический принцип, запрещающий ставить диагнозы людям, которых врач не обследовал лично. Поэтому мы лишь можем сказать, что патология Ван Гога – совокупность неврологических и психических отклонений. Нарушения усугубились на фоне пагубных привычек и трудностей, с которыми художник столкнулся в жизни.
Искусство Ван Гога – не результат влияния болезни, а годы упорного труда гения вопреки болезни, его стремление показать красоту в простоте и глубже познать мир.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.