Европейский суд по правам человека потребовал от Москвы информацию об аресте парализованного инвалида Владимира Топехина, который содержится в московском СИЗО по обвинению в мошенничестве.
Страсбург интересуется, получает ли осужденный на шесть лет колонии мужчина достойную медицинскую помощь и каковы условия его содержания. ЕСПЧ направил постановление еще в середине декабря, предоставив российской стороне время на сбор информации до 2 января текущего года. Член президентского Совета по правам человека Владимир Бабушкин считает, что у Топехина есть шанс выйти на свободу по российскому постановлению о болезнях, препятствующих отбыванию наказания в местах лишения свободы. По данным следствия, Топехин в бытность свою аудитором получил на руки 10 млн рублей (300 тыс. долларов), пообещав потерпевшему помочь с оформлением документов на центр судебных экспертиз в Москве, чего он, как полагает прокуратура, не выполнил.
Уколы и крики
С 20 ноября по 4 декабря 31-летний бизнесмен находился в больнице "Матросской тишины", однако затем, несмотря на возражения адвокатов, его вернули в СИЗО. На всех обследованиях в 20-й городской больнице медики находили, что оснований для освобождения аудитора нет. На заседании суда во вторник Топехин, по словам защиты, кричал от боли, и ему дважды пришлось сделать укол. Суд счел, что мужчина достаточно здоров для продолжения заседания. Адвокат аудитора Светлана Сидоркина намерена обжаловать приговор. Топехина арестовали прошлым летом вскоре после того, как он попал в серьезное ДТП, где получил повреждения мозга, позвоночника и внутренних органов.
Смерть в СИЗО
Медицинская помощь в российских СИЗО неоднократно становилась мишенью для критики правозащитников. Большой международный резонанс Нажать вызвала смерть в ноябре 2009 года юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского - по официальной информации, он умер от сердечной недостаточности. После активной общественной кампании с требованием провести беспристрастное расследование причин смерти юриста власти признали, что ему не была оказана своевременная и достаточная медицинская помощь.
Одним из самых известных случаев стала Нажать смерть предпринимательницы Веры Трифоновой в апреле 2010 года. Тогда врача Александра Артамонову обвиняли в "причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей", однако родственники погибшей требовали привлечь к ответственности совсем других людей - начальника СИЗО "Матросская тишина" Фикрета Тагиева, следователя Сергея Пысина и судью Ольгу Макарову.
В октябре 2011 года в следственном изоляторе Нажать скончался от инфаркта директор московской средней школы Андрей Кудояров, обвиняемый во взяточничестве. Несмотря на то, что активисты родительского комитета утверждали, что директор лишь внес взнос в фонд развития школы на законных основаниях, прокуратура сочла возбуждение дела законным.