Беспроводной монитор через облачный сервис передаст кардиограмму врачу
Создатель устройства для беспроводного кардиомониторинга рассказал «Газете.Ru» о своем проекте, в рамках которого информация о нарушении сердечной деятельности немедленно передается на смартфон или планшет медработника.
Сердечно-сосудистые заболевания – одна из главных причин смерти во всех странах мира, независимо от уровня медицинского обслуживания и благосостояния их граждан. Своевременная диагностика потенциально опасных состояний, которые могут внешне никак не проявляться, крайне важна и помогает сохранить жизнь. Сделать такую диагностику доступной самым широким слоям населения – отдельная непростая задача. В Омске над ее решением трудятся сообща специалисты Государственного технического университета (ОмГТУ) и Медицинской академии (ОмГМА). Об уникальных технических возможностях диагностического устройства корреспонденту «Газеты.Ru» рассказал руководитель проекта Дмитрий Клыпин.
– Как возник проект?
– Примерно три года назад медики города Омска обратились к нам с предложением разработать диагностическое устройство для кардиомониторинга. Так и сформировалась наша команда, костяк которой составляют профессиональные инженеры-электронщики и врачи. Я работаю старшим научным сотрудником на кафедре радиотехнических устройств и средств диагностики ОмГТУ. В ОмГТУ есть ресурсный центр, в котором, собственно, мы и смогли создать макет кардиомонитора, а в дальнейшем планируем наладить его мелкосерийное производство. На базе ОмГМА проводятся медицинская апробация и медицинские испытания мелких серий. Самое активное участие в проекте принимает главный кардиолог Омска Галина Ивановна Нечаева, заведующая кафедрой внутренних болезней и семейной медицины ОмГМА. Кроме того, врачи консультируют нас по различным вопросам, связанным с воплощением основной идеи проекта. Партнером проекта является и минздрав Омской области.
– Почему проект ориентирован прежде всего на население Омской области?
– Мы не стремимся объять необъятное и ставим перед собой задачи, которые действительно можем решить. Население Омской области – порядка 1,5 млн человек. Из них, по статистике, в группу риска входит как минимум 30%. Это полмиллиона людей, которые в принципе нуждаются в кардиодиагностике. На самом деле такие исследования показаны очень многим, но далеко не все их делают.
Выявить нарушения в работе сердца, когда снимают ЭКГ покоя, удается, дай бог, в 80% случаев.
На самом деле истинные нарушения сердечной деятельности в полной мере проявляются, когда человек движется, выполняет физическую работу, то есть в повседневной жизни.
ЭКГ покоя, например, может констатировать лишь уже случившийся инфаркт, а кардиомонитор – с высокой степенью вероятности видеть его приближение. Кстати, в Омской области нет специализированного кардиоцентра. Есть ряд медсанчастей, в которых функционируют кардиоотделения. В системе минздрава области 118 ЛПУ, и в каждом послеоперационное реабилитационное отделение. Именно они, как никто другой, нуждаются в мониторинге состояния пациентов. В своих расчетах мы исходили из того, что в каждом таком отделении имеется как минимум 10 коек, которые можно снабдить кардиомониторами. Сигналы от них могут поступать на сестринский пост, оборудованный планшетом или смартфоном.
– В чем отличие вашего кардиомониторинга от холтеровского?
– Первая и основная функция устройства все же – холтеровский мониторинг. Холтеровский мониторинг что означает? Человек прикрепляет устройство на пояс и ходит, спит, работает, отдыхает, не снимая его, от 24 до 72 часов. После этого нужно прийти к врачу и сдать на расшифровку коробочку, в которой в течение всего этого времени регистрировалась кардиограмма. Как правило, это платное «удовольствие»: за аренду холтеровского монитора берут плату от одной до полутора тысяч рублей в день. Затем врач в течение трех дней расшифровывает запись ЭКГ. Причем это может делать не любой кардиолог, а именно специалист по холтеровскому мониторингу. Итого, грубо говоря, только в течение недели вы получите заключение о состоянии вашего сердца. Иногда такая медлительность фатальна. Мы подходим к решению проблемы иначе.
Если вы носите устройство, и происходят какие-то нарушения сердечной деятельности, которые можно распознать с помощью ЭКГ, они немедленно выявляются (есть алгоритм), передаются на смартфон или планшет медработника (если это ЛПУ) и далее в центральное облачное хранилище данных.
Лечащий врач незамедлительно получает информацию об этом. В случае необходимости информация может быть направлена и в другие медицинские подразделения. Например, при обнаружении сбоев в работе сердца скорая помощь вызывается автоматически. Сетевое решение предусматривает также общение со специалистом в режиме видеоконференции.
Устройство беспроводное. Прибор закреплен в мягком тканевом корсете, который легко подгоняется под размеры торса пациента. Нужно просто надеть корсет и включить его. В отличие от наиболее распространенных моделей холтеровских кардиомониторов, он снимает кардиограмму в 12 стандартных отведениях, как при обычном ЭКГ-обследовании. Кстати, основная проблема, возникающая при расшифровке кардиограммы, получаемой с помощью холтера, заключается в том, что кардиограмму в трех отведениях может расшифровать только специалист по холтер-мониторингу.
Показания нашего прибора может прочитать любой врач-кардиолог. Кроме того, облачные технологии помогают анализировать кардиограмму в режиме реального времени.
Экспресс-диагностика – вторая функция устройства, востребованная при диспансеризации и скрининге.
Для того чтобы оценить экспресс-кардиограмму, потребуется не более двух минут.
Сердечно-сосудистые нарушения часто носят семейный характер, поэтому у людей, входящих в группу риска, следует обследовать и ближайших родственников. Возможно, такой прибор нужно в этих случаях приобретать в личное пользование, как и тонометр.
Еще одна область применения – оценка состояния здоровья людей ответственных профессий, например пилотов, операторов АЭС, авиадиспетчеров, там, где от здоровья одного человека зависят жизни очень многих людей.
По-хорошему нужно делать непрерывный мониторинг состояния: заступая на смену, человек надевает монитор, а сдавая смену, снимает. Если в течение смены возникают фатальные изменения состояния здоровья диспетчера, нужно срочно искать замену.
– Но ведь, наверное, такой прибор стоит дорого?
– Кардиомониторы отечественного производства, подобные этому, стоят от 55 тыс. рублей. «Золотой стандарт» – Schiller MT-101 – стоит не менее 130 тыс. рублей. Мы предполагаем, что, когда будет налажено производство, комплект «холтер-монитор плюс смартфон» сможем продавать по цене 10–15 тыс. рублей. При том что за каждое измерение приходится платить минимум 1000 рублей, людям, которым надо сделать, скажем, 10 таких измерений, проще будет купить его в личное пользование.
– На каком этапе вы сейчас?
– Как я говорил, над разработкой мы трудимся третий год.
Сейчас готов макет, дорабатывается программа для самого устройства, а также мобильное приложение для Android-устройств и программа облачной ЭКГ-расшифровки.
Кроме того, получено официальное разрешение от минздрава Омской области на проведение полигонных испытаний на базе одного из лечебно-профилактических учреждений, подведомственных минздраву.
– Вы не являетесь резидентом фонда «Сколково», хотя в конкурсах фонда вы принимаете самое активное и, судя по результатам (проект получил высокую оценку II конкурса на соискание Премии инноваций Сколково при поддержке Cisco I-PRIZE), успешное участие. Где вы находите средства для финансирования проекта? РФФИ? Зарубежные фонды? Венчурные инвесторы?
– Всю финансовую помощь мы получаем целиком на территории Омской области. Например, нами были получены грант Фонда поддержки малого предпринимательства и субсидия министерства экономики Омской области.
– А как обстоят дела с сертификацией?
– Поскольку это медицинское устройство, оно требует как минимум двух сертификаций. Первая – чисто медицинская сертификация устройства как такового; вторая – радиотехническая, поскольку устройство излучает радиоволны. Займет это, по нашим оценкам, примерно полгода.
Выйти на мелкосерийное производство мы планируем примерно через полтора-два года, поскольку хотим еще поработать над созданием более эргономичного корпуса и разработать специальные электроды.
Производить мелкую серию планируем в ресурсном центре ОмГТУ – там вполне достаточные возможности для этого. Если нужны будут крупные серии, то мы сотрудничаем с предприятием ЦКБА в Омске, у которого также есть лицензия на выпуск приборов медицинского назначения, и они берутся его производить. В ЦКБА прежде делали кардиомониторы, которые в настоящее время морально устарели, – громоздкие и с проводами.