Качество и доступность медицинских услуг, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, может резко ухудшиться с 1 января 2014 г., предупредила, выступая в Госдуме, глава Счётной палаты РФ Татьяна Голикова.
По её словам, это связано с тем, что действующим законодательством предусматривается перевод финансирования расходов на здравоохранение из федерального бюджета в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).
"
Ещё одна важная тема - расходы на здравоохранение. В отличие от других статей бюджета, они значительно уменьшаются", - сказала она, отметив, что механизмы не созданы и нет понимания, как будет осуществляться перевод расходов здравоохранения из федерального бюджета в ФОМС.
"
Если соответствующие системы и механизмы не будут созданы, то с 1 января 2014 г. качество и доступность медицинских услуг будут резко снижаться в федеральных учреждениях. Особенно это касается столичных регионов", - сказала Т. Голикова, занимавшая в 2007-2012 гг. пост министр здравоохранения и социального развития РФ.
Ранее замминистра финансов РФ Михаил Котюков заявил, что расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов на здравоохранение за 2013-2016 гг. планируется увеличить более чем на 25%. По его словам, совокупные расходы бюджетной системы на здравоохранение увеличатся с 2,4 трлн руб. в 2013 г. и превысят 3 трлн руб. в 2016 г.
Вместе с тем предполагается некоторое сокращение расходов федерального бюджета на здравоохранение, что связано с передачей полномочий по финансированию части расходных обязательств на уровень бюджетов регионов и внебюджетных фондов. "
С федерального бюджета определенные расходные полномочия переходят в систему обязательного медицинского страхования", - пояснял замглавы Минфина.
Напомним, в июле 2013 г. президент России Владимир Путин заявил на заседании президиума Госсовета, что 54-м регионам РФ недостаёт более 120 млрд руб. на организацию бесплатной медицинской помощи.
Глава государства отметил, что по сравнению с прошлым годом, когда в 66 регионах дефицит составил 164 млрд руб., ситуация несколько улучшилась, однако серьёзные проблемы всё ещё остаются. "
Если в региональных программах гарантируется определённый набор услуг, но средства на это не выделяются, значит, никаких гарантий нет", - подчеркнул он.
В связи с этим В.Путин поручил руководителям регионов предметно заняться структурными преобразованиями в здравоохранении, увеличивать объёмы неотложных услуг в поликлиниках и развивать систему дневных стационаров.
В октябре 2013г. мэр Москвы Сергей Собянин в ходе отчёта перед депутатами Мосгордумы заявил, что в 2014-2016 гг. столица направит на финансирование программы "Здоровый город" 761,3 млрд руб. Планируется, что суммарный объём финансирования в этот период составит 1,4 трлн руб., в частности за счёт средств бюджета - 761,3 млрд руб., за счёт внебюджетных фондов - 360,8 млрд руб.
Однако нынешний министр здравоохранения Вероника Скворцова фактически опровергла слова главы Счётной палаты.
"
Я могу твердо сказать, что в 2014 году никаких осложнений с оказанием качественной медицинской помощи не будет", - заявила Скворцова.
В министерстве пояснили, что сокращение бюджетного финансирования федеральных медцентров будет компенсировано увеличением денежных поступлений из Фонда обязательного медицинского страхования. Для этого некоторые виды высокотехнологичного лечения были включены в программу госгарантий. А сам фонд получит дополнительные деньги - примерно 200 млрд рублей (ранее эти средства шли на модернизацию здравоохранения - за счёт них переоборудовались поликлиники и больницы). Кроме того, увеличивается страховой тариф за неработающее население, то есть должны возрасти поступления в систему ОМС из региональных бюджетов.
"
При изменении источника финансирования нормативы оплаты высокотехнологичной медицинской помощи остались такими же, что и были, - уточнили в Минздраве. -
Сколько получала клиника, например, за операцию стентирования или ЭКО, столько и будет получать. Только средства будут идти не из бюджета, а через фонды ОМС". Таким образом, в министерстве не видят угрозы того, что какие-то участки в системе оказания медпомощи окажутся на "голодном пайке".
Перевод финансирования здравоохранения на "одноканальную" систему (то есть исключительно из средств ФОМС) продолжается уже не первый год. В 2013 году, в частности, за счёт обязательного медстрахования стала оплачиваться работа скорой помощи, которая раньше традиционно финансировалась из бюджета . Сбоев в работе скорой в начале года это было немало - например, страховщики отказывались оплачивать работу медицинских бригад, выехавших по ложным вызовам, а врачи жаловались на уменьшение заработков. Чтобы выправить ситуацию, понадобилось несколько месяцев.
Что касается изменений с высокотехнологичной медициной, в министерстве подчеркивают: с будущего года изменяется порядок финансирования лишь некоторых, наиболее массовых, хорошо растиражированных ее видов - в частности, операций по стентированию, эндопротезированию суставов, экстракорпоральному оплодотвороению. "
Эти операции уже хорошо освоены в региональных клиниках и выполняются там даже в большем объеме, если сравнивать с федеральными медцентрами. Что касается более сложных операций - на открытом сердце, например, в нейрохирургии, трансплантологии и т.д., - все они по-прежнему будут финансироваться за счет бюджета", - говорят в Минздраве.
Уменьшится ли при этом количество "квот" (это понятие подразумевает выделение определенной суммы для лечения одного больного) по каждому конкретному направлению, каждому виду лечения - сказать пока не берется никто.
При этом Вероника Скворцова высказала сегодня опасение, что в 2015-2016 годах ситуация может стать менее благополучной. Резервы, которыми наполняют ФОМС для работы в 2014 году, иссякнут. И дальнейшие урезания расходов федерального бюджета на госмедицину могут оказаться болезненными. К слову, в 2015 году перечень видов ВМП, передаваемых в ведение ФОМС, должен существенно расшириться.
"
Мы бы хотели, чтобы те финансовые ограничения, которые пришли сегодня на федеральный бюджет по здравоохранению, ограничилась теми "урезаниями", которые были на 2014 год. И хотели бы использовать 2014 год для дополнительных обоснований потребностей здравоохранения на следующий период", - сказала Скворцова. При этом, по её словам, важно, чтобы финансовые интересы отрасли отстаивал не только Минздрав, но и контрольные органы.
Подготовила: Светлана Богданова