Применение нового препарата может обратить вспять возрастное снижение когнитивных функций.
С возрастом многие люди могут испытывать трудности в том, чтобы вспоминать простейшие вещи, вплоть до направления движения. Однако исследователи Университета Флориды заявляют, что обнаружили препарат, имеющий достаточный потенциал для того, чтобы обратить вспять снижение познавательных функций и способностей среди пожилых людей.
Результаты исследования опубликованы в журнале Neuroscience.
Научно-исследовательская группа и профессор Дженнифер Байзон из отдела Университета неврологии объясняют это следующим образом. Тип памяти, отвечающий за распознавание повседневных предметов, можно назвать «рабочей памятью». Эту память мозг использует в повседневной деятельности – например, для того, чтобы подсчитать окончательную стоимость счёта в ресторане.
Профессор Байзон объясняет, что для подсчёта, к примеру, 15 % чаевых наш мозг должен одновременно обрабатывать несколько «частиц» информации в течение коротких периодов. На том же примере это будет выглядеть так – рассчитывая сумму денег, необходимую для чаевых, мозг одновременно вспоминает стоимость всего ужина. Этот расчёт происходит именно за короткий период. Однако, по словам профессора Байзон, подобные процессы занимают центральное место в рабочей памяти среди других «высших» когнитивных процессов.
Чтобы «рабочая память» правильно функционировала, в мозгу должен соблюдаться правильный баланс химических веществ. Однако в течение исследования, проведённого на крысах, было обнаружено, что высокий уровень ингибирующего нейромедиатора головного мозга может нарушить действие «рабочей памяти». Этот нейромедиатор – гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК. Причём нормальный уровень ГАМК в мозгу помогает регулировать активацию клеток, но повышение уровня ГАМК может вызвать слишком высокую активность клеток мозга. Исследователи утверждают, что такая активность близка к активности, обнаруженной у людей с шизофренией или эпилепсией.
Препарат блокирует ГАМК-рецепторы и восстанавливает «рабочую память».
В течение эксперимента изучалась работа памяти молодых и более пожилых крыс на известном «ящике Скиннера» - коробке, в которой крысы должны были запоминать расположение рычагов, подающих питание, на короткие периоды до 30 секунд. И молодые, и пожилые крысы с лёгкостью запоминали расположение рычага в течение очень коротких периодов. Но с увеличением периода времени выяснилось, что старым крысам гораздо труднее вспоминать местоположение рычага по сравнению с более молодыми.
Дальнейшее исследование показало, что более пожилые крысы, не имеющие таких проблем с запоминанием, производят меньше рецепторов ГАМК. Это и приводит к снижению уровня нейромедиатора. У пожилых крыс с проблемами памяти обнаружилось обратное соотношение – рецепторов ГАМК у них было больше, и уровень нейромедиатора был выше.
Сравнив эти две группы крыс, исследователи протестировали препарат на особях, у которых были проблемы с памятью. Препарат заблокировал часть рецепторов ГАМК и таким образом сымитировал их меньшее количество. Примерно такое же количество рецепторов наблюдалось у особей, без проблем запоминающих рычаг. В результате такой «блокировки» рабочая память у более пожилых крыс восстановилась до уровня молодых.
Препарат ещё не готов к испытаниям на людях, но исследователи надеются, что дальнейшие разработки могут быть использованы для создания препарата, лечащего когнитивные затруднения у пожилых людей. Профессор Байзон добавляет: «Современная медицина проделала потрясающую работу по поддержанию большего срока жизни. Теперь мы должны идти с ней в ногу, стремясь определить, как увеличить качество жизни пожилых людей. Один из ключевых аспектов в таком улучшении – разработка стратегий и методов лечения, которые могут поддерживать и улучшать познавательные навыки и функции».