В 2012 году ученые установили, что существуют как минимум 16 различных штаммов Borrelia burgdorferi, распространенных на территории США, которые могут заражать человека после укусов клещей.
Из образцов, полученных у 17 пациентов исследователями медицинского колледжа Нью Йорка в Валхалле были получены культуры всех этих штаммов. Оказалось, что рекуррентные инфекции возникали после укусов клеща-переносчика другого штамма, по сравнению с предыдущим заражением. Лишь один пациент из семнадцати был инфицирован одним и тем же штаммом Borrelia burgdorferi дважды на протяжении шести лет.
Воспользовавшись этими данными, доктор Дастин Бриссон (Dustin Brisson) с биологического факультета Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania, Philadelphia, Pennsylvania, USA) решил выяснить, почему один и тот же штамм возбудителя вызывает активную болезнь Лайма так редко. Вместе с коллегами они провели статистический анализ распространения инфекции в работе исследователей из Нью-Йорка 2012 г. Расчет вероятностей показал, что есть мощный фактор, влияющий на нормальное распределение заражений. Даже с учетом возможности разного распространения штаммов получить вероятность единократного заражения 16 пациентов разными штаммами минимальна. Ученые предположили, что дело в иммунитете, который появляется после заражения конкретным патогеном.
Чтобы подтвердить или опровергнуть догадку, был проведен второй статистический тест. Данные тех же 17 пациентов внесли в стохастическую модель, оценивающую количество заражений за период времени всеми возможными штаммами и каждым по отдельности. Эта модель позволяла варьировать параметры, включая возможный иммунитет или его отсутствие, продолжительность действия иммунитета, а также время, в течение которого пациент был уязвим для последующих заражений. Результаты показали, что иммунитет, специфичный к конкретному штамму возбудителя, должен длиться как минимум 4 года, чтобы показать распределение, обнаруженное у 17 пациентов. Подставление параметров модели в данные, известные для других 200 пациентов, зараженных как минимум единожды одним из известных штаммов, показало, что иммунитет должен длиться 6-9 лет.
Ранее уже были проведены эксперименты, обнаружившие иммунитет против болезни Лайма у мышей. В тех экспериментах защита организма также оказывалась специфичной против конкретного возбудителя. Результаты работы Бриссона и коллег указывают на то, что в принципе вакцинация против болезни Лайма возможна. Проблема в том, чтобы получить препарат, обеспечивающий иммунитет против нескольких штаммов.