Предсказать развитие сердечной недостаточности и риск смертности можно с высокой достоверностью. Клиницисты пользуются для этого различными моделями, чаще всего – Сиэттлской моделью сердечной недостаточности (Seattle Heart Failure Model (SHFM)) и шкалой Heart Failure Survival Score (HFSS). Прогнозирование очень важно для принятия решений о наилучшей тактике лечения, и для подготовки пациентов к возможному риску смерти. Модели SHFM и HFSS были разработаны при анализе данных когортных клинических исследований.
В таких исследованиях обычно женщины представлены реже, чем мужчины, что несколько отличается от реальной клинической практики. Кроме того, известны межполовые различия в течении сердечной недостаточности. Тамара Хорвич (Tamara B. Horwich) из калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (Division of Cardiology, University of California, Los Angeles, Los Angeles, CA) предположила, что можно улучшить модели, если оценить факторы риска для мужчин и женщин по отдельности.
Чтобы проверить свою гипотезу, Хорвич и коллеги проверили данные 2255 пациентов с сердечной недостаточностью, проходивших лечение в их центре. 30% пациентов составили женщины. Исследователи разделили их на две группы. Те, кто проходил лечение с 2000 по 2007 год оказались в группе для создания уточненной модели, а те, кто лечился с 2008 по 2011 – в проверочной группе. Как и ожидалось, межполовые различия были найдены. В среднем женщины оказались моложе, фракция выброса у них была выше. Прогноз для женщин в среднем оказался благоприятнее, как по отношению к смертности, так и при учете сердечно-сосудистых событий. Варьировали и биохимические параметры. Однако четыре самых значимых фактора риска смертности оказались одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Содержание натрийуретического пептида типа В, пиковое потребление кислорода при кардиопульмональном нагрузочном тестировании (pkVO2), класс заболевания по NYHA и прием ингибиторов АПФ либо антагонистов рецепторов ангиотензина вместе помогли ученым предсказать риск смертности с точностью 79%, что превзошло в данной популяции больных все остальные шкалы.
Перечисленные параметры рутинно анализируются для пациентов с сердечной недостаточностью, и при длительном течении заболевания уже могут быть известны, когда пациент приходит на прием к кардиологу. Разумеется, модель необходимо независимо проверить на другой выборке, прежде чем рекомендовать к повсеместному применению. Ученые не уверены, в частности, что данным способом удастся точно оценить риск при сохранении фракции выброса левого желудочка. Однако простота использования и точность, показанная в данном исследовании, по меньшей мере, вызывают интерес.