количество статей
6822
Загрузка...

Тепло тормозит рак

http://compulenta.computerra.ru/ | 19.11.2013
Раковая опухоль растёт быстрее и встречает меньше сопротивления со стороны иммунитета, если организму приходится жить при пониженной, некомфортной для него температуре.

Нет нужды говорить, сколько тратится научных усилий на то, чтобы найти средство от рака. И в большинстве случаев речь идёт даже не о том, чтобы обратить болезнь вспять: достаточно просто остановить рост опухоли. Ради этого изобретаются самые изощрённые биохимические и молекулярно-генетические инструменты.

Но, возможно, решение находится едва ли не под носом. Исследователи из Онкологического института Розуэлла Парка в Буффало (США) обнаружили, что рост опухоли можно замедлить простым повышением окружающей температуры. Элизабет Репаски (Elizabeth Repasky) и её коллеги сравнили «самочувствие» опухоли у мышей, которых держали при разной температуре: при так называемой комнатной, которая равна 20–26 ˚C, и при 30 ˚C. Оказалось, как сообщается в журнале PNAS, что при более низкой температуре опухоль у мышей росла быстрее и иммунный ответ на рак был подавлен.
Прежде чем начинать опыты с мышами, убедитесь, что животные не мёрзнут! (Фото JP Laffont)
Прежде чем начинать опыты с мышами, убедитесь, что животные не мёрзнут! (Фото JP Laffont)
У животных, живших при 30 ˚C, наблюдалась обратная картина: рак развивался медленнее, и иммунный ответ на него был интенсивнее (антираковую агрессивность иммунитета оценивали по числу лейкоцитов и цитотоксических Т-клеток с белком CD8 на мембране). Объяснить это можно так: для мышей, вообще говоря, комфортными считаются 30 ˚C, и если предоставить им выбор, они переберутся туда, где потеплее, а не в помещение с обычной для нас температурой. Если животное вынуждено терпеть 20–26 ˚C, то ему приходится восполнять потери тепла, его сердце работает быстрее, а уровень метаболизма повышается. Всё это может играть на руку опухоли и против иммунитета, на который, возможно, просто не остаётся ресурсов.

Было бы странно на самом деле предполагать, что такой базовый параметр, как температура окружающей среды, не влияет на биохимию и физиологию. И, кстати говоря, это воздействие не раз наблюдали в экспериментах: так, известно, что при 22 ˚C и ниже у мышей меняется функционирование иммунных клеток-макрофагов. (Тут же можно вспомнить о связи между температурой и поведением жировой ткани, об активации сжигающих липиды клеток бурого жира при понижении температуры.)

Однако пока что стандартное условие почти всех научных методик, где фигурируют животные, — пресловутая комнатная температура. И в этом смысле у новых результатов могут быть далекоидущие последствия. Разумеется, вряд ли стоит ждать немедленных клинических выводов: рак — слишком сложная болезнь, чтобы его можно было победить, так сказать, прогреваниями. Кроме того, в данном случае речь идёт не просто о повышении температуры, а о том, чтобы она была комфортной. Но не будем забывать, что все противораковые средства, разрабатываемые в лабораториях, так или иначе тестируются на животных. Которые содержатся при комнатной температуре. Которая, как мы убедились, может влиять на развитие опухоли...

Так что, возможно, результаты испытаний противораковых средств надо бы соответствующим образом корректировать — или позаботиться о «комнатной температуре», приемлемой для мышей.

Подготовлено по материалам Nature News.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физиология, иммунология, терморегуляция, метаболизм