Введение
Синдром раздраженного кишечника (СРК) – это функциональное расстройство желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), проявляющееся периодической болью в животе, связанной с изменением кратности дефекаций и/или изменением консистенции стула [1–3]. СРК относится к распространенным функциональным заболеваниям ЖКТ, характеризующимся преимущественным поражением лиц трудоспособного возраста, что опосредует существенное социально-экономическое бремя [4, 5]. Последний метаанализ, обобщивший результаты 57 исследований (более 400 тыс. участников), продемонстрировал, что общемировая распространенность СРК при использовании критериев Рим-IV среди взрослого населения составляет около 3,8% (95%-ный доверительный интервал (95% ДИ) 3,1–4,5) [6]. Эти эпидемиологические данные фактически совпадают с результатами недавнего мультинационального исследования, полученными при использовании интернет-опроса респондентов (n = 54 127) и показавшими, что общемировая частота СРК составляет 4,1% (95% ДИ 3,9–4,2) [7]. Важным для клиницистов с точки зрения эпидемиологической структуры является частое сочетание СРК с другими функциональными заболеваниями ЖКТ, включая функциональную диспепсию, а также тревожными и депрессивными патологическими состояниями [8, 9].
Изменения кишечной микробиоты при синдроме раздраженного кишечника
Несмотря на существенные продвижения в области изучения механизмов, индуцирующих симптоматику СРК, к настоящему моменту единой этиопатогенетической модели формирования рассматриваемой патологии не существует [1, 3, 10]. Вместе с тем результаты исследований, проведенных за последние 15 лет, демонстрируют, что дисбиотические изменения состава и функции кишечной микробиоты – неотъемлемая часть патогенеза СРК [10, 11].
Дисбиоз – это негативные качественные и количественные изменения микробиома кишечника, приводящие к нарушению иммунного гомеостаза, альтерациям метаболической активности, регрессии колонизационной резистентности [12, 13]. Систематический обзор R. Pittayanon и соавт. (2019), обобщивший результаты 24 исследований, продемонстрировал, что число микроорганизмов семейства Enterobacteriaceae (тип Proteobacteria), Lactobacillaceae и рода Bacteroides было увеличено у пациентов с СРК по сравнению с контрольной группой, тогда как количество бактерий рода Bifidobacterium было снижено [11].
Важным и общепризнанным фактором риска СРК являются перенесенные острые желудочно-кишечные инфекции, которые могут являться непосредственным триггером развития дисбиотических изменений [14–16]. В роли каузативного агента ПИ-СРК выступают бактериальные, вирусные и простейшие патогены. Согласно одному из метаанализов, общая распространенность СРК в течение года после инфекционного энтерита составила 10,1% (95% ДИ 7,2–14,1), а спустя 12 месяцев – 14,5% (95% ДИ 7,7–25,5) [17].
Релевантность изменений кишечной микробиоты в генезе симптоматики СРК отмечена в исследованиях, продемонстрировавших негативное влияние новой коронавирусной инфекции COVID-19 на течение заболевания [18]. Показано, что и у пациентов с СРК, и у лиц, перенесших COVID-19, наблюдаются однонаправленные изменения состава кишечной микробиоты: снижается бактериальное альфа-разнообразие, повышается уровень условно-патогенных микроорганизмов, а также уменьшается доля комменсалов [19, 20]. В метаанализе [21] показано, что у пациентов, перенесших COVID-19, риск развития СРК значительно увеличивается в сравнении с группой контроля (отношение шансов (ОШ) 6,27; 95% ДИ 0,88–44,76). В другой метааналитической работе показано, что обобщенная распространенность СРК после перенесенной COVID-19 составляет 15% (95% ДИ 0,11–0,20) [22].
Помимо этого, одним из аргументов связи изменений кишечной микробиоты и СРК является эффективность трансплантации фекальной микробиоты (ТФМ) у данной категории пациентов [23, 24]. Действительно, по результатам метаанализа, обобщившего семь исследований (девять когорт, n = 505), показаны достоверное снижение тяжести симптомов СРК по опроснику IBS-SSS (СРС: -0,58; 95% ДИ -1,09–(-0,88)) и улучшение качества жизни по опроснику IBS-QoL (СРС: 0,67; 95% ДИ 0,43–0,91) у лиц, перенесших ТФМ [23].
Эффективность пробиотиков у пациентов с синдромом раздраженного кишечника
Современные данные о роли нарушений в кишечной микробиоте при СРК вызвали широкий интерес к новым подходам в терапии, включая применение пробиотиков у этой группы больных [10, 25]. Согласно резолюции Экспертного совета «Определение показаний к назначению пробиотиков у пациентов с синдромом раздраженного кишечника» (2022), изменение состава и функции кишечной микробиоты – неотъемлемая часть патогенеза СРК, тогда как назначение пробиотиков с доказанной эффективностью и отвечающих современным требованиям – обоснованная стратегия оптимизации лечения таких больных [10].
В целом об эффективности пробиотиков свидетельствует ряд метаанализов. Так, результаты метаанализа, обобщившего результаты 43 рандомизированных контролируемых исследований, показали, что относительный риск сохранения симптомов СРК при приеме пробиотиков по сравнению с плацебо составил 0,79 (95% ДИ 0,70–0,89) [26]. Последующая работа продемонстрировала, что терапия с применением пробиотиков значительно эффективнее плацебо в купировании симптоматики СРК (ОШ 1,82; 95% ДИ 1,27–2,60), а также способствует улучшению качества жизни пациентов (СРС 0,29; 95% ДИ 0,08–0,50) [27]. Последние метааналитические работы также подтвердили положительное влияние пробиотиков на симптоматику СРК, однако этот эффект зависит от входящих в состав пробиотиков штаммов [28, 29]. Последний метаанализ, обобщающий результаты 52 рандомизированных контролируемых исследований, показал, что пробиотики значительно увеличили общую частоту ответа на терапию (отношение рисков (ОР) 1,64; p < 0,00001), субъективное облегчение боли (ОР 1,50; p = 0,0002) и частоту облегчения боли в животе (ОР 1,69; p < 0,00001) у пациентов с СРК [30]. Что касается конкретных родов, использование штаммов Bifidobacterium (ОР 1,76; p < 0,00001) способствовало значительному улучшению симптомов у пациентов с СРК [30], однако не каждый штамм Bifidobacterium обладает таким потенциалом. Систематический обзор, обобщающий результаты восьми рандомизированных контролируемых исследований, показал, что только в 50% работ было зарегистрировано статистически значимое уменьшение боли в животе после приема добавок с Bifidobacterium по сравнению с плацебо [31].
Одним из наиболее изученных пробиотических штаммов при лечении СРК является B. longum 35624 (ранее B. infantis 35624) [10, 25]. В экспериментальных исследованиях было показано, что B. longum 35624 способен напрямую связываться со слизистой оболочкой толстой кишки и редуцировать нарушения барьерной функции кишечника, наблюдаемые при СРК [32]. Помимо этого, показано, что данный штамм приводит к регрессу висцеральной гиперчувствительности, в том числе поствоспалительного характера [33, 34]. Клиническая эффективность B. longum 35624 была продемонстрирована в ряде контролируемых и наблюдательных исследований [35–39]. Результаты систематического обзора Д.Н. Андреева и соавт. (2024), обобщивших данные пяти исследований с участием 796 пациентов с СРК, продемонстрировали, что применение B. longum 35624 способствует регрессу симптомов этого заболевания и улучшению качества жизни [40]. Недавние наблюдательные исследования с различными периодами наблюдения показали, что длительный курс B. longum 35624 приводит к более выраженному клиническому ответу по основным параметрам по сравнению со стандартной продолжительностью пробиотического курса (30 дней) [38, 39]. Это наглядно иллюстрируют результаты применения опросника тяжести симптомов IBS-SSS (рис. 1), а также опросника качества жизни IBS-QoL (рис. 2) [40]. Стоит отметить, что исследования, проанализированные в систематическом обзоре, включали пациентов с различными подтипами СРК, что позволяет предположить, что этот пробиотический штамм может быть эффективен при любом из них [40].
Применение B. longum 35624 рекомендовано Всемирной организацией гастроэнтерологов, Научным сообществом по содействию клиническому изучению микробиома человека и Российской гастроэнтерологической ассоциацией для лечения симптомов СРK [10, 25].
Заключение
Дисбиоз у пациентов с СРК является одним из компонентов патогенеза и индукции симптоматики заболевания. Назначение пробиотиков с доказанной эффективностью и отвечающих современным требованиям – обоснованная стратегия оптимизации лечения таких больных. Использование B. longum 35624 у пациентов с СРК, особенно пролонгированный курс приема длительностью до трех месяцев, способствует регрессу симптомов заболевания и улучшению качества жизни. Представленные результаты позволяют рассматривать данный пробиотический штамм как важный компонент комплексной терапии СРК в реальной клинической практике.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.