Зрительная нагрузка является одной из основных причин развития миопии в школьном возрасте. В основном нарушения аккомодации связаны с дисбалансом вегетативной иннервации, несоответствием зрительных нагрузок, с которыми ей приходится справляться. Перенапряжения аккомодации, такие как ПИНА (привычно избыточное напряжение аккомодации глаз), псевдомиопия, все то, что происходит с рефракцией глаза в результате тонических срывов, расстройства тонического равновесия вдаль и вблизи, служат достоверными предикторами возникновения миопии. У детей с псевдомиопией истинная близорукость развивается в течение года в 70–80% случаев [1, 2]. Перенапряжение аккомодации приводит к миопизации манифестной рефракции, тогда как динамическая рефракция вблизи может оказаться гиперметропической из-за резко сниженной аккомодационной способности и отставания аккомодационного ответа.
Э.С. Аветисов подчеркивал: «Спазм аккомодации является частным проявлением ее слабости» [3]. Механическое напряжение цилиарного тела и хрусталика во время аккомодации вызывает натяжение и сдвиг хориоидеи, ограничивает рост глаза в экваториальном направлении и ускоряет его аксиальный рост [4–9].
Методы лечения близорукости связаны прежде всего с нормализацией аккомодации путем стимуляции симпатического влияния цилиарной мышцы. Стимуляция аккомодации вдаль повышает работоспособность цилиарной мышцы, что служит профилактикой как развития, так и прогрессирования миопии. Для нормального рефрактогенеза необходима сбалансированная стабильная аккомодация для близи и дали с обязательным наличием периодов покоя. Ограничение зрительной нагрузки и использование методов снятия зрительного напряжения способны предотвратить или уменьшить частоту развития миопии у школьников. Для глаз вредна не столько нагрузка сама по себе, сколько длительная и непрерывная зрительная работа.
Цель – изучить применение медикаментозных препаратов Ирифрин 2,5% и Ирифрин БК в целях профилактики перенапряжения аккомодации у школьников при высокой зрительной нагрузке.
Материал и методы
В исследовании участвовало 48 школьников (96 глаз) в возрасте 11–12 лет с нормальной аккомодативной функцией глаза и миопической рефракцией от -2,5 до -3,0 с оптической коррекцией монофокальными очками и мягкими контактными линзами. Были сформированы две группы – основная (группа исследования; 66 глаз) и контрольная (30 глаз). В основную группу вошли школьники с нормальной аккомодацией, которые с профилактической целью закапывали препарат Ирифрин 2,5% или Ирифрин БК ежедневно на ночь по две капли в каждый глаз в течение 30 дней, затем два месяца перерыв и повторный 30-дневный курс инстилляций данных препаратов.
Исследование аккомодации проводилось на аккомодографе Speedy-i с использованием коэффициента аккомодационного ответа (КАО) и коэффициента микрофлуктуаций (КМФ) до лечения и через 30 дней после последней инстилляции медикаментозных препаратов Ирифрин 2,5 и Ирифрин БК.
В контрольной группе исследование аккомодации проводилось на первом приеме и через пять месяцев.
Результаты
Результаты исследования представлены в таблице.
Острота зрения с коррекцией в основной группе через пять месяцев профилактического применения медикаментозных препаратов Ирифрин 2,5% и Ирифрин БК практически не изменилась – 0,99 ± 0,02 и 0,99 ± 0,01, тогда как в контрольной группе она статистически значимо снизилась с 0,99 ± 0,03 до 0,89 ± 0,08 (рис. 1).
Манифестная рефракция в основной группе статистически значимо снизилась с -2,99 ± 1,86 дптр до -2,92 ± 1,89 дптр. В контрольной группе наблюдалось повышение манифестной рефракции с -2,58 ± 0,03 дптр до -2,66 ± 1,052 дптр (рис. 2).
После пяти месяцев профилактического применения медикаментозных препаратов Ирифрин 2,5% и Ирифрин БК в основной группе наблюдалось снижение КАО в пределах нормальных значений с 0,86 ± 0,04 до 0,85 ± 0,03 (рис. 3) и КМФ с 58,25 ± 2,42 до 57,55 ± 2,41 (рис. 4). В контрольной группе через пять месяцев наблюдалось повышение КАО с 0,86 ± 0,04 до 0,87 ± 0,08 и КМФ с 59,41 ± 1,14 до 64,44 ± 1,98 (рис. 3 и 4), что свидетельствовало о перенапряжении аккомодации средней степени [8].
В качестве примера представляем аккомодограммы двух пациентов (рис. 5 и 6).
Выводы
Для сохранения нормальной аккомодативной функции глаза и профилактики нарушений аккомодации в период зрительного напряжения во время школьных занятий и подготовки к школе предлагаем в комплекс лечебно-профилактических мероприятий, предусматривающих гигиену зрения (освещенность, правильная посадка, подбор мебели в соответствии с ростом учеников и т.д.), укрепление физического здоровья школьников, соблюдение режима зрительной нагрузки и отдыха, полноценное питание, включить применение медикаментозных препаратов Ирифрин 2,5% и Ирифрин БК курсами по четыре недели четыре раза в год с профилактической целью в соответствии с клиническими рекомендациями [10] и инструкциями по медицинскому применению препаратов [11, 12].
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.