Распространенность ревматологических заболеваний в России, как и во всем мире, неуклонно растет. Они занимают третье место по уровню инвалидности после заболеваний системы кровообращения и злокачественных опухолей. Какими эффективными методами лечения ревматологических заболеваний располагает современная медицина?
Как с их помощью удается уменьшить тяжесть патологического процесса и улучшить качество жизни пациентов? Эти и другие вопросы были в центре обсуждения участников V Всероссийской конференции для пациентов, состоявшейся в рамках Всемирного дня инвалида в конференц-зале НИИ ревматологии РАМН.
Российская ревматологическая ассоциация «Надежда»
Участников конференции приветствовала президент Российской ревматологической ассоциации «Надежда» Надежда Анатольевна БУЛГАКОВА
С докладом на тему «Генно-инженерные биологические препараты – новая эра противоревматической терапии» выступил акад. Евгений Львович НАСОНОВ
Опытом совместной работы врачей и пациентов поделился председатель PARE ЕULAR Мариос КОУЛОУМАС
О современных принципах терапии ревматоидного артрита рассказал проф. Дмитрий Евгеньевич КАРАТЕЕВ
Академик Е.Л. НАСОНОВ (директор НИИ ревматологии РАМН, президент Ассоциации ревматологов России, академик РАМН, д. м. н., профессор) в своем выступлении охарактеризовал ревматологию как важнейшую медицинскую специальность, внесшую большой вклад не только в разработку эффективных методов диагностики и лечения пациентов с тяжелыми ревматологическими болезнями, но и всей медицины в целом. «Ревматология подарила миру такие препараты, как глюкокортикостероиды. Напомню: до них большие надежды были связаны с аспирином. Настоящий прорыв в терапии ревматологических заболеваний произошел с созданием генно-инженерных биологических препаратов», – отметил он. Далее Е.Л. Насонов более детально остановился на генноинженерных биологических препаратах (ГИБП), которые, подчеркнул он, не имеют ничего общего с биологически активными добавками. С появлением ГИБП возникла реальная возможность помочь больным, особенно страдающим ревматоидным артритом. Эти препараты позволяют достигать длительной ремиссии. Совершенно очевидно, что лечение тяжелых ревматологических больных должно стать государственной заботой, и помочь в достижении этой цели, по мнению академика, может деятельность пациентских и общественных организаций.
В мероприятии, проходившем в рамках Всемирного дня инвалида, принял участие Мариос КОУЛОУМАС (Marios Kouloumas), председатель постоянного комитета пациентов с ревматическими заболеваниями при Европейской антиревматической лиге (PARE EULAR). На сегодняшний день в состав EULAR входят 44 научных общества, 37 общественных организаций (в том числе и Российская ревматологическая ассоциация «Надежда») и 7 организаций, работающих в системе здравоохранения Европы. Объединяя одновременно ученых, врачей, пациентов, она весьма эффективно способствует развитию научноисследовательской работы с целью изучения механизмов возникновения ревматологических заболеваний и их лечения, а также ведет обширную пропагандистскую деятельность. По данным EULAR, более 120 млн жителей Европы страдают ревматологическими заболеваниями, а это – свыше ста болезней, отличительной чертой которых являются различные воспаления и боли в суставах, ухудшение качества жизни.
Детальному рассмотрению современных принципов лечения ревматоидного артрита посвятил свое выступление проф. Д.Е. КАРАТЕЕВ (зам. директора НИИ ревматологии РАМН по научной работе, д. м. н.). На сегодняшний день ревматоидным артритом страдает порядка 1% населения страны. Ревматоидный артрит – тяжелое аутоиммунное ревматическое заболевание, характеризующееся хроническим эрозивным артритом и системным поражением внутренних органов. «В основе ревматоидного артрита лежит не пониженный иммунитет, а избыточная иммунная реакция, поэтому основные лечебные мероприятия состоят в нормализации работы иммунной системы путем избирательного подавления ненормально активных клеток», – подчеркнул проф. Д.Е. Каратеев. В последние 10 лет в клинической практике применяется принцип раннего активного лечения заболевания. «Выяснилось, что “терапевтическое окно” – это короткий промежуток времени в пределах первого года от начала заболевания, появления первых симптомов. Если в этот период начать эффективную терапию, есть большая вероятность довести пациента до состояния длительной ремиссии», – пояснил он. Методы лечения делятся на основные (лекарственная терапия) и дополнительные (физиотерапевтические процедуры, диета, лечебная физкультура и др.).
Безусловно, только лекарственная терапия способна серьезно повлиять на процесс развития заболевания – затормозить и, возможно, остановить его. В основе лечения ревматоидного артрита лежит применение базисных противовоспалительных препаратов. К ним относят большое число разнообразных по химической структуре и фармакологическим свойствам лекарственных средств, таких как метотрексат, лефлуномид, сульфасалазин и др. Их объединяет способность в большей или меньшей степени за счет различных механизмов подавлять воспаление. Они не обладают обезболивающим эффектом, лечебное действие при их применении развивается медленно, но зато является стойким. Препараты довольно хорошо переносятся, но требуют контроля в отношении картины крови, функции печени. Быстрый противовоспалительный эффект могут дать глюкокортикоидные гормональные препараты (преднизолон, метилпреднизолон). Обычно их назначают в низких дозах при высокой активности болезни, и при таких дозировках они очень хорошо переносятся. Нестероидные противовоспалительные препараты (диклофенак, нимесулид, целекоксиб и др.) быстро снимают болевой симптом, но на заболевание не оказывают г убокого воздействия.
Профессор Д.Е. Каратеев предостерег пациентов от «самостоятельного» приема препаратов, поскольку неверная схема терапии может вызвать развитие язвы желудка, желудочно-кишечные кровотечения, астматические приступы и другие нежелательные явления. Самым современным методом лечения ревматоидного артрита является применение генно-инженерных биологических препаратов. В настоящее время в России зарегистрировано 7 ГИБП. Три из них (инфликсимаб, адалимумаб, этанерцепт), например, относятся к группе так называемых ингибиторов фактора некроза опухолиальфа (ФНО-? – вещество, ответственное за развитие воспаления в суставе и разрушение костной ткани). Однако и у этих препаратов есть свои побочные эффекты – они снижают сопротивляемость организма к инфекциям, поэтому всем больным перед назначением терапии ГИБП проводится скрининг. Биологические генно-инженерные препараты, как правило, добавляются к базисным средствам при их недостаточной эффективности.
В заключение проф. Д.Е. Каратеев отметил: порой больные из-за страха побочных эффектов неохотно соглашаются на лекарственную терапию. Однако реальная вероятность развития нежелательных явлений при корректно подобранной терапии относительно невелика, к тому же риск развития осложнений самого заболевания гораздо серьезнее риска возникновения побочных эффектов.