Вбольшинстве случаев эти состояния обусловлены респираторными вирусными инфекциями, которые широко распространены. Только в Москве, по данным Роспотребнадзора, за период с января по март 2010 г. зарегистрировано более 810 тыс. заболеваний ОРВИ и гриппом, при этом более 530 тыс. – у детей. Основным симптомом, характерным для тонзиллофарингитов, является наличие боли или дискомфорта в горле различной интенсивности. До 80% острых хронических респираторных заболеваний и их обострений могут сопровождаться этим симптомом; более того, острые тонзиллофарингиты являются причиной 1,1% всех посещений пациентами врачей и 6% всех визитов к педиатру [1, 2].
Обычно острые фарингиты вызваны вирусами, поражающими слизистую оболочку верхних дыхательных путей, в первую очередь риновирусами, коронавирусами, аденовирусами и т. д., иногда в ассоциации с условно-патогенной микрофлорой, колонизирующей верхние дыхательные пути [3]. Основным бактериальным агентом, вызывающим острые тонзиллиты и фарингиты, является β-гемолитический стрептококк группы А, который выявляют у 15–36% детей с болью в горле. Другими частыми причинами бактериальных тонзиллофарингитов являются иные стрептококки, стафилококки, M. pneumonia, C. pneumonia и т. д. [2, 5].
Принципы рациональной антибактериальной терапии острых тонзиллитов и фарингитов предусматривают назначение системных антибиотиков при выявлении бактериальной этиологии заболевания. В большинстве случаев при вирусной этиологии заболевания и отсутствии выраженной общей реакции организма достаточно использовать симптоматическую терапию. Традиционно для лечения острых тонзиллофарингитов используют обильное теплое питье, местные антисептики в форме таблеток для рассасывания, лекарственных аэрозолей, полоскание горла настоями трав, дезинфицирующими, щелочными растворами и т. д. [1, 5, 6, 8]. Однако у детей, особенно младшего возраста, во многих случаях применение элиминационного метода лечения невозможно или крайне затруднено в связи с неумением полоскать горло. Кроме того, приготовленные в домашних условиях растворы для полоскания могут быть нестерильными и содержать потенциально токсичные вещества. В связи с этим несомненно важной является возможность использовать для элиминационной терапии официнально приготовленные препараты. В последние годы на российском фармацевтическом рынке широко представлены спреи и капли для интраназальной элиминационной терапии, приготовленные из натуральной морской воды. Недавно разрешены к применению подобные спреи для горла. Одним из таких препаратов является Аквалор для горла с алоэ и ромашкой (YS Lab, Франция), изготовленный из натуральной стерильной гипертонической морской воды. Препарат содержит все активные вещества и микроэлементы (K, Mg, Na, Cl, Se, I, Ca, Zn, Cu, Fe и др.) морской воды; дополнительно в состав препарат входят природные экстракты алоэ вера и римской ромашки. Препарат не содержит консервантов и этанола и разрешен к применению с 6‑месячного возраста.
Нами была оценена эффективность элиминационной терапии в комплексной терапии заболеваний, проявляющихся синдромом боли в горле в детском возрасте. Исследование завершили 84 ребенка (40 девочек и 44 мальчика) в возрасте от 3 до 16 лет (в среднем 9,8 ± 3,24 лет), обратившихся в клинику по поводу боли в горле, связанной с воспалительным заболеванием ротоглотки. В соответствии с процедурой рандомизации пациенты были распределены в 2 группы. В основную группу вошли 43 ребенка (24 девочки и 19 мальчиков; средний возраст 9,7 ± 3,24 года), в том числе с острым фарингитом – 21 больной (48,8%), с острым тонзиллитом – 9 (20,9%), с обострением хронического фарингита – 9 (20,9%) и с обострением хронического тонзиллита – 4 (9,3%) пациента. Срок от начала заболевания до обращения в клинику составил в среднем 2 ± 1,51 суток. Контрольную группу составили 41 пациент (16 девочек и 25 мальчиков; средний возраст 9,9 ± 3,12 года), в том числе с острым фарингитом – 19 (46,3%), с острым тонзиллитом – 5 (12,2%), с обострением хронического фарингита – 10 (24,4%) и с обострением хронического тонзиллита – 7 (17,1%) детей (длительность заболевания на момент обращения в среднем 1,8 ± 1,14 суток). Группы были статистически сопоставимы по параметрам «возраст», «пол», «клинический диагноз», «срок обращения в клинику» (р > 0,05).
Всем больным назначали местные антисептики. Пациентам с острым и обострением хронического тонзиллита дополнительно к местным антисептикам назначали системную антибактериальную терапию (препараты группы пенициллинов, цефалоспорины, при аллергии на пенициллины – макролиды). При необходимости допускалось применение других препаратов, выбор которых зависел от конкретного клинического наблюдения. Больные основной группы, наряду со стандартной терапией, получали элиминационную терапию препаратом Аквалор для горла с алоэ и ромашкой – орошение задней стенки глотки и небных миндалин не реже 5–6 раз в сутки в течение минимум 10 дней; больные контрольной группы ежедневно полоскали горло раствором фурациллина с такой же частотой и продолжительностью.
При обращении, а также на 5‑е, 10‑е и 24‑е сутки по данным визуально-аналоговой шкалы (ВАШ) производилась субъективная оценка выраженности симптомов (боль в горле, першение / ощущение инородного тела в горле / желание «прочистить горло») и результата лечения. Объективная оценка включала данные фарингоскопии и микробиологического исследования.
При обращении в клинику выраженность болевого синдрома, дискомфорта в глотке и фарингоскопической картины у больных обеих групп были статистически сопоставимы (р > 0,05) и составляли в среднем соответственно: 4,8 ± 2,03 и 5,1 ± 2,41 баллов по шкале ВАШ; 3,0 ± 2,94 и 3,1 ± 2,35 баллов и 3,1 ± 1,14 и 3,4 ± 1,28 баллов. Таким образом, на момент обращения в клинику группы были сопоставимы не только по основным демографическим, но и по клиническим признакам.
При контрольном осмотре на 5‑е сутки все больные отмечали значительное уменьшение болевого синдрома и дискомфорта в горле: в обеих группах выраженность этих симптомов по шкале ВАШ уменьшилась более чем в 2 раза; при этом на фоне терапии у всех больных отмечено значительное улучшение фарингоскопической картины (рис. 1–3).
На 10‑е сутки пациенты основной группы отмечали статистически достоверно меньшую (р = 0,03) выраженность болевого синдрома по сравнению с больными контрольной группы: незначительные болевые ощущения сохранялись у 18,6% детей основной группы по сравнению с 34,1% в контрольной. Выраженность дискомфорта в горле у пациентов обеих групп была сопоставима. Эти симптомы сохранялись соответственно у 23,6% и 24,3% больных. В фарингоскопической картине основной группы были некоторые улучшения, хотя и статистически недостоверные (р = 0,058): полная нормализация фарингоскопической картины произошла у 70,7% детей основной группы по сравнению с 48,8% в контрольной.
Следует отметить, что сходная динамика показателей получена и при осмотре на 24‑е сутки. Пациенты основной группы статистически достоверно реже (р = 0,047) отмечали незначительные болевые ощущения по сравнению с детьми в контрольной группе (в обеих группах – до 1 балла по ВАШ) – соответственно в 7% и 19,5% наблюдений, хотя частота и выраженность дискомфорта в горле статистически не различалась. При этом фарингоскопические признаки заболевания сохранялись у 16,3% больных основной группы и у 14,6% контрольной группы; у всех этих больных на момент включения в исследование было диагностировано обострение хронического фарингита или тонзиллита.
По данным микробиологического исследования материала, полученного с поверхности задней стенки глотки/небной миндалины при первичном осмотре у 31 (72,1%) пациента основной группы, были выявлены следующие представители добавочной и транзиторной микрофлоры: β-гемолитический стрептококк (со степенью обсеменения 10 3–10 6 КОЕ/мл) – у 9,3%; Staphylococcus aureus (10 3–10 7) – у 18,6%; Streptococcus pneumoniae (10 3–10 5) – у 23,3%; грибы рода Candida (10 2–10 4) – у 20,9% детей. Добавочная и транзиторная микрофлора, выявленная у 27 (65,8%) детей контрольной группы, была представлена: β-гемолитическим стрептококком (со степенью обсеменения 10 3–10 6 КОЕ/мл) – у 7,3%; Staphylococcus aureus (10 3–10 7) – у 19,5%; Streptococcus pneumoniae (10 3–10 5) – у 19,5%; грибы рода Candida (10 2–10 4) – у 19,5% пациентов. При повторном микробиологическом исследовании, проведенном на 24‑е сутки, добавочная и транзиторная микрофлора (во всех случаях в ассоциации с постоянной микрофлорой) была выделена у 7 (16,3%) больных основной группы и у 9 (21,9%) контрольной и была представлена: Staphylococcus aureus (10 1–10 3 КОЕ/мл) – у 11,6% детей основной группы и у 17,1% – контрольной; грибы рода Candida (10 1–10 3) соответственно у 4,6% и 7,3%.
Оценку эффективности и удобства применения препаратов элиминационной терапии пациенты (их родители) оценивали на 5‑е, 10‑е и 24‑е сутки лечения. В течение всего периода наблюдения пациенты основной группы оценивали удобство применения препарата Аквалор с алоэ и ромашкой для горла статистически достоверно (р < 0,05) выше, чем пациенты контрольной группы – традиционное полоскание горла раствором фурациллина. В частности, на 5‑е сутки лечения отметили переносимость элиминационной терапии как «отличную» и «хорошую» 81,4% пациентов основной группы и лишь 53,7% контрольной; на 10‑е сутки – соответственно 86% и 82,9%; на 24‑е сутки – 95,4% и 85,3% больных.
Побочных эффектов или аллергических реакций в ходе исследования не было выявлено ни в одном случае.
Таким образом, на основании полученных результатов можно рекомендовать препарат Аквалор с алоэ и ромашкой для горла в качестве стартового препарата элиминационной терапии в комплексном лечении воспалительных заболеваний ротоглотки у детей. Применение этого препарата статистически достоверно уменьшает выраженность болевой реакции на 10–24‑е сутки лечения по сравнению с традиционным полосканием горла раствором фурациллина, а значительно лучшая оценка эффективности и удобства применения препарата пациентами (их родителями) повышает приверженность к лечению.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.