11 марта в Москве состоялось заседание Рабочей группы по исследованию вопросов конкуренции в фармацевтическом секторе под сопредседательством заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина и представителя конкурентного ведомства Италии Ренато Ферранди.
В совместном заседании приняли участие представители антимонопольных ведомств 10 стран: Азербайджана, Болгарии, Италии, Индии, Казахстана, Кыргызстана, Кореи, Румынии, России и Сербии. Как сообщили в пресс-службе ФАС, особое внимание в ходе обсуждения было уделено специфике товарного рынка лекарственных средств, вопросам недобросовестной конкуренции, а также выявлению и пресечению картельных сговоров.
По мнению ФАС России, магистральный путь регулирования фармрынка должен находиться не в русле административных ограничений, а в создании условий для конкуренции, что станет стимулом для снижения цен на лекарства, повышения их качества и расширения ассортимента.
Для этого, во-первых, необходимо ввести в законодательство понятие «взаимозаменяемых лекарственных средств», определить порядок установления взаимозаменяемости, упростить регистрацию воспроизведенных лекарственных препаратов, особенно по тем МНН, в рамках которых зарегистрировано только одно торговое наименование, ужесточить критерии патентоспособности с целью уменьшения последствий необоснованно выданных патентов, приводящих к искусственному продлению монопольного положения отдельных компаний, и обеспечить соблюдение требований выписки лекарств на рецептурных бланках по МНН, позволяющих пациентам осуществлять выбор между несколькими взаимозаменяемыми лекарственными препаратами по наилучшей цене.
Во-вторых, учитывая отсутствие конкуренции на рынках монопольных препаратов и невозможность достижения по ним значительного снижения цен на торгах, необходимо до истечения сроков действия патентов на такие препараты осуществлять их закупки напрямую у производителей, добиваясь значительных скидок и гарантий, и отдельно проводить торги на услуги по хранению и доставке лекарственных препаратов в субъекты Российской Федерации. Для препаратов, обращаемых на конкурентных рынках (имеющих аналоги), требуется переход от жесткого административного регулирования цен на лекарства к системе лекарственного возмещения.
В-третьих, необходимо создать информационную платформу для размещения информации о ценах на лекарства в разных странах с целью ее использования в рамках государственного регулирования цен на лекарства, формирования начальных (максимальных) цен контрактов, а также для выявления необоснованно завышенных цен на конкретные препараты в России, а также автоматизации проведения соответствующих сравнительных исследований.