20 марта звершилось обсуждение законопроекта, разработанного Минпромторгом, который предлагает запретить закупать для государственных нужд некоторые виды иностранной медицинской техники.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, документ разработан для обеспечения национальной безопасности России за счет снабжения отечественной системы здравоохранения импортозамещающими медицинскими изделиями. Планируется, что отказ от закупки иностранной медтехники позволит увеличить долю отечественных медицинских изделий в российских медицинских учреждениях.
Сразу после публикации текста законопроекта эксперты разделились во мнениях, некоторых накрыло волной паники. Средства массовой информации даже связали принятие законопроекта с возможными экономическими санкциями Евросоюза из-за присоединения Крыма к России.
Основные опасения касаются возможностей отечественного медпрома обеспечить отрасль достаточным количество техники. Так, например, как пишет один из первых комментаторов на Едином портале размещения информации Денис Кубарев, новый порядок допуска к госзакупкам поставщиков может оставить российские медицинские учреждения без необходимых медицинских изделий, поскольку отечественная промышленность не готова полностью заменить весь ассортимент стационаров и даже поликлиник, из-за чего пострадают только пациенты. Вместо резкого запрета на закупку иностранной техники он предлагает пробовать переходить на систему «протектората» постепенно, спрашивая мнение самих медицинских учреждения о закупленной технике.
Однако как поясняет разработчик законопроекта в ответ на комментарий Дениса Кубарева, медицинские изделия, включенные в перечень, на которые распространяется запрет, производятся на территории России в полном объеме для обеспечения отечественной системы здравоохранения.
Мария Кожевникова — российская актриса и депутат Государственной думы VI созыва также опасается, что запрет на закупку зарубежной медицинской техники и медизделий больно ударит по пациентам. «Качество продукции отечественного производства в большинстве случаев не соответствует уровню мирового здравоохранения и не позволяет применять современные технологии при лечении пациентов, что увеличивает стоимость лечения в целом», — пишет депутат. К тому же, по ее мнению, не все товары иностранного производства могут быть заменены отечественными.
Серьезные опасения высказывает Михаил Потапов, директор по вопросам правового регулирования Ассоциации международных производителей медицинской аппаратуры IMEDA. По его мнению, предлагаемые запретительные меры создадут условия для полной безальтернативности для потребителей, к тому же документ никак не учитывает многих негативных последствий, которые могут возникнуть в случае его принятия и применения: «А сможет ли реально 1-2 отечественных производителя, получивших такую преференцию по конкретному виду медицинских изделий, одновременно принять участие во всех торгах и аукционах и своевременно и в полном объеме покрыть потребности всех государственных и муниципальных заказчиков в данном виде медицинских изделий? Кто будет нести ответственность в случае, если мощностей отечественных производителей окажется недостаточно, но при этом продукция иностранных производителей все равно не сможет быть приобретена, поскольку на нее будет действовать предусмотренный рассматриваемым проектом полный запрет на допуск к госзакупкам».
Он предполагает, что такой законопроект противоречит основным принципам законодательства о защите конкуренции, и его принятие может оказать самое негативное влияние как на рынок обращения медицинских изделий в целом, так и на качество медицинской помощи.
Ему вторит и Ирина Градова, которая считает, что проект закона не соответствует 8, 34, 74 статьям Конституции, принципам, установленным 44-ФЗ, Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации до 2020 года (и ее новой версии). Она считает, что зарубежные инвесторы могут просто отвернуться от российского рынка, так как они рискуют просто не получить назад вложенные деньги.
«Финансово-экономическое обоснование к Проекту Постановления исключительно слабо проработано, и, по нашему мнению, никакого экономического эффекта описанного в нём не может быть достигнуто, т.к. сегодня иностранные компании и их партнёры, поставляющие медицинские изделия на российский рынок, уже уплачивают те же самые налоги и платежи (в т.ч. НДС, налог на прибыль, НДФЛ и социальные налоги уплачиваются независимо от страны происхождения товара)», — отмечает Ирина Градова в комментариях.
Однако несколько экспертов, оставивших свое мнение на портале, считают, что не так страшен черт как его малюют и никакого существенного ухудшения качества медицинской помощи российские пациенты не почувствуют.
По мнению Дмитрия Чагина, директора некоммерческого партнерства «Медико-фармацевтические проекты. XXI век», «необходимо развивать отечественные инновационные производства, формировать внутренний спрос на высокие технологии, а не «кормить» экономики других стран». Это, в конечном счете, позволит России повысить конкурентоспособность и снизить зависимость от углеводородов.
По его мнению, в предлагаемых Минпромторгом мерах нет ничего экстраординарного: по этому пути пошли многие развитые страны, обеспечив себе тем самым серьезный рывок в развитии собственных технологий. При этом если бы такой закон был принят несколько лет назад, то уже сейчас, возможно, в России появились бы новые высокотехнологичные отечественные производства.
Дмитрий Чагин также отмечает, что список медицинских изделий, которые отныне будут закупать только у отечественных или локализованных производителей, содержит только те товары, у которых есть адекватные российские аналоги, значит, Минпромторг планирует переходить на отечественную продукцию постепенно, по мере развития собственных технологий, поэтому качество медицинской помощи никак не пострадает.
Как отмечает Захар Голант, председатель правления НП «Медико-фармацевтические проекты. ХХI век», почти вся высококлассная техника представлена в России зарубежной продукцией (аппараты УЗИ, томографы, лабораторная техника). Российские же производители представлены в основном в сегменте продукции массового спроса (физиотерапевтическая, эндоскопическая, рентгеновская, флюорографическая техника, наркозно-дыхательная техника, барокамеры, электрокардиографы, автомобили скорой медицинской помощи, мониторы, лазерные аппараты и др.).
«Принятие разрабатываемого проекта нормативно правового акта не несет рисков и негативных последствий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере отечественной медицинской промышленности. Более того, поддержка конкурентоспособности отечественной медицинской промышленности обеспечит также мультипликативный бюджетный эффект за счет снижения консолидированных затрат бюджета здравоохранения на приобретение дорогостоящей зарубежной техники и дорогостоящей последующей ее эксплуатации».
Отметим, если законопроект будет принят, он может вступить в силу уже 1 апреля 2014 года.