Cовременную структуру заболеваний ЛОР-органов отличают наличие большого числа сочетанной патологии верхних дыхательных путей, низкий удельный вес здоровых лиц среди студентов и подростков, высокая заболеваемость среди населения, считающего себя здоровым [1].
Согласно данным статистического управления г. Москвы, число зарегистрированных в амбулаторно-поликлинических учреждениях столицы обращений по поводу заболеваний ЛОР-органов за последнее десятилетие практически не изменилось. В структуре заболеваемости удельный вес заболеваний полости носа составляет 14,2%, глотки – 11,1%, гортани – 2,5%. Комбинированные изменения верхних дыхательных путей выявлены в 12,9% случаев.
Как показали результаты медицинских осмотров городского населения, среди патологии ЛОР-органов доминируют заболевания верхних дыхательных путей – 69,4%. В частности, на долю хронических заболеваний глотки приходится 30,9%, хронических заболеваний полости носа и околоносовых пазух – 20,6%, заболеваний гортани – 0,9%, острых респираторных вирусных инфекций – 5,6%. Сочетанные заболевания верхних дыхательных путей встречаются в 11,4% случаев, заболевания органа слуха – в 3,8%. Практически здоровых лиц насчитывается 26,8% [1].
Ситуация усугубляется тем, что процент рецидивирования острых воспалительных заболеваний и их перехода в хроническую форму не снижается, а наоборот, имеет тенденцию к увеличению.
Основной задачей оториноларинголога является координация деятельности по оказанию качественной специализированной лечебно-профилактической и консультативной помощи населению [2, 3].
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации в качестве основной цели декларируют сохранение и укрепление здоровья людей за счет снижения заболеваемости и смертности. Обозначенная цель требует обеспечения населения доступной и качественной первичной медико-санитарной помощью [4–6].
В статье 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечислены основные направления в сфере охраны здоровья граждан:
Диспансеризация входит в комплекс государственных мер по профилактике заболеваний, направленных на улучшение условий труда, быта и отдыха, обеспечение рационального питания, борьбу с гиподинамией, курением, злоупотреблением алкоголем, и позволяет:
Как важнейший метод первичной медицинской профилактики диспансеризация с течением времени преобразовалась в стройную систему динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан, направленного на сохранение и укрепление популяционного здоровья, увеличение продолжительности жизни, повышение производительности труда, изучение и устранение причин, способствующих возникновению и распространению заболеваний. Таким образом, диспансеризация вносит вклад в обеспечение медико-экономической безопасности страны.
Следует подчеркнуть, что первичная медицинская профилактика предполагает комплекс мероприятий медицинского и социального характера по устранению причин заболевания на территориальном уровне [3].
Анализ итогов диспансеризации населения, представленный Министерством здравоохранения РФ, дает возможность ретроспективно оценить развитие профилактического направления в отрасли. Очевидно, что только развитие высоких медицинских технологий не решает проблему укрепления здоровья граждан. Значение имеет личная ответственность граждан, а также создание при поддержке государства условий для предупреждения заболеваний [11, 16–18].
Проводимые Росздравнадзором проверки медицинских организаций и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан по сути являются рычагом государственного воздействия, обеспечивающим качество первичной медико-санитарной помощи. Кроме того, Росздравнадзор осуществляет межведомственное взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, ежемесячно запрашивая аналитическую информацию о ходе диспансеризации и предоставляя сведения о выявленных нарушениях [19].
Необходимо отметить, что Росздравнадзор выявляет ряд недоработок со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан и нарушений при проведении диспансеризации [19].
Отечественные авторы в своих работах представляют обоснованные данные о несовершенстве медицинской помощи, особенно ее профилактического компонента. Речь, в частности, идет о неполном охвате населения диспансерным наблюдением [20], несвоевременной постановке на диспансерный учет [21]. Кроме того, тесты для ранней диагностики проходят далеко не все нуждающиеся, рекомендации по адекватной фармакотерапии даются редко, факторы риска заболеваний не выявляются [22].
Как показывают опросы, население не довольно работой поликлиник. Недостаточные профессиональные знания врачей отмечают 58,5% респондентов, некачественное лечение – 42,1%, недостатки в организации профилактических осмотров – 36,2%, неэффективность диспансерного наблюдения – 25,1%, ограниченность использования немедикаментозных методов лечения – 24,0%, грубое отношение к пациентам медицинского персонала – 22,0%, неполное информирование о возможных осложнениях – 16,2% [23, 24].
Анализ данных социологического опроса (2011 г.) позволил установить основные причины неудовлетворенности населения качеством диспансеризации:
Устранение этих недостатков будет способствовать повышению качества диспансеризации и степени удовлетворенности ею населения [25].
В центральный аппарат Росздравнадзора поступают жалобы на проведение диспансеризации как от граждан, так и от сотрудников медицинских организаций, что служит индикатором качества проведенной диспансеризации. Типичные жалобы граждан – формальный подход врачей к диспансеризации, обследование в неполном объеме [19].
Отношение населения к диспансеризации во многом зависит от степени удовлетворенности медицинским обслуживанием. Не следует сбрасывать со счетов активность населения, которая в значительной мере зависит от осведомленности о целях диспансеризации и методах ее осуществления. Определенный интерес представляет степень соответствия мнений населения и врачей об организации диспансеризации. Зачастую неэффективность диспансеризации объясняется неадекватными действиями населения. Так, несвоевременная диагностика заболевания нередко обусловлена поздним обращением к врачу (29%), невыполнение плана лечебно-оздоровительных мероприятий – неадекватным поведением больного (17,3%), нарушение сроков проведения осмотров – неявкой диспансерного больного (49,3%). При анализе явок населения на профилактические осмотры установлено, что до 34% рабочих и служащих игнорируют подобные мероприятия даже в рабочее время. Респонденты связывают это с низким качеством профилактических осмотров (40,3%), уверенностью в хорошем состоянии здоровья (14,1%), недооценкой важности мероприятия (11,5 %), очередями в поликлинике (9,4%), чрезмерной занятостью на работе и приусадебном участке (2,6%) [26, 27].
Несовершенство организации работы ЛОР-службы косвенно подтверждают результаты опросов населения разных регионов РФ. Основные причины неудовлетворенности качеством – очереди к врачу и недостаточная оснащенность медицинских учреждений. Кроме того, часть респондентов отмечает неудовлетворительную работу регистратуры, несоблюдение оториноларингологами этических норм и принципов поведения при выполнении профессиональных обязанностей, неподобающий внешний вид врача. 8,1–16,3% респондентов не удовлетворены организацией медицинского обслуживания [5, 27, 28].
В связи с увеличением числа пациентов с ЛОР-патологией возрастает и объем консультативной и лечебной работы. Увеличение обращаемости пациентов за квалифицированной помощью свидетельствует не только об ухудшении экологической ситуации, увеличении возраста курируемого контингента и, как следствие, снижении иммунного статуса, но также о повышении уровня квалификации и компетентности медицинского персонала [2, 29].
Перед врачами-оториноларингологами городских поликлиник стоит актуальная задача – реализация профилактических мер. И в решении этой задачи диспансеризация играет ключевую роль. Не секрет, что в ряде случаев диспансерное наблюдение носит формальный характер. В то же время в современной оториноларингологии созданы все условия для проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение и предупреждение заболеваний [30, 31].
Планируя профилактические мероприятия, необходимо не только опираться на традиционные показатели (заболеваемость, смертность), но и использовать новые методы, в частности дифференциальный подход к поддержанию и укреплению здоровья в условиях социального расслоения. Кроме того, должен быть разработан комплекс мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболевания и совершенствование медицинской помощи пациентам на амбулаторно-поликлиническом уровне.
* Публикация подготовлена при поддержке Программы повышения конкурентоспособности РУДН «5–100».
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.