– Александр Васильевич, ЛПУ «Городская больница №13», наверное, одно из самых крупных в регионе. Скажите, пожалуйста, руководить им Вам помогает опыт работы чиновником?
– Опыт работы чиновником помогает во многом: и в управлении кадрами, и в финансовых вопросах. Меня знают по предыдущей работе в администрации города. Я был вице-мэром города по социальным вопросам, и это мне помогает в общении с руководством города и области. Вы знаете, как тяжело попасть на прием к мэру или его заму! А я председатель комиссии по здравоохранению и депутат уже двух созывов. Это тоже дает мне определенные преимущества.
Удается справляться с руководством больницы еще и потому, что здесь сложившийся коллектив. Все мои заместители – это люди, которые работают еще с советских времен, очень опытные. Они мне очень помогают.
В руководстве таким крупным учреждением должна быть идея. У нас – это помощь больному, идея внедрения новых технологий, за счет которых мы помогаем больному.
– Как национальный проект «Здоровье» работает в условиях вашего ЛПУ?
– Национальный проект совсем не коснулся нашей больницы. Я говорил об этом, писал и даже выступал в Администрации Президента. Это большой недостаток национального проекта «Здоровье» – он вовсе не коснулся стационаров при том факте, что 88% населения России лечится именно в них.
– Что уже удалось сделать на сегодняшний день и к чему Вы будете еще стремиться?
– Я работаю в больнице уже 9 лет и пришел в больницу еще социалистической постройки. Это была медсанчасть, существовавшая по суровым законам завода: ничего нельзя – никаких платных услуг. Мне пришлось менять полностью психологию сотрудников и пациентов, перестраивать все на рыночные отношения. Это было крайне тяжело сделать. На данную работу ушло почти пять лет... Тем не менее в настоящее время открыта консультативная поликлиника, куда идут сегодня автозаводцы и в основном (78%) пенсионеры, которые по установленным администрацией города ценам получают полное обследование и лечение. И всех все устраивает. Сегодня и врачи понимают, что без платных услуг мы не выживем, потому что если ранее было два источника финансирования (средства поступали и от завода, и от бюджета города), то сегодня – всего один – из городского бюджета, и то этот бюджет не обеспечивает полностью потребности больницы.
Еще из достижений – материальное состояние сотрудников больницы. Приведу в пример автостоянку для персональных автомашин сотрудников. Когда я только вступил на свою должность, здесь была одна маленькая стоянка, а сегодня их уже три, и не маленьких. Причем паркуются там автомобили не отечественного производства. И на них ездят не только врачи и мои заместители, но и медсестры, и обслуживающий персонал. Это меня очень радует.
– Из муниципальной больницы вы реформируетесь в региональный сосудистый центр. Планы на будущее – наполеоновские?
– Да, конечно. Сегодня нам – единственному муниципальному учреждению в России – удалось попасть в проект сосудистой программы, которая действует в 14 регионах России и включает лечение инфарктов и инсультов. Губернатор области заключил соглашение с Правительством России, мэр – с губернатором, и вот уже сегодня мы перестраиваем больницу № 13 под региональный сосудистый центр. С четвертого квартала к нам придут уже около 400 тыс. пациентов. Под нами будут еще первично-сосудистые центры – это городские больницы № 5 и 39, а также еще три: в Заволжье, Арзамасе и Лысково. Мы будем консультативно и оперативно помогать этим больницам.
Сегодня мы перестраиваем больницу № 13 под новую «тяжелую» технику, которую закупает Правительство РФ, перестраиваем отделение за счет средств города и закупаем аппаратуру за счет средств области. А за счет предоставления платных услуг населению мы организовываем обучение наших сотрудников. Сегодня у нас очень многие учатся в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Белгород, и даже за границей – во Франции и Чехии. Активно идет набор молодых кадров.
С 2011 года мы будем оперировать инфаркт в острой стадии, будем заниматься тромболизисом, оперировать инсульты (геморрагический мы уже оперируем, в перспективе – ишемический с помощью закупаемой для этого техники). На специальных видеоаппаратах мы сможем увидеть головной мозг в трехмерном измерении. Я считаю, это уникальная техника, она имеется уже сегодня в Институте нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко. Наши хирурги имеют опыт работы на такой технике. По крайней мере, на последнем конгрессе, который состоялся в Израиле, наши хирурги практиковались, обучались работе на таком оборудовании. Я думаю, у нас с этим все будет нормально.
– Вы упомянули про проект сосудистой программы, он федеральный или региональный?
– Федеральный, но с условиями, что местная власть будет его софинансировать. Именно на этом условии был подписан договор. Мы попали в этот проект после таких городов, как Томск, Пермь, Иваново, Белгород, Санкт-Петербург, Москва. Я считаю, это уникальное достижение, и подчеркиваю, что у нас в муниципальной больнице были уже кадры, которые занимались нейрохирургией, сосудистой хирургией, делали ангиографические операции. Сейчас мы просто расширяем и внедряем эту сосудистую систему в другие отделения. Сейчас будет и мощная реабилитация. То есть практически эта программа как паровоз вытянет больницу из ежедневной рутинной работы на совершенно новый уровень.
– Расскажите поподробнее про открытие нового центра сосудистой хирургии: особенности оборудования, специализированные кадры.
– Есть приказ Минздрава России, согласно которому необходима полная переоснащенность больницы. Там все стандарты четко прописаны. Самое главное – нам поставят компьютерный томограф на 64 среза, новейшую ангиографическую установку, установку по лечению опухоли головного мозга и инсульта, новую технику УЗИ. Достаточно много закупается техники и для реабилитации наших пациентов в отделениях ЛФК и ФТО.
Еще новшества. Исходя из терапевтического окна при лечении больных с сосудистой патологией, выстроена логистика поступления больного в стационар. Поэтому мы заново реконструировали на первом этаже отделение компьютерной томографии (было на третьем), отделение ангиографии. Четвертый этаж – это операционные и реанимация. Сейчас мы добавляем еще 12 коек для реанимации инсультных больных.
В отделении будут совершенно новые подходы в лечении больных с инсультами. Поэтому очень важен вопрос обучения специалистов. Кадры у нас очень сильные, все в основном врачи высшей категории: реабилитологи, неврологи, нейрохирурги, ангиохирурги. Без категории у нас пока только молодежь, которую мы набираем. Но управлять в лечении этих пациентов будут в основном врачи высшей категории, кандидаты медицинских наук.
– Нельзя не упомянуть про кризис. Как сильно и на чем он сказался, пришлось ли предпринимать какие-либо меры?
– Если говорить о 2009 годе как о кризисном, то лучше всегда бы был такой кризис! Мы жили блестяще в прошлом году, потому что в области была введена одноканальная система финансирования.
Я, например, почувствовал себя главным врачом, каким я был в Нижегородском институте травматологии и ортопедии в советское время. У меня почти не было проблем, мы нормально зарабатывали деньги в соответствии со стандартами, через ФОМС их очень много получали, и в прошлом году мы закрыли почти все проблемы по строительству, закупке инвентаря и оборудования.
В этом году, к сожалению, в одноканальной системе финансирования оставили только областные структуры. При этом у нас в больнице начались проблемы. Если в прошлом году одноканальная система перемешивалась с бюджетом города и мы могли жить хорошо, то в этом году нам уже труднее. Практически ничего, кроме коммунальных платежей и налогов, нам не оплачивают. Остальные расходы (70–80%) мы закрываем за счет платных услуг, это выход для больницы, особенно в кризисной ситуации. Если просмотреть финансовые документы, то еженедельно расчеты по платным услугам составляют 300–400 тыс. рублей. За счет этих денег покрываются многие статьи затрат: обучение персонала, покупка медикаментов, проведение исследований, публикации, канцелярские и хозяйственные расходы и пр.
А в одноканальной системе у меня были деньги на содержание и ремонт больницы, на различные закупки в пределах 100 тыс. рублей. У нас в больнице своя конкурсная комиссия. Поэтому у нас не было проблем при закупках медикаментов, оборудования, строительных материалов. И я знаю, что губернатор сейчас жестко поставил вопрос об обязательном введении в 2011 году одноканальной системы финансирования в регионе. Об этом же говорил и премьер-министр: новые бюджетные учреждения обязательно должны быть в системе одноканального финансирования. Кстати, этого многие опасаются – боятся иметь свободу. Я же ее очень жду...
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.