Хроническая ишемия мозга (ХИМ), или дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП), – синдром хронического прогрессирующего многоочагового или диффузного поражения головного мозга различной этиологии, который проявляется неврологическими, нейропсихологическими и психическими нарушениями. Патология развивается в результате повторных острых нарушений мозгового кровообращения и/или хронической недостаточности кровоснабжения [1–3].
Результаты профилактических осмотров свидетельствуют, что у 20–30% лиц трудоспособного возраста уже имеется ХИМ [4]. Чаще поражаются гиппокамп, таламус, перикаллозальные области, чечевицеобразное ядро, отдельные участки теменной и височной коры, то есть отделы мозга, которые в большей степени ответственны за эмоциональные и мнестические процессы, а также вегетативные функции [5, 6].
Терапия когнитивных нарушений при ХИМ должна быть направлена не только на улучшение памяти, но и профилактику прогрессирования когнитивных расстройств. Именно поэтому в первой линии терапии используются препараты с нейротрофическим эффектом, то есть способные оптимизировать метаболические процессы и увеличивать пластичность нервной ткани головного мозга. Одним из таких препаратов является Церебролизин.
Церебролизин состоит из низкомолекулярных пептидов (25%) и свободных аминокислот (75%). Препарат производится по стандартизированным биотехнологическим методикам с использованием ферментативного расщепления очищенных белков головного мозга свиней и не обладает аллергогенными или токсическими свойствами.
Данное средство показано для лечения пациентов с деменцией различного генеза и лиц, перенесших инсульт. Опыт его применения в нашей стране и за рубежом насчитывает свыше 40 лет [7–11].
Целью настоящего исследования стала оценка эффективности Церебролизина у амбулаторных пациентов с ДЭП различной степени тяжести.
Материал и методы
В исследовании участвовали 77 пациентов: 49 женщин в возрасте 43–85 лет (средний возраст – 66 лет) и 28 мужчин 53–89 лет (средний возраст – 71 год). Церебропротективную терапию до исследования получали 33 (42,8%) больных.
Все участники прошли комплексное обследование, которое предполагало выявление факторов риска развития цереброваскулярных заболеваний, проведение нейровизуализации с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ), анкетирования, скрининговой программы, оценку неврологического статуса.
Диагноз ДЭП устанавливали при наличии клинической картины, перенесенных эпизодов транзиторной ишемической атаки (ТИА) и инсультов, факторов риска нарушения мозгового кровообращения и исключении других заболеваний с аналогичными симптомами. Речь, в частности, идет о болезни Альцгеймера, тревожном неврозе, депрессии [12]. Степень ДЭП и синдромы устанавливались по жалобам, данным неврологического обследования и МРТ.
Нами разработана минимальная скрининговая программа, позволяющая оценить степень когнитивных нарушений и тревожно-депрессивного расстройства. Она включает тесты «Мини-Ког» (тесты трех слов и рисования часов) и «Серийный счет», а также Краткую гериатрическую шкалу депрессии (Geriatric Depression Scale Short Form – GDS-SF). По нашему мнению, использование для нейропсихологического скрининга кратких тестов оправданно, поскольку их выполнение не занимает много времени, они чувствительны даже в отношении легких когнитивных расстройств и их результаты служат основанием для назначения церебропротективной терапии. В частности, тест рисования часов позволяет выявлять дисфункцию лобных долей. Как известно, при ДЭП страдают преимущественно передние отделы головного мозга [13].
Перечисленные тесты проводились до и после лечения Церебролизином (10 мл внутривенно капельно № 10).
При статистической обработке результатов использовали программы STATISTICA 8.0 и Excel, для оценки выраженности симптомов в динамике – парный критерий Вилкоксона. Долю пациентов, ответивших на лечение, рассчитывали с помощью критерия Мак-Немара. Данные считались достоверными при р < 0,05.
Результаты
У 63 (82%) пациентов диагностирована вторая степень ДЭП, у девяти (11,6%) и пяти (6,4%) – первая и третья степень соответственно (рис. 1).
У 11 обследованных в анамнезе острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК): у семи (9,0%) – одно, у четырех (6,4%) – два. У восьми (10,4%) пациентов зафиксированы эпизоды ТИА (рис. 2).
Выявлены следующие модифицируемые факторы риска развития сосудистых заболеваний головного мозга: артериальная гипертензия – у 45 (58,4%) больных, дислипидемия с атеросклерозом прецеребральных артерий – у 31 (40,2%), мерцательная аритмия – у 16 (20,7%), сахарный диабет 1-го и 2-го типов – у 14 (18,1%), ожирение – у 12 (15,5%), вредные привычки (курение и прием алкоголя) – у 11 (14,2%), применение пероральных контрацептивов – у семи (9,0%) пациенток (рис. 3). Более трех факторов риска зарегистрировано у пяти (6,4%) пациентов, три – у девяти (11,6%), два – у 14 (18,1%) пациентов.
При оценке неврологического статуса когнитивные расстройства зафиксированы у 70 (90,90%) участников исследования, вестибуло-атактический синдром – у 35 (45,40%), цефалгический – у 29 (37,60%), астенический – у 16 (20,70%), паркинсонический – у трех (3,80%), дизартрия – у четырех (5,19%), пирамидная недостаточность – у четырех (5,19%) участников (рис. 4). При этом жалобы на когнитивный дефицит предъявляли только 49 (63,6%) больных. Третьи лица нарушение когнитивных функций отмечали лишь в 25 (32,4%) случаях. Полученные данные свидетельствуют о недостаточно критичном отношении пациентов и их близких к оценке когнитивных функций или склонности считать их ухудшение нормальным или возрастным явлением.
На фоне проведенного лечения отмечалась положительная динамика. Так, тест «Серийный счет» до лечения с ошибками выполняли 70 (90,9%) пациентов, после – 34 (44,1%) (р < 0,05, критерий Мак-Немара), тест трех слов – 50 (64,9%) и 20 (25,9%) больных соответственно (р < 0,05, критерий Мак-Немара). При проведении теста рисования часов до терапии ошибки наблюдались у 60 (77,9%) участников, после – у 35 (45,4%) (р < 0,05, критерий Мак-Немара) (рис. 5).
У всех пациентов до лечения показатель депрессии по GDS-SF в среднем составлял 10,00 ± 1,45 балла, после – 6,0 ± 1,2 балла (p < 0,01, критерий Вилкоксона).
Все больные отметили субъективное улучшение общего самочувствия и отсутствие побочных реакций.
Заключение
Нами установлены модифицируемые факторы риска развития ДЭП, такие как артериальная гипертензия, дислипидемия с атеросклерозом прецеребральных артерий, мерцательная аритмия, сахарный диабет 1-го и 2-го типов, ожирение, курение и прием алкоголя, использование пероральных контрацептивов. Первое место по частоте встречаемости занимает артериальная гипертензия – 58,4% случаев, последнее – применение пероральных контрацептивов – 9,0%. Для улучшения прогноза в отношении ОНМК больным из группы высокого риска развития цереброваскулярной патологии необходимы ранняя диагностика и профилактика риска развития подобной патологии [14].
Всем пациентам при наличии характерных жалоб и факторов риска цереброваскулярных заболеваний необходимо проводить минимальное скрининговое нейропсихологическое исследование для выявления первого и наиболее значимого синдрома ХИМ (ДЭП) – когнитивного дефицита. Последний имел место у 90,9% пациентов.
Ранняя диагностика ХИМ и своевременно начатая церебропротективная и нейрорепаративная терапия, в частности, высокоэффективным и безопасным препаратом Церебролизин способны замедлить прогрессирование патологического процесса и обеспечить долгосрочное улучшение качества жизни больных.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.