17 декабря 2024 г. в Москве состоялся консилиум экспертов на тему: «Практические вопросы применения биологически активных добавок в дерматологии». Данное научное мероприятие стало площадкой для обсуждения накопившихся клинических и организационных проблем в области применения биологически активных добавок в дерматологии и косметологии. В рамках консилиума также обсуждали вопросы терминологии, контроля качества и перспектив применения биологически активных добавок. Предметом дискуссии стал вопрос целесообразности включения биологически активных добавок на основе омега-3 в терапевтический комплекс у пациентов с акне, получающих лечение системным изотретиноином.
Целью консилиума являлось рассмотрение следующих вопросов:
В заседании приняли участие эксперты в области дерматовенерологии, косметологии, которые в комплексе рассмотрели имеющиеся данные по применению биологически активных добавок в дерматологии и косметологии у различных групп пациентов, которым необходимо дополнительное назначение активных веществ для повышения эффективности комплексной терапии или для улучшения переносимости лекарственного препарата. По основным обсуждаемым вопросам эксперты провели голосование, результаты которого представлены ниже. Были выдвинуты предложения о дальнейших образовательных, информационных и организационных мероприятиях, направленных на расширение знаний пациентов и врачей по проблеме применения биологически активных добавок в клинической практике.
В первом блоке вопросов обсуждали общие аспекты, касающиеся юридического статуса биологически активных добавок (БАД) – биологически активных веществ или их композиций, которые предназначены для приема с пищей или для введения в состав пищевых продуктов [1]. Таким образом, юридически БАД относятся к пищевым компонентам и лекарственными средствами не являются [2]. При этом одни и те же вещества могут быть зарегистрированы и как БАД, и как лекарства. Основная функция БАД – восполнение различных биологически активных веществ (пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, аминокислот, микроэлементов и др.) для нивелирования их дефицита и оптимизации рациона питания [3]. На сегодняшний день стандартов производства БАД нет, клинических исследований по оценке эффективности не проводится, а контроль качества заключается лишь в оценке безопасности их как пищевых продуктов. Следует отметить, что в России нет единой системы и нормативной базы регулирования в сфере оборота БАД. Обсуждение по данным вопросам показало достижение консенсуса по всем вопросам (табл. 1).
Второй блок обсуждаемых вопросов касался общей информации об омега-3 жирных кислотах и их применении в дерматологии и косметологии. Омега-3 жирные кислоты представляют собой группу длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) [4]. Основными источниками омега-3 ПНЖК являются рыбий жир и некоторые растения [5]. Согласно Национальному опросу о состоянии здоровья 2012 г., омега-3 ПНЖК являюся безопасной добавкой без каких-либо серьезных побочных эффектов [4]. Омега-3 ПНЖК не только не оказывают неблагоприятного воздействия на печень, но и могут улучшить липидный профиль вследствие снижения уровня триглицеридов и общего холестерина в сыворотке и повышения концентрации липопротеинов высокой плотности (ЛПВП) [6]. Кроме того, результаты нескольких клинических исследований подтвердили эффективность омега-3 ПНЖК в лечении депрессии [7]. Липидные медиаторы, полученные из омега-3 жирных кислот, являются противовоспалительными молекулами и играют важную роль в разрешении воспаления [8]. В некоторых исследованиях сообщалось об их эффективности в лечении экзематозных поражений и профилактике аллергических заболеваний [9]. H. Kangari и соавт. наблюдали по результатам проведенного исследования применения омега-3 ПНЖК такие эффекты, как облегчение симптомов синдрома сухого глаза [10]. В исследовании R.C. Barcelos и соавт. введение омега-3 ПНЖК способствовало уменьшению трансэпидермальной потери жидкости и, соответственно, снижению симптомов ксероза у крыс [11].
С учетом представленных данных по всем вопросам второго блока также был достигнут консенсус (табл. 2).
Третий блок вопросов касался информации по целесообразности применения омега-3 ПНЖК у пациентов с акне, получающих терапию системным изотретиноином (СИ). Были обсуждены данные ряда исследований, по результатам которых доказана целесообразность применения омега-3 ПНЖК у пациентов на фоне приема СИ, что способствовало снижению частоты развития и степени выраженности нежелательных явлений СИ [12, 13]. С учетом представленных данных и собственного клинического опыта по всем вопросам третьего блока также был достигнут консенсус (табл. 3).
Четвертый блок консенсуса экспертов по информации о применении омега-3 ПНЖК у пациентов в антивозрастных программах включал вопросы целесообразности их применения для коррекции инволютивных изменений кожи. Данное направление имеет большие перспективы в косметологии, так как основные подходы к терапии инволютивных изменений кожи касаются использования аппаратных и инъекционных методов, при этом нутритивная поддержка необходима с различных позиций. Имеются многочисленные данные об эффективности приема омега-3 ПНЖК у пожилых людей для профилактики когнитивных нарушений, что отражено в одном крупном метаанализе [14]. В другом исследовании была изучена связь между потреблением жирных кислот омега-3 ПНЖК с пищей и ускоренным фенотипическим старением, называемым PhenoAgeAccel. PhenoAgeAccel определяется как разница между фенотипическим биологическим возрастом, рассчитанным с использованием биохимических маркеров крови, и хронологическим возрастом. В исследовании приняли участие 20 337 пациентов, у которых оценивали потенциал потребления омега-3 ПНЖК для замедления биологического старения с последующим проведением перекрестного анализа потребления жирных кислот омега-3 ПНЖК и ускоренного фенотипического старения. Показатель PhenoAgeAccel (β = -0,071; 95%-ный доверительный интервал -0,119–(-0,024) (p = 0,004)) показал, что увеличение потребления омега-3 ПНЖК связано с замедлением процессов PhenoAgeAccel. Результаты этого исследования доказывают потенциальную роль жирных кислот омега-3 в регулировании PhenoAgeAccel и объясняют стратегию замедления процесса старения с помощью диетических вмешательств вследствие увеличения потребления омега-3 ПНЖК. В ряде исследований была предпринята попытка исследования биологических эффектов омега-3 ПНЖК на клеточном уровне. Было обнаружено, что омега-3 жирные кислоты могут влиять на уровни метилирования и уровни экспрессии генов, связанных с возрастными заболеваниями, при этом причинно-следственная связь между влиянием омега-3 ПНЖК касается влияния на микробиом кишечника [15], как и давно ставшие классическими исследования по профилактике атеросклероза [16].
С учетом представленных данных по всем вопросам четвертого блока также был достигнут консенсус и обсуждены перспективы применения омега-3 ПНЖК в антивозрастных программах (табл. 4).
Обсуждение
Более 30 лет NFO® является экспертом в сегменте продуктов омега-3 ПНЖК. Нутрицевтики NFO® имеют клиническую доказательность [13, 17–21]. Большинство продуктов NFO® омега-3 ПНЖК предназначены для достижения уникальной цели и имеют характерные для них преимущества. В линейке продуктов NFO® есть препараты для регулярного потребления, такие как Омега-3 Баланс и Омега-3 1000 мг. NFO® Омега-3 Форте (средняя доза омега-3) – это универсальная формула, продукт может назначаться взрослым и детям с трех лет. Нутрицевтик NFO® Омега-3 Стронг ДГК содержит повышенную концентрацию докозагексаеновой кислоты (740 мг в суточной дозе) и показан для поддержки когнитивных функций и зрения. Перспективным продуктом является NFO® Жир печени акулы, который содержит сквален, скваламин и алкоксиглицериды, которые играют важную роль при иммуно-ассоциированных заболеваниях кожи. В продуктах NFO® имеется БАД Омега-3 Ультима, который содержит самую высокую концентрацию ЭПК и ДГК в одной капсуле – 990 мг, при этом характеризуется высоким профилем безопасности. Данный продукт был изучен в исследовании у пациентов с акне для профилактики нежелательных явлений на фоне системного изотретиноина [13]. В дерматологии имеет перспективу применения продукт NFO® Омега-3 Масло лосося, который сбалансирован по содержанию омега 3–6–9. Подходит для сопроводительной терапии атопического, себорейного дерматитов, а также пациентам с ксерозом, шелушением кожи. Его необходимо использовать при низкокалорийной диете, когда снижается потребление жиров. NFO® Омега-3 Масло криля характеризуется уникальным тандемом омега-3 ПНЖК и астаксантина в форме фосфолипидов, что обеспечивает высокую биодоступность нутрицевтика. Применение данной БАД перспективно и в косметологии, в том числе в отношении профилактики фотоповреждения.
Таким образом, биологически активные добавки относятся к группе активных веществ, которые могут использоваться в алгоритмах ведения пациентов с дерматологической патологией, а также в косметологии. Для обоснования их включения необходимы исследования как эффективности, так и сочетаемости с лекарственными препаратами. В настоящее время омега-3 ПНЖК активно исследуются, особенно в отношении профилактических и лечебных эффектов при воспалительных состояниях, а также в программах антивозрастной терапии. БАД с омега-3 ПНЖК в своем составе имеют широкую перспективу в клинической практике, что подтверждено консенсусом экспертов.
Материалы по продуктам были предоставлены компанией NFO®.
Все решения по финальному тексту принимали авторы публикации.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.