– Как часто когнитивными нарушениями страдают пациенты молодого и среднего возраста?
– К сожалению, крупных популяционных исследований на эту тему не проводилось. По собственному опыту могу сказать, что когнитивные нарушения, причем разной степени тяжести – от субъективных до тяжелой деменции, совсем не редкость в молодом и среднем возрасте. Однако если у пациентов пожилого и старшего возраста когнитивные расстройства чаще всего вызваны нейродегенеративными и сосудистыми заболеваниями головного мозга, то у лиц моложе 50 лет причины нарушений когнитивных функций другие. Как показало исследование, выполненное на нашей кафедре, среди причин лидируют расстройства тревожно-депрессивного спектра. Сосудистая патология головного мозга также встречается, но, как правило, в возрасте ближе к 50 годам и в целом существенно реже, чем психогенные расстройства. Дегенеративные заболевания головного мозга в молодом и среднем возрасте наблюдаются еще реже, но отличаются быстрым прогрессированием. Иначе говоря, если нейродегенеративное заболевание рано дебютировало, это означает, что оно вызвано тяжелыми генетическими нарушениями, и поэтому прогноз неблагоприятный.
– Какие жалобы преобладают в молодом и среднем возрасте?
– Спектр жалоб при когнитивных расстройствах мало зависит от возраста. Обычно пациенты отмечают повышенную забывчивость, трудности концентрации, поиск нужного слова в разговоре, быструю утомляемость при умственной работе, общую слабость. Эти симптомы достаточно ясно указывают на мнестико-интеллектуальную сферу и обычно правильно интерпретируются докторами. Однако значительная часть пациентов с когнитивными расстройствами на первый взгляд как будто не жалуются на память или сообразительность. Они приходят к врачу с рассказом о разнообразных неприятных ощущениях в голове. Это может быть тяжесть, или отсутствие ясности, или даже головная боль и головокружение. Часто они так описывают свое состояние: «не моя голова», «голова как чугунная», «по голове как пыльным мешком ударили» и т.п. Потом при детальном расспросе выясняется, что неприятные ощущения мешают сосредоточиться или вызывают чувство усталости, снижают переносимость интеллектуальных нагрузок. По сути, подобные жалобы не что иное, как своеобразный субъективный эквивалент недостаточности концентрации внимания.
– Могут ли возникнуть сложности с диагностикой когнитивных нарушений у пациентов в молодом возрасте?
– Безусловно, диагностировать когнитивные нарушения у людей в молодом и среднем возрасте труднее, чем в пожилом и старшем. Те простые скрининговые методики, которые применяются в повседневной клинической практике, например Mini-Cog или Краткая шкала оценки психического статуса, у молодых людей недостаточно чувствительны и поэтому могут давать ложноотрицательный результат. Монреальская шкала оценки когнитивных функций – более чувствительная методика, но и ее нельзя считать оптимальной. Пациенты молодого возраста нуждаются в полноценном нейропсихологическом обследовании с использованием стандартных тестов на память, управляющие функции, внимание и т.д. Конечно, такое обследование трудо- и времязатратно, а потому не всегда осуществимо в клинической практике. В этой связи, с нашей точки зрения, следует исходить из «презумпции» наличия когнитивных расстройств: жалобы когнитивного характера нужно считать обоснованными, даже если простые скрининговые методики ничего не выявляют.
– Есть ли клинические особенности у когнитивных нарушений в молодом и среднем возрасте?
– Все зависит от конкретной причины когнитивных нарушений. Для наиболее распространенных в молодом возрасте когнитивных нарушений психогенной природы характерен так называемый подкорковый тип расстройств. При данном варианте в наибольшей степени страдают темп познавательной деятельности и концентрация внимания. Интеллектуальная работа требует существенно больше времени, чем раньше, пациенты быстро устают, легко отвлекаются от начатого дела. Может наблюдаться умеренная забывчивость, касающаяся новой информации, но память на прошлые события не страдает. Нормализация эмоциональной сферы при этом ведет к регрессу когнитивных расстройств, но не всегда полному. Исследования последних лет свидетельствуют, что даже после регресса тревожно-депрессивных расстройств когнитивная симптоматика частично сохраняется и может персистировать в течение длительного времени. На фоне тревожно-депрессивных нарушений активируется гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система, что запускает дегенеративные процессы в головном мозге. Для того чтобы не допустить подобного варианта развития событий, целесообразно как можно раньше начинать лечение тревожно-депрессивных нарушений, использовать в комплексной терапии нейропротективные препараты.
– На что надо ориентироваться при выборе тактики ведения таких пациентов?
– Выбор лечения принципиально не зависит от возраста, а определяется причиной и тяжестью когнитивных нарушений. При субъективных когнитивных расстройствах медикаментозная терапия не показана, лечение сводится к оптимизации образа жизни и систематическому когнитивному тренингу. При легких и умеренных когнитивных нарушениях назначаются нейрометаболические препараты. Когнитивный тренинг, безусловно, также полезен. При выраженных нарушениях, особенно тяжелом слабоумии, эффективность когнитивного тренинга снижается. Из медикаментозной терапии в подобных случаях целесообразно применять мемантин и ацетилхолинергические средства. Ну и, конечно, вне зависимости от тяжести состояния нужно воздействовать на причину: тревожно-депрессивные расстройства или заболевания сердечно-сосудистой системы. Использование всех возможностей фармакотерапии и немедикаментозных методов лечения позволяет достичь значительного успеха у большинства пациентов молодого и среднего возраста.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.